От людей верующих постоянно слышишь: человек грешен. И не только грешен (по определению), но и должен постоянно напоминать
себе об этом и постоянно просить за это прощения у бога ("Прости меня, грешного").
Попробуем немного разобраться с этим феноменом.
Для начала, как обычно, определимся с терминологией. Т.е. дадим определение греха.
Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов богов, предписаний и традиций); реже - нарушение доминантных морально-этических правил и норм, установившихся в обществе.
Грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.
Греховным может быть действие или бездействие, слово, мысль, желание, чувство.
В христианстве, в соответствии с мнениями святых отцов, грех - это не просто какой-то неблаговидный или аморальный поступок, это прежде всего нарушение воли Божией, заповеди Божией, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом (из книги "Исповедую грех, батюшка").
В книге "Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах" читаем:
"Вина и страх - это необходимые инструменты, позволяющие держать людей под контролем.
Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы обучают всегда и во всем винить только себя.
Они всегда виноваты в том, что "не сделали", "не справились", "не смогли", "не предусмотрели", "не так подумали" и т.д.
Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес."
Вот из этих исходных данных и будем исходить.
Итак, что же считает грехом православие?
В православной церкви нет общепризнанного полного списка ("канона") грехов, так же, как нет их строгой классификации. Например, гордыня - грех и против бога, и против ближнего, и даже (в конечном счёте) против самого же себя. Кроме того, гордыня содержится во множестве других грехов, точнее сказать, во всех, так же, как в гордыню включаются и тщеславие, и самомнение и многие другие грехи, страсти и пороки: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак.2:10).
Ниже приводится список деяний, обычно относимых в среде православных к грехам.
Грехи против Господа Бога
гордыня;
нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
неверие и маловерие;
отсутствие надежды на милосердие господа, отчаяние;
чрезмерное упование на милость божию;
лицемерное почитание бога, без любви и страха божьего;
отсутствие благодарности господу за все его благодеяния - и даже за ниспосланные скорби и болезни;
обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
занятие "чёрной" и "белой" магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов;
хуление и роптание на господа в душе и на словах;
неисполнение обетов, данных богу;
призывание имени божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
кощунственное отношение, без должного благоговения, к иконам, мощам, свечам, святым, Священному Писанию и т. д.;
устыжение креститься и исповедовать православную веру, неношение креста, небрежное исполнение крестного знамения и молитвенных правил (утреннего, вечернего, поклонов);
намеренное нечтение Священного Писания, духовной литературы;
пропуск без уважительной причины воскресных и праздничных богослужений, хождение в храм без усердия и прилежания; леность на молитве, рассеянное и холодное моление, разговоры, дремота, смех, хождение по храму во время церковной службы, невнимательное, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;
леность, провождение времени в праздности, многоспание;
объедение (чревоугодие);
любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
излишнее внимание к плоти;
стремление к земным почестям и славе;
потворство духу времени (потакание новомодным идеям типа New Age) и мирским обычаям (а-ля "посидим на дорожку", выпускание белых голубей, "через порог не передают" и проч.);
привязанность к разного рода вещам ("жаление" вещи, привычка "трястись" за вещь);
употребление наркотиков, пьянство;
игра в азартные игры;
украшение себя, чтобы прельстить;
занятие сводничеством, проституцией;
исполнение непристойных песен, танцев;
просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
блуд (секс вне брака);
прелюбодеяние (измена при браке);
допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
невоздержание в супружеской жизни (во время поста, в субботние и воскресные дни, церковные праздники);
мужеложество;
скотоложество;
холодность и бесчувственность на исповеди, умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.
Имеется еще одна классификация: 7 смертных грехов и противоположные им 7 добродетелей.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души
Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.
Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
Блуд (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. В Библии говорится: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".
Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям. Пьянство, употребление наркотиков.
Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения (как, например, Ирод, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев).
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи, вопиющие к небу
Умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго
Чрезмерное упование на бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на бога чувство в отношении к милосердию божию, отрицающее в боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
В книге "Исповедую грех, батюшка" список грехов еще обширнее.
В общем, список весьма внушительный, с какой стороны его не рассматривай. Не отмыться вовек. Видимо поэтому человек и должен считать себя грешным и постоянно "бить себя по голове" подобными напоминаниями.
Причем под понятие греха можно подвести что угодно. Например, поведение маленького ребенка, который не слушается родителей. Грешен, потому как огорчает родителей. Хоть и младенец, а уже по уши в грехах. А чем старше становится - тем грешнее будет.
В это и есть парадокс. Человек рождается безгрешным, чистым. Про так называемый "первородный грех" пока говорить не будем. И по идее его жизнь должна быть стремлением вверх, к совершенству. Но церковь требует постоянно напоминать самому себе: ты грешен, ты плохой. Чем больше живешь, тем больше у тебя грехов. Напоминай себе об этом, почаще кайся. Но разве это путь к совершенству? Разве может быть уверенным в себе и в своих силах человек, который считает себя плохим, грешным, никем?
О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям:
Любовь
Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних.
Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве.
Молитвенная сила, побеждающая грех.
Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения.
Нестяжание
Удовлетворение себя одним необходимым.
Ненависть к роскоши.
Милосердие к нищим.
Любление нищеты евангельской.
Упование на Промысел Божий.
Последование Христовым заповедям.
Спокойствие и свобода духа.
Мягкость сердца.
Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел.
Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов.
Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания.
Скромность.
Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
Служение больным и увечным.
Воспоминание о смерти и аде.
Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая бога.
Смирение
Страх Божий.
Ощущение его при молитве.
Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто.
Глубокое познание своего ничтожества.
Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
Явление простодушия от живой веры.
Ненависть к похвале человеческой.
Постоянное обвинение и укорение себя.
Правота и прямота.
Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред богом (Лк. 16, 15).
Оставление словооправдания.
Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии.
Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.
Воздержание
Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина.
Хранение точное постов, установленных Церковью.
Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.
Кротость
Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью.
Терпение.
Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест.
Мир сердечный.
Тишина ума.
Твёрдость и мужество христианские.
Неощущение оскорблений.
Незлобие.
Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу.
Внимание при молитве.
Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими.
Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием.
Благоговение.
Постоянное бодрствование над собою.
Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов.
Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
Вот так. Добродетели, в частности, это униженнейшее о себе мнение ("ты никто и звать тебя никак"), ненависть к похвале, постоянное (ПОСТОЯННОЕ!) обвинение и укорение себя, ненависть (во даже как!) к роскоши и любление нищеты евангельской. Вам это нравится? Мне - нет.
В книге "О том, что будет, когда тебя не будет" проскакивает небезынтересная фраза:
"даже только что новорожденные дети уже являются грешниками". Вот оно даже как.
Рождение человека делает его грешным. Вопрос: а зачем тогда вообще рождаться?
Обратимся теперь к исламу и посмотрим, что является грехом там.
Грехи неверия:
неверие
лицемерие
придание Аллаху сотоварищей
вероотступничество
Грехи тела:
нанесение татуировки
уподобление противоположному полу
изменение тела (выщипывание бровей, покраска волос и бороды; исключение составляет покраска хной)
ношение мужчиной золотых изделий и шёлка
В исламе различают 7 видов органов человека, которые могут совершать грехи. К ним относятся: глаза, уши, язык, руки, ноги, живот и половые органы.
Грехи глаз
похотливый взгляд
рассматривание срамных частей тела (аврат). Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин - от пупка до колен включительно
презрительный взгляд на человека
подсматривание и подглядывание в чужой дом, замочную скважину и т. д.
Грехи ушей
подслушивание разговоров людей, не желающих, чтобы их слышали
прослушивание запрещённой музыки и звуков
слушание клеветы, злословия, сплетней и тому подобное
Грехи языка
проклятие
обман
громкое оплакивание, крики и причитания по усопшему
лжесвидетельство и ложная клятва
злорадство (шамата)
высмеивание (сухрия)
упрек (манн)
пустословие (лягу)
зыхар - это говорить своей жене: "Ты для меня как спина моей матери". Некоторые употребляют это выражение (или слова такого же значения), имея в виду, что он будет относиться к жене как к родной матери и воздерживается, отказывается от полового акта с ней
сквернословие (базаг)
сплетни (намима) - передача слов от одних людей к другим, для того чтобы поссорить их и испортить отношения между ними. Для того, чтобы подобная передача слов от одного человека к другому считалась намимой необязательно обманывать или передавать ложные сведения, а достаточно рассказать то, что является правдой
ложь
клевета в адрес какого-либо человека. Это запрещенное Исламом деяние, являющееся большим грехом. Клеветники будут подвержены Аллахом мучительному наказанию. Самой большой клеветой является многобожие (ширк) и вера в могущество кого-либо кроме Аллаха
бухтан - сплетни, наговор, недостоверная информация о человеке
гыйбат, гыба, гайбат (от араб. хула, поклеп;) - заглазное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека, стремление разузнать личные тайны человека для предания их гласности. Гыйбат - "говорить о третьем лице в его отсутствие нелицеприятные вещи, осуждать за глаза, охаивать". Это слово одного корня со словом "гайб - неизведанное, скрытое". В Коране и хадисах пророка Мухаммеда понятие гыйбат часто сравнивается с поеданием мяса мёртвого человека. "Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата" (Коран, 49: 12). Гыйбатом так же считаются любые разговоры об отсутствующем человеке, которые ему бы не понравились, даже если это правда. Исламская религия запрещает эти деяния и рассматривает их одними из самых богопротивных. Гыйбат является одним из самых больших грехов в Исламе. Гыйбат разрешается только в нижеследующих случаях: При свидетельствовании на суде; В случае, если человек страдает от несправедливости какого-нибудь деспота; Если осуждается человек, который совершенно открыто, не стесняясь общества, совершает греховные деяния
обвинение в грехе (казф) - клевета в адрес какого-либо человека о совершении им прелюбодеяния. Затем это слово приобрело новое значение - обвинять кого-либо в совершении какого-то греха
Грехи рук
обвешивание, обмеривание и воровство
грабёж, разбой
убийство без права
избиение, искалечивание, живодерство
взяточничество
азартные игры
прикосновение с вожделением к лицам противоположного пола
создание идолов, скульптур одушевленных созданий
написание того, что запрещено произносить (см. Грехи языка)
Грехи ног
путешествие женщины без махрама
прохождение перед молящимся при выполнении условия ограждения (сутра)
бегство жены, должника, раба и т. д.
горделивая, кичливая либо вызывающая походка
Грехи живота
употребление в пищу того, что получено незаконным путём (харам) в результате ростовщичества, воровства и т. д.
употребление спиртного, опьяняющих и одурманивающих веществ (наркотиков)
употребление в пищу нечистот (наджаса), мяса животных, запрещенных Шариатом (свинина, мертвечина, мясо хищников и животных заколотых без упоминания имени Аллаха)
Грехи половых органов
прелюбодеяние (зина)
гомосексуализм и лесбиянство
анальный секс (лиуат)
скотоложство
онанизм
совершение полового акта во время менструации или послеродовых выделений; или же после их прекращения и до совершения женщиной аль-гусуