Микеланджело. Грехопадение
От людей верующих постоянно слышишь: человек грешен. И не только грешен (по определению), но и должен постоянно напоминать
себе об этом и постоянно просить за это прощения у бога ("Прости меня, грешного").
Попробуем немного разобраться с этим феноменом.
Для начала, как обычно, определимся с терминологией. Т.е. дадим определение греха.
Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже - нарушение доминантных морально-этических правил и норм, установившихся в обществе.
Грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.
Греховным может быть действие или бездействие, слово, мысль, желание, чувство.
В христианстве, в соответствии с мнениями святых отцов, грех - это не просто какой-то неблаговидный или аморальный поступок, это прежде всего нарушение воли Божией, заповеди Божией, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом (из книги "Исповедую грех, батюшка").
В книге "Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах" читаем:
"Вина и страх - это необходимые инструменты, позволяющие держать людей под контролем.
Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы обучают всегда и во всем винить только себя.
Они всегда виноваты в том, что "не сделали", "не справились", "не смогли", "не предусмотрели", "не так подумали" и т.д.
Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес."
Вот из этих исходных данных и будем исходить.
Итак, что же считает грехом православие?
В православной церкви нет общепризнанного полного списка ("канона") грехов, так же, как нет их строгой классификации. Например, гордыня - грех и против Бога, и против ближнего, и даже (в конечном счёте) против самого же себя. Кроме того, гордыня содержится во множестве других грехов, точнее сказать, во всех, так же, как в гордыню включаются и тщеславие, и самомнение и многие другие грехи, страсти и пороки: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак.2:10).
Ниже приводится список деяний, обычно относимых в среде православных к грехам.
Грехи против Господа Бога:
- гордыня;
- нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
- неверие и маловерие;
- отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
- чрезмерное упование на милость Божию;
- лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
- отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния - и даже за ниспосланные скорби и болезни;
- обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
- занятие "чёрной" и "белой" магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
- суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов;
- хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
- неисполнение обетов, данных Богу;
- призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
- кощунственное отношение, без должного благоговения, к иконам, мощам, свечам, святым, Священному Писанию и т. д.;
- устыжение креститься и исповедовать православную веру, неношение креста, небрежное исполнение крестного знамения и молитвенных правил (утреннего, вечернего, поклонов);
- намеренное нечтение Священного Писания, духовной литературы;
- пропуск без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений, хождение в храм без усердия и прилежания; леность на молитве, рассеянное и холодное моление, разговоры, дремота, смех, хождение по храму во время церковной службы, невнимательное, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;
- редкое исповедание грехов, сознательное утаивание их;
- причастие без сокрушения и страха Божьего, без должного приготовления; причастие не примирившись с ближними, при намеренном утаении грехов;
- ослушание духовного отца; осуждение священнослужителей и монашествующих, роптание и обида на них;
- непочитание праздников Божьих;
- нарушение постов, несоблюдение постных дней - среды и пятницы;
- принятие учений раскольников, сектантов, еретиков и увлечение еретическими умствованиями;
- размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством.
Грехи против ближнего:
- неимение любви к ближним;
- неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
- неумение прощать, воздаяние злом за зло;
- отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям, огорчение и обижание родителей;
- неисполнение обещанного, неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
- избиение, покушение на чужую жизнь;
- убиение младенцев во чреве (аборты), советы делать аборты ближним;
- ограбление, вымогательство;
- мздоимство;
- укор, упрёк
- отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
- леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность;
- плохое воспитание детей - вне христианской веры;
- отсутствие милосердия, скупость;
- нежелание посещать больных;
- немоление за наставников, родных, врагов;
- беспочвенная жестокость к животным, птицам; насекомым и к прочим живым тварям
- прекословие, неуступление ближним, споры;
- клевета, осуждение, злословие;
- сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров;
- оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка;
- лицемерие;
- гнев;
- подозрение ближних в неблаговидных поступках;
- обман;
- лжесвидетельство;
- соблазнительное поведение, желание прельстить;
- ревность;
- развращение своими действиями ближних;
- дружба из корысти и измена.
Грехи против самого себя:
- тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
- ложь, зависть;
- празднословие (разговоры ни о чём), смехословие (смех ни с чего, шутки ни с чего, пошлые усмешки);
- редкое причащение святых Христовых Таин;
- сквернословие;
- раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение;
- уныние, тоска, печаль;
- делание добрых дел напоказ;
- леность, провождение времени в праздности, многоспание;
- объедение (чревоугодие);
- любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
- пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
- излишнее внимание к плоти;
- стремление к земным почестям и славе;
- потворство духу времени (потакание новомодным идеям типа New Age) и мирским обычаям (а-ля "посидим на дорожку", выпускание белых голубей, "через порог не передают" и проч.);
- привязанность к разного рода вещам ("жаление" вещи, привычка "трястись" за вещь);
- употребление наркотиков, пьянство;
- игра в азартные игры;
- украшение себя, чтобы прельстить;
- занятие сводничеством, проституцией;
- исполнение непристойных песен, танцев;
- просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
- принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
- блуд (секс вне брака);
- прелюбодеяние (измена при браке);
- допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
- рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
- невоздержание в супружеской жизни (во время поста, в субботние и воскресные дни, церковные праздники);
- мужеложество;
- скотоложество;
- холодность и бесчувственность на исповеди, умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.
Имеется еще одна классификация: 7 смертных грехов и противоположные им 7 добродетелей.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души:
- Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.
- Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
- Блуд (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. В Библии говорится: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".
- Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
- Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям. Пьянство, употребление наркотиков.
- Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения (как, например, Ирод, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев).
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
- Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи вопиющие к небу:
- Умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
- Содомский грех.
- Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
- Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
- Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
- Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
- Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
- Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
- Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
В книге "Исповедую грех, батюшка" список грехов еще обширнее.
В общем, список весьма внушительный, с какой стороны его не рассматривай. Не отмыться вовек. Видимо поэтому человек и должен считать себя грешным и постоянно "бить себя по голове" подобными напоминаниями.
Причем под понятие греха можно подвести что угодно. Например, поведение маленького ребенка, который не слушается родителей. Грешен, потому как огорчает родителей. Хоть и младенец, а уже по уши в грехах. А чем старше становится - тем грешнее будет.
В это и есть парадокс. Человек рождается безгрешным, чистым. Про так называемый "первородный грех" пока говорить не будем. И по идее его жизнь должна быть стремлением вверх, к совершенству. Но церковь требует постоянно напоминать самому себе: ты грешен, ты плохой. Чем больше живешь, тем больше у тебя грехов. Напоминай себе об этом, почаще кайся. Но разве это путь к совершенству? Разве может быть уверенным в себе и в своих силах человек, который считает себя плохим, грешным, никем?
О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям:
- Любовь.
- Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
- Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
- Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
- Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних.
- Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
- Бездействие телесных чувств при молитве.
- Молитвенная сила, побеждающая грех.
- Отступление всех страстей.
- Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения.
- Нестяжание.
- Удовлетворение себя одним необходимым.
- Ненависть к роскоши.
- Милосердие к нищим.
- Любление нищеты евангельской.
- Упование на Промысел Божий.
- Последование Христовым заповедям.
- Спокойствие и свобода духа.
- Мягкость сердца.
- Целомудрие.
- Уклонение от всякого рода блудных дел.
- Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов.
- Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания.
- Скромность.
- Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
- Служение больным и увечным.
- Воспоминание о смерти и аде.
- Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.
- Смирение.
- Страх Божий.
- Ощущение его при молитве.
- Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто.
- Глубокое познание своего ничтожества.
- Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
- Явление простодушия от живой веры.
- Ненависть к похвале человеческой.
- Постоянное обвинение и укорение себя.
- Правота и прямота.
- Беспристрастие.
- Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
- Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15).
- Оставление словооправдания.
- Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии.
- Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.
- Воздержание.
- Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина.
- Хранение точное постов, установленных Церковью.
- Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.
- Кротость.
- Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью.
- Терпение.
- Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест.
- Мир сердечный.
- Тишина ума.
- Твёрдость и мужество христианские.
- Неощущение оскорблений.
- Незлобие.
- Трезвение.
- Усердие ко всякому доброму делу.
- Внимание при молитве.
- Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими.
- Крайняя недоверчивость к себе.
- Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием.
- Благоговение.
- Постоянное бодрствование над собою.
- Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов.
- Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
Вот так. Добродетели, в частности, это униженнейшее о себе мнение ("ты никто и звать тебя никак"), ненависть к похвале, постоянное (ПОСТОЯННОЕ!) обвинение и укорение себя, ненависть (во даже как!) к роскоши и любление нищеты евангельской. Вам это нравится? Мне - нет.
В книге "О том, что будет, когда тебя не будет" проскакивает небезынтересная фраза:
"даже только что новорожденные дети уже являются грешниками". Вот оно даже как.
Рождение человека делает его грешным. Вопрос: а зачем тогда вообще рождаться?
Обратимся теперь к исламу и посмотрим, что является грехом там.
Грехи неверия:
- неверие
- лицемерие
- придание Аллаху сотоварищей
- вероотступничество
Грехи тела:
- нанесение татуировки
- уподобление противоположному полу
- изменение тела (выщипывание бровей, покраска волос и бороды; исключение составляет покраска хной)
- ношение мужчиной золотых изделий и шёлка
В исламе различают 7 видов органов человека, которые могут совершать грехи. К ним относятся: глаза, уши, язык, руки, ноги, живот и половые органы.
Грехи глаз
- похотливый взгляд
- рассматривание срамных частей тела (аврат). Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин - от пупка до колен включительно
- презрительный взгляд на человека
- подсматривание и подглядывание в чужой дом, замочную скважину и т. д.
Грехи ушей
- подслушивание разговоров людей, не желающих, чтобы их слышали
- прослушивание запрещённой музыки и звуков
- слушание клеветы, злословия, сплетней и тому подобное
Грехи языка
- проклятие
- обман
- громкое оплакивание, крики и причитания по усопшему
- лжесвидетельство и ложная клятва
- злорадство (шамата)
- высмеивание (сухрия)
- упрек (манн)
- пустословие (лягу)
- зыхар - это говорить своей жене: "Ты для меня как спина моей матери". Некоторые употребляют это выражение (или слова такого же значения), имея в виду, что он будет относиться к жене как к родной матери и воздерживается, отказывается от полового акта с ней
- сквернословие (базаг)
- сплетни (намима) - передача слов от одних людей к другим, для того чтобы поссорить их и испортить отношения между ними. Для того, чтобы подобная передача слов от одного человека к другому считалась намимой необязательно обманывать или передавать ложные сведения, а достаточно рассказать то, что является правдой
- ложь
- клевета в адрес какого-либо человека. Это запрещенное Исламом деяние, являющееся большим грехом. Клеветники будут подвержены Аллахом мучительному наказанию. Самой большой клеветой является многобожие (ширк) и вера в могущество кого-либо кроме Аллаха
- бухтан - сплетни, наговор, недостоверная информация о человеке
- гыйбат, гыба, гайбат (от араб. хула, поклеп;) - заглазное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека, стремление разузнать личные тайны человека для предания их гласности. Гыйбат - "говорить о третьем лице в его отсутствие нелицеприятные вещи, осуждать за глаза, охаивать". Это слово одного корня со словом "гайб - неизведанное, скрытое". В Коране и хадисах пророка Мухаммеда понятие гыйбат часто сравнивается с поеданием мяса мёртвого человека. "Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата" (Коран, 49: 12). Гыйбатом так же считаются любые разговоры об отсутствующем человеке, которые ему бы не понравились, даже если это правда. Исламская религия запрещает эти деяния и рассматривает их одними из самых богопротивных. Гыйбат является одним из самых больших грехов в Исламе. Гыйбат разрешается только в нижеследующих случаях: При свидетельствовании на суде; В случае, если человек страдает от несправедливости какого-нибудь деспота; Если осуждается человек, который совершенно открыто, не стесняясь общества, совершает греховные деяния
- обвинение в грехе (казф) - клевета в адрес какого-либо человека о совершении им прелюбодеяния. Затем это слово приобрело новое значение - обвинять кого-либо в совершении какого-то греха
Грехи рук
- обвешивание, обмеривание и воровство
- грабёж, разбой
- убийство без права
- избиение, искалечивание, живодерство
- взяточничество
- азартные игры
- прикосновение с вожделением к лицам противоположного пола
- создание идолов, скульптур одушевленных созданий
- написание того, что запрещено произносить (см. Грехи языка)
Грехи ног
- путешествие женщины без махрама
- прохождение перед молящимся при выполнении условия ограждения (сутра)
- бегство жены, должника, раба и т. д.
- горделивая, кичливая либо вызывающая походка
Грехи живота
- употребление в пищу того, что получено незаконным путём (харам) в результате ростовщичества, воровства и т. д.
- употребление спиртного, опьяняющих и одурманивающих веществ (наркотиков)
- употребление в пищу нечистот (наджаса), мяса животных, запрещенных Шариатом (свинина, мертвечина, мясо хищников и животных заколотых без упоминания имени Аллаха)
Грехи половых органов
- прелюбодеяние (зина)
- гомосексуализм и лесбиянство
- анальный секс (лиуат)
- скотоложство
- онанизм
- совершение полового акта во время менструации или послеродовых выделений; или же после их прекращения и до совершения женщиной аль-гусуль; или после его совершения женщиной без намерения о снятии большого хадаса, или при отсутствии одного из условий аль-гусуля
- обнажение половых органов перед тем, при ком запрещено это делать
- исправление нужды на могилу, в тени где отдыхают люди, стоячую воду и т. д.
Нравственные грехи
- высокомерие
- гордыня
- тщеславие (самолюбие)
- лицемерие (показуха)
- зависть
- хитрость (коварство, предательство)
- жадность (скупость)
Имам Захаби в своей книге "Большие грехи", опираясь на священные аяты и хадисы, описывает семьдесят шесть больших грехов:
- Придание Всевышнему Аллаху сотоварищей
- Убийство человека
- Колдовство
- Пренебрежение намазом
- Уклонение от выплаты закята
- Непослушание родителям
- Ростовщичество
- Посягательство на имущество сироты
- Приписывание ложных слов Посланнику (выдумывание хадисов)
- Несоблюдение поста в месяц Рамадан без уважительной причины
- Бегство с поля боя
- Прелюбодеяние
- Управление государством, обманывая и тираня граждан
- Употребление спиртного
- Высокомерие, гордыня, надменность
- Лжесвидетельство.
- Гомосексуализм
- Клевета на порядочную женщину
- Незаконное использование трофеев, средств народной казны и пожертвований
- Присвоение чужого имущества
- Воровство
- Разбой
- Принесение ложных клятв
- Ложь
- Самоубийство
- Нечестность в вынесении судебных решений
- Допущение легкого поведения жены, дочерей и т.д.
- Уподобление женщин мужчинам, а мужчин - женщинам
- Мошенническая свадьба
- Употребление в пищу крови, мертвечины и свинины
- Неаккуратность в отношении мочи
- Неправедный сборщик налогов
- Лицемерие
- Предательство
- Получение знаний ради мирского и сокрытие их ради мирского
- Попрекание оказанной милостью
- Отрицание предопределения
- Выведывание чужих секретов
- Проклятие
- Неподчинение приказу
- Вера в слова прорицателей и предсказателей
- Неподчинение женщины мужу
- Отказ от общения с родственниками
- Изображение живых существ
- Сплетни
- Громкое оплакивание умершего
- Злословие о родословной человека
- Притеснение и нанесение обид
- Поднимать оружие на верующих и обвинять верующих в неверии
- Причинение вреда и оскорбление мусульман
- Причинение вреда праведникам
- Удлинение одежды для важности вида
- Ношение шелковой одежды и золота мужчинами
- Бегство раба
- Принесение в жертву животного не ради Всевышнего
- Подмена меток, обозначающих границы земельных участков
- Оскорбление сахабов
- Оскорбление ансаров
- Призыв к запретному и греху
- Ношение парика и нанесение татуировки
- Угроза мусульманам оружием
- Признание отцом того, кто не является таковым
- Пророчить плохое
- Использование золотой и серебряной посуды
- Спор
- Кастрирование раба, его избиение и угнетение
- Обвешивание покупателя
- Уверенность в своей безопасности от наказания Аллаха
- Потеря надежды на Всевышнего Аллаха
- Неблагодарность за полученные блага
- Отказ давать людям воду, при наличии ее в большом объеме
- Нанесение клейма на животное
- Азартные игры
- Преступления в Месджид Харам
- Отказ от пятничной молитвы и совершение ее в одиночестве
- Шпионаж против мусульман и тайное выведывание их секретов
Заметим - некоторые деяния считаются грехами, если происходят против мусульман. Против других людей - грехом не считается.
Прощение грехов и у христиан, и у мусульман происходит через покаяние, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него прощение грехов от самого Бога. От кающегося требуется искреннее сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь и уверенность в милосердие Бога.
Есть грехи, которые признаются непростительными. Но и тут священники нашли обходной путь. Они непростительны не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них. Выкрутились. Это не Бог тебя не прощает, у Бога милосердия в запасе - выше крыши. Это грешник такой плохой, что не может сам себя простить.
Как-то в интернете я наткнулся на одну статью о покаянии. Каялась женщина, причисляя к грехам следующий длинный список своих деяний:
- Не старалась узнать как войти в Царство Небесное.
- Падала духом.
- Стала верующей во вторую половину жизни своей, детство, юность прошли в неверии, не посещала храм, не молилась, не исповедовалась.
- В отчаянии пыталась покончить жизнь самоубийством или думала: "Лучше бы мне умереть".
- Была убийцей своего чада во чреве, делая аборт. Давала советы делать аборт своим знакомым.
- Просфору и святую воду принимала без благоговения: разговаривала, сидела, крошки сыпались, святая вода проливалась.
- Надеялась на человека больше, чем на Бога.
- Допускала половую связь до брака.
- Творила блудные грехи сама с собой, с подругой, разжигалась мыслями.
- Простирала руки к своему нагому телу, смотрела и трогала руками тайные уды.
- Когда случался блудный сон, не читала молитву от осквернения и не делала поклоны.
- В автобусе при тесноте испытывала удовольствие от прикосновений, не старалась их избежать.
- Не воздерживалась с мужем по согласию в ночь на среду, пятницу, воскресенье и посты.
- Прикасалась к чужому телу, в детстве с подругой "баловалась".
- Смотрела на обнаженных.
- Подсматривала чужую наготу.
- С мужем жила похотно, допускала плотские удовольствия и даже извращения.
- Припоминала нечистые разговоры.
- При случках животных имела худые желания и мысли.
- Читала неприличные книги, журналы. Рассматривала неприличные статуи, картины с изображением полуобнаженных людей, порнографические картины и карты, читала "трактаты о любви".
- Обнажалась при других, купалась и загорала в людных местах, занималась физкультурой в неприличном костюме.
- Смотрела разные игры и зрелища, танцы, пляски, сама плясала.
- Расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола.
- Читала любовную переписку, переписывала, заучивала страстные стихи, слушала страстные стихи, песни, музыку, смотрела кинокартины.
- Имела излишнее попечение о здоровье своего тела, боялась морщин, седины.
- Красила волосы и подмолаживалась, посещала "салон красоты".
- Выбирала пищу, выражала недовольство приготовившим невкусно. Ела чрезмерно много, пресыщалась пищей, а потом много пила. Ела без нужды, не чувствуя голода, чтобы занять время или испытать приятное чувство.
- Кушала украдкой от других.
- Наслаждалась пищей или питием. Имела пристрастие к сладостям.
- Любила пить крепкие чай и кофе.
- Использовала в пищу приправу.
- Согрешала гортанобесием, т.е. держанием с услаждением во рту вкусной пищи.
- Опивалась спиртным в гостях и у себя дома.
- Употребляла вместе с вином лекарства, чтобы сильнее запьянеть.
- Рисковала жизнью, переходя реку по тонкому льду, перебегала дорогу на красный свет.
- Согрешала брезгливостью.
- В храме смотрела на часы.
- Допускала порчу продуктов.
- Долго не отвечала на письма по лености.
- Писала праздные слова в письмах.
- Не посылала подарки обидевшим меня.
- Спала днем без нужды.
- Эксплуатировала чужой труд.
- Ходила в воскресные дни в лес за ягодами и грибами.
- Предавалась суетности.
- Имела пристрастие к забавам.
- Была избирательна на зло.
- Не имею любви к врагам.
- Верила в волшебство, гадание.
- Называла безсловестную скотину именами святых угодников: "Васька", "Машка".
- Не всегда бережно общалась со словом Божим, например, пила чай и читала Евангелие.
- На кладбище рвала сирень и приносила домой.
- В детстве бегала и играла в прятки на кладбище.
- Форсила.
- Тратила деньги на музыку, праздные слова, радио, кино, греховные книги, цирк и др. забавы.
- Портила воду, когда купалась в реке, из которой пьют.
- Пользовалась душистым мылом, кремом, пудрой, красила брови, ногти и ресницы.
- Любила удобства.
- Лечилась у экстрасенсов.
- Вставала есть и пить ночью.
- Грозила кулаком.
- Стремилась быть выше, а не ниже других.
- Идя по городу, смотрела по сторонам.
- Торговалась при покупке, впадала в любопрение.
- С любопытством смотрела, спрашивала, слушала.
- Нежила плоть душем и ванной.
- Путешествия совершала от скуки, бесцельно.
- Иногда назойливо звонила, чтобы открыли.
- При поездках не сохраняла мирного душевного состояния, теряла его надолго.
- Часто разжигалась мечтаниями.
- Выпускала из службы стихиры, тропари, ирмосы.
- Ходила по храму без нужды.
- Согрешала табакокурением.
- Любила тепло, не любила прохладных комнат.
- Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их.
- Спрашивала совета у людей, не имевших духовного разума, и принимала их советы.
- Имела пристрастие к одежде, заботилась о том, как бы не запачкать, не запятнать, не задымить, не запылить, не замочить.
- В злом человеке не отыскивала добрых качеств и не говорила о его добрых делах и качествах.
- Забавлялась лицом своим, глядя в зеркало, делала гримасы.
- Говорила голосом неестественным, пользовалась артистическими приемами.
- Ломала чужой инструмент.
- Плевала и сморкалась на пол в помещениях.
- Самоуслаждалась (спесь).
- Долго лежала и нежилась в постели, не сразу вставала.
- Подарки (конфеты, пирожные) съедала сама, когда можно было отдать с пользой для души, например, больным или детям.
- Чрезмерно часто стирала белье, тратила на это время без нужды.
- Любила часто мыться, ходить в баню и париться.
- Вспоминала о различных вкусных кушаньях.
- Любила ходить на обеды, когда приглашают, ела там больше нужного.
- Пользовалась духами, одеколоном и др. ароматами, воскуривала индийские благовония.
- Кушала рыбу без чешуи и ела жареную кровь.
- Была прихотлива в пище, одежде, убранстве комнаты, красивое одеяло, подушки с кружевами.
- Имела недушевнополезные знакомства.
- Не думала, что ждет меня за гробом.
- По дороге в церковь заходила в магазин.
- В храме шумела, стучала, мотала головой из стороны в сторону, искала нужных людей.
- Не писала утешительные письма тем, которые находятся в болезни, скорби, унынии.
- Не старалась избегать пиров и часто засыпала с дурными мыслями.
- Спрашивала ненужное.
- Плакала о временном.
- Страдала прожорливостью.
- Дерзко поднимала глаза.
- Без нужды отдыхала.
- Брала билеты, продукты без очереди, проезжала в транспорте бесплатно.
- Бесцельно бродила по базару и по улице.
- Искала развлечения в земном: живописи, частых визитах к знакомым, слушала приемник. Смотрела телевизор и не считала это за грех.
- Ходила сама и водила детей в театры. Смотрела спектакли и передачи по телевизору, слушала оперы, где актеры играли Спасителя, Божию Матерь, апостолов, участвовала в распространении кассет с записями этого кощунства.
- Слушала и напевала мирскую страстную музыку.
- Посещала кафе, рестораны, устроенные в церквях.
- Постучав в дверь, входила без приглашения.
- Проходя по улице, заглядывала в чужие окна.
- Ставила локти на стол, сидя с другими.
- Давала взаймы и спрашивала обратно.
- Ценила писателей, артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять.
- Согрешала своими непристойными телодвижениями и походкой.
- Клала ногу на ногу на людях.
- Скучала, мечтала о путешествиях.
- Выходя из храма по нужде, не корила себя за это.
- Мечтала о трудах своих, хотела, чтобы заметили их, оценили.
- Искала справедливости, писала требовательные письма в редакции, жаловалась.
- Не хвалила тех, кто меня оскорблял и укорял.
- Любила без меры пить соки, газированную воду.
- Не сносила зловония от людей без отвращения.
- Чихала, зевала, кашляла, сморкалась перед людьми, ковыряла в носу.
- Работала парикмахером.
- Изнемогала от излишнего старания к рукоделию, когда шила.
- Тратила много денег на наряды себе и близким.
- Изобретательно готовила еду.
- Имела о себе высокое мнение (кичливое достоинство).
- Читала различные, запрещенные Церковью, тайные писания. Изучала теософию.
- Ходила ленивой походкой, придавала голосу нежность, надевала красивые платья, платки, модельную, модную обувь. Старалась шить со вкусом.
- Ходила кушать в ресторан, работала в ресторане.
- Была любезна с иронией, увещевала с колкостью, убеждала с обидой, обличала с гневом.
- Чрезмерно увлекалась работой.
- Слушала пустые слова, записанные на магнитофон.
- Каталась на легковой машине, велосипеде, катере для удовольствия.
- Согрешала многоспанием, смущением.
- Устраивала свидание на кладбище.
- Пугала прохожих, приставала к ним.
- Посещала сеансы гипноза, уговаривала других пойти. Занималась йогой, оккультизмом
Невероятно. Вполне нормальные дела церковь рассматривает как грехи.
Вчитаемся внимательнее в список и подумаем. Для этого я убрал из списка то,
что явно считается грехом и рассортировал оставшиеся "деяния" по группам.
- О еде
- Выбирала пищу, выражала недовольство приготовившим невкусно. Ела без нужды, не чувствуя голода, чтобы занять время или испытать приятное чувство.
- Наслаждалась пищей или питием. Имела пристрастие к сладостям.
- Согрешала гортанобесием, т.е. держанием с услаждением во рту вкусной пищи.
Вот оно как. Если невкусно - ешь и молчи в тряпочку. А если вкусно -
не смей получать от еды удовольствие. Проглотил, не обращая внимание на качество и
количество - и больше ни о чем не думай.
Интересно, почему же мы тогда не едим постоянно одно и то же? Какую-нибудь
синтезированную смесь из белков, жиров, углеводов, витаминов. Съел тарелку
этакой кашицы без вкуса, цвета и запаха, водичкой запил - и будь доволен.
Прямо как в фильме "Матрица".
- Кушала украдкой от других.
- Вставала есть и пить ночью.
Ну и кому какое дело?
- Любила пить крепкие чай и кофе.
А с чего вдруг крепкие чай и кофе стали источником греха? Именно крепкие, а не любые.
- Изобретательно готовила еду.
- Использовала в пищу приправу.
Когда готовишь - не думай о том, чтобы получилось вкусно. Как получится - так и ешь.
И никаких приправ, чтобы вкуснее было. Может и солить нельзя?
- Подарки (конфеты, пирожные) съедала сама, когда можно было отдать с пользой для души, например, больным или детям.
А можно было съесть самой с пользой для тела. Мозгу, как известно, нужен сахар. В умеренных количествах, разумеется. Кстати, вспоминается рассказ про Ленина, как он отдал копченую рыбу в приют.
Кстати, а детям есть сладкое и наслаждаться им - не грех ли?
- Вспоминала о различных вкусных кушаньях.
Грех не только получать удовльствие от вкусной еды, но даже думать о ней. Время от времени оказывается все грешим - думаем, чего бы съесть вкусненького. Или когда приходим в столовую (кафе, ресторан) и выбираем из меню. Грех. Потому что берем не первое попавшееся, а выбираем: хочу - не хочу, нравится - не нравится.
- Любила ходить на обеды, когда приглашают, ела там больше нужного.
- Не старалась избегать пиров и часто засыпала с дурными мыслями.
Вот так. В гости на обед пойти - тоже грех. Не будем больше грешить, и от приглашений будем отказываться. И в гости никого не звать! Чтобы не вводить в искушение.
- Кушала рыбу без чешуи и ела жареную кровь.
Насчет крови не скажу, никогда не пробовал, а вот есть рыбу с чешуей приятно далеко не всегда. Чешуя бывает жесткая. Может еще и чистить не надо?
- Любила без меры пить соки, газированную воду.
Вот так. Пьянство - грех (вполне правильно). Пить соки и минералку сколько требует организм - тоже грех. И вообще, что значит "без меры"? Кто эту меру устанавливает?
- О здоровье и внешнем виде
- Имела излишнее попечение о здоровье своего тела, боялась морщин, седины.
Что считается "излишним" попечением о здоровье? Уже и о здоровье и своем внешнем виде заботиться нельзя?
- Красила волосы и подмолаживалась, посещала "салон красоты".
- Пользовалась душистым мылом, кремом, пудрой, красила брови, ногти и ресницы.
- Пользовалась духами, одеколоном и др. ароматами, воскуривала индийские благовония.
Какое кому дело, красится женщина или нет. Захотела - покрасилась, не захотела - не покрасилась. Что плохого-то? Главное, чтобы не чересчур. Но не потому что грех, а потому что некрасиво получается. Ну да, чтобы не привлекать взгляды противоположного пола и не возбуждать "греховных мыслей". Вот только если красота есть - она и без краски видна. Ну а если нет - тут уж и краска мало поможет. Или надушится до такой степени, что рядом стоять невозможно... Это тоже никуда не годится.
- Имела пристрастие к одежде, заботилась о том, как бы не запачкать, не запятнать, не задымить, не запылить, не замочить.
- Чрезмерно часто стирала белье, тратила на это время без нужды.
С едой помнится уже разобрались. На вкус, цвет, запах внимания не обращать. В одежде - то же самое. Запачкалась - ну и ладно, буду ходить грязным. Порвалась - тоже ладно, буду ходить оборваным. Предствляете себе общество грязных оборвышей? Прямо бомжатник какой-то получается. Зато все праведники.
- Любила часто мыться, ходить в баню и париться.
- Нежила плоть душем и ванной.
Дожили. Часто мыться или хотя бы душ принимать - грех. Лежать в ванной - грех. А еще говорят чистота - залог здоровья.
- Была прихотлива в пище, одежде, убранстве комнаты, красивое одеяло, подушки с кружевами.
Дома наводить красоту - тоже грех. Хотя опять же - кому какое дело?
- Тратила много денег на наряды себе и близким.
Кому какое дело, на что я трачу свои деньги? Свои, честно заработанные. Не украденные. Нет же, даже деньгами своими нельзя свободно распоряжаться. Ну конечно, надо отдать обделенным, нищим и прочим. Только тогда они такими и будут оставаться. Стимула у них не будет сделать хоть что-то для улучшения своего существования.
- О других людях
- В автобусе при тесноте испытывала удовольствие от прикосновений, не старалась их избежать.
Попробуйте избежать прикосновений в набитом автобусе. Интересно, как это у вас получится?
- Согрешала брезгливостью.
- Не сносила зловония от людей без отвращения.
Оно и понятно. Раз на свой внешний вид внимание обращать грех, то на чужой и подавно. Нюхай и молчи. Не нравится - можешь отойти в сторонку. Но чтобы без всяких мыслей.
- Не имела любви к врагам.
- Не хвалила тех, кто меня оскорблял и укорял.
Во как. Ну да, треснули по левой щеке - подставь тут же правую. И не забудь потом спасибо сказать. Нет, я не против справедливых укоров и обвинений. Но хвалить за оскорбление - это как-то слишком.
- О чтении, искусстве, кино...
- Читала неприличные книги, журналы. Рассматривала неприличные статуи, картины с изображением полуобнаженных людей, порнографические картины и карты, читала "трактаты о любви".
Видимо, работы многих известных художников и скульпторов, признанные во всем мире шедеврами, являются неприличными и греховными. Более того - не только с полностью обнаженными людьми, но и с полуобнаженными.
- Искала развлечения в земном: живописи, частых визитах к знакомым, слушала приемник. Смотрела телевизор и не считала это за грех.
Отдыхать и расслабляться - грех. Надо молитвы читать. Скучно, станет,
но хоть какое-то развлечение. Хотя какое же это развлечение? Это не развлечение,
а осознание своей ничтожности, мольба о прощении и подготовка к переходу в
мир иной. Серьезнейшее занятие. Так что развлекаться нельзя. Грех - и все тут.
- Ходила сама и водила детей в театры. Смотрела спектакли и передачи по телевизору, слушала оперы, где актеры играли Спасителя, Божию Матерь, апостолов, участвовала в распространении кассет с записями этого кощунства.
- Слушала и напевала мирскую страстную музыку.
- Тратила деньги на музыку, праздные слова, радио, кино, греховные книги, цирк и др. забавы.
- Слушала пустые слова, записанные на магнитофон.
- Смотрела разные игры и зрелища, танцы, пляски, сама плясала.
- Читала любовную переписку, переписывала, заучивала страстные стихи, слушала страстные стихи, песни, музыку, смотрела кинокартины.
Все нормальные люди читают книги, стихи, смотрят кино и телевизор, слушают радио, магнитофоны, плееры, ходят в театр, в цирк, на стадионы. И это нормально. Не одной Библией и церковью живет мир.
- Читала различные, запрещенные Церковью, тайные писания. Изучала теософию.
Между прочим, запрещенная литература всегда вызывала повышенный интерес у людей. Вспомнить хотя бы советский период, где под запретом были некоторые писатели, поэты, певцы. И какой популярностью пользовались их произведения. И с какой скоростью они расходились. Так что... просто сказав "нельзя" еще ничего запретить не смогли.
- О личной жизни
- Не воздерживалась с мужем по согласию в ночь на среду, пятницу, воскресенье и посты.
На мой взгляд, это личное дело каждого - когда, сколько и от чего воздерживаться. Нечего лезть в личную жизнь.
- Расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола.
И что теперь, поговорить с ними нельзя "за жизнь"?
- Рисковала жизнью, переходя реку по тонкому льду, перебегала дорогу на красный свет.
Еще раз - кому какое дело. Самоубийство - грех, но под самобийство это никак не подведешь.
- Долго не отвечала на письма по лености.
- Писала праздные слова в письмах.
- Не писала утешительные письма тем, которые находятся в болезни, скорби, унынии.
Если руководствоваться таким подходом, то письма будут походить на телеграммы или строгую деловую переписку. "Скучно, девушки", как говорил Остап Бендер.
- Не посылала подарки обидевшим меня.
Вот как. Тебе делают плохо - а ты похвали того, кто это сделал. Чтобы в следующий раз сделал еще хуже.
- Имела пристрастие к забавам.
- Любила удобства.
Покажите мне нормального человека, который их не любит. Всю историю цивилизации человечество стремится только к одному - повысить удобство своего существования. А оказывается нельзя. Назад, в пещеры. Спать на камнях. Или на ветках - кому как лучше.
- Бесцельно бродила по базару и по улице.
Гулять тоже запрещено.
- Идя по городу, смотрела по сторонам.
А как надо? Прямо перед собой, как на параде?
- Любила тепло, не любила прохладных комнат.
Про удобства - см. выше.
- Посещала кафе, рестораны, устроенные в церквях.
Зачем же сама церковь открывает кафе, если в него даже зайти нельзя?
- Ставила локти на стол, сидя с другими.
- Клала ногу на ногу на людях.
И что такого?
- Давала взаймы и спрашивала обратно.
Т.е. напоминать о долгах, если кто забыл - тоже грех. Ну забыл и забыл. Прости и надейся, что в следующий раз не забудет.
- Ценила писателей, артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять.
А за то же их еще ценить интересно?
- Искала справедливости, писала требовательные письма в редакции, жаловалась.
Все то же самое: тебя обижают, а ты молчи в тряпочку. Да, и не забудь поблагодарить обидчика.
- Изнемогала от излишнего старания к рукоделию, когда шила.
Т.е. старание в работе - это грех? Хорошо, стараться не будем. Но лень тоже грех. Где же золотая середина?
- Стремилась быть выше, а не ниже других.
Будешь считать себя ниже всех - ничего не добьешься в этой жизни.
- Торговалась при покупке, впадала в любопрение.
Торговаться - грех, переплачивать - благо.
- С любопытством смотрела, спрашивала, слушала.
Физиономия кирпичом - самое то. Спрашивать без любопытства, а таким тоном, будто допрашиваешь собеседника.
- Ходила ленивой походкой, придавала голосу нежность, надевала красивые платья, платки, модельную, модную обувь. Старалась шить со вкусом.
Одежда монашек - самая красивая и модная во все времена. Одеваемся во все черное до пяток.
В мусульманских странах, кстати, иногда проводятся дни мусульманской моды. С точки зрения христианства это видимо непристойное занятие.
- Каталась на легковой машине, велосипеде, катере для удовольствия.
Получать удовольствие от того, что тебе нравится - грех. Расслабляться - тоже.
- Путешествия совершала от скуки, бесцельно.
- Скучала, мечтала о путешествиях.
- Часто разжигалась мечтаниями.
Ездить в отпуск отдыхать - грех. И вспоминать о поездке - тоже грех. Что же делать-то?
- Говорила голосом неестественным, пользовалась артистическими приемами.
Это, видимо, считается обманом?
- Имела недушевнополезные знакомства.
А кто должен определять, полезное знакомство или нет? Кому опять же какое дело, с кем человеку знакомиться?
- Спрашивала ненужное.
А кто должен определять, что нужное, а что нет? Сейчас это нужное, а через час уже стало ненужным.
- Плакала о временном.
Если так рассуждать, то все в этой жизни временное.
- Дерзко поднимала глаза.
А вот это уже смотря когда. Если для того, чтобы поставить обидчика на место, то не грех. А если для того, чтобы обидеть собеседника, то, пожалуй, грех.
- Без нужды отдыхала.
- Спала днем без нужды.
- Долго лежала и нежилась в постели, не сразу вставала.
- Согрешала многоспанием, смущением.
Сон - это отдых для организма. То есть дать организму отдохнуть столько, сколько ему надо - грех.
А в смущении-то что плохого нашли?
- Ходила в воскресные дни в лес за ягодами и грибами.
Нужно было видимо весь день в церкви сидеть и молитвы читать. Скукотища... А тут сходил в лес - и прогулялся-размялся, подышал свежим воздухом, и витаминов набрал. И потом, а когда же туда ходить, если всю неделю на работе?
- Предавалась суетности.
И что? Ничто человеческое человеку не чуждо, только и всего.
- Была избирательна на зло.
А как надо?
- На кладбище рвала сирень и приносила домой.
И что такого?
- Спрашивала совета у людей, не имевших духовного разума, и принимала их советы.
То есть священники есть специалисты во всех областях жизни и знают обо всем на свете. Мегамозги, однако.
- О церкви
- В храме смотрела на часы.
Неудивительно, судя по тому, насколько долго и нудно идут службы.
- Называла безсловестную скотину именами святых угодников: "Васька", "Машка".
Да там какое имя не возьми - обязательно в какого-нибудь святого угодишь.
- Не всегда бережно общалась со словом Божим, например, пила чай и читала Евангелие.
Правильно. Чтение книг за едой ухудшает пищеварение.
- Выпускала из службы стихиры, тропари, ирмосы.
Опять же неудивительно, учитывая, что молитвы на службах читают так, что ничего не разберешь, кроме "господи, помилуй".
- Ходила по храму без нужды.
А что же там, стоять по стойке смирно?
- По дороге в церковь заходила в магазин.
Правильно. Лучше было после службы, чтобы с сумкой не стоять.
- В храме шумела, стучала, мотала головой из стороны в сторону, искала нужных людей.
Надо было стоять по стойке смирно, молиться и ощущать себя ничтожеством.
- Выходя из храма по нужде, не корила себя за это.
Правильно. Как же в очердной раз не напомнить себе, что ты никто?
- О работе
- Мечтала о трудах своих, хотела, чтобы заметили их, оценили.
- Работала парикмахером.
Ну а в этом что плохого нашли? Давайте все нестрижеными будем ходить. В добавку к немытым. Да еще в оборваной и грязной одежде.
- Ходила кушать в ресторан, работала в ресторане.
С едой уже разобрались. А в работе в ресторане-то чего плохого?
- Чрезмерно увлекалась работой.
Чрезмерно - это как? Что плохого, если человек с энтузиазмом относится к своей работе?
- Эксплуатировала чужой труд.
Интересно, что имеется в виду под этим? Если использование труда наемных рабочих, то что в этом плохого? Обычные трудовые отношения.
А вот что сказали на одном православном форуме:
Грех - это понятие духовное... Отрицающий Бога греха для себя не имеет. С тем и живет... Человек пребывающий в Боге, свои скромные желания и те воспринимает греховно... Ибо ими грешит своеволием... То есть нарушает заповедь, "да будет на все Святая воля Твоя!"
Из этих слов можно сделать да вывода:
- К атеистам (отрицающим бога) данная классификация грехов никакого отношения не имеет. Что вполне справедливо. У нас своя классификация.
- Для верующего человека иметь собственные желания - это грех! Своеволие оказывается. Как же им, бедным, жить интересно?
И далее:
Сами по себе мысли не имеют греха. Мысль дана в помощь человеку. Но вот желания греховны, если они идут от нашего произволения. Даже желание помочь ближнему. Так как помощь наша может вдруг навредить ему. Посему Православные молятся перед началом дела и просят Бога, если дело против Его воли, пусть разрушит это дело.
Ну ничего себе. А как же свобода воли, которая дана человеку? Ведь Бог судит людей по их поступкам. А если человек каждый раз будет советоваться, то он так и не научится поступать самостоятельно. Т.е. всю жизнь будет уподобляться младенцу, которому постоянно помогают. Да и у младенца наступает период, когда он отвергает родительскую помощь (причем отвергает иной раз категорически, с криком) и говорит: я сам. И делает. И получается, пусть даже не сразу.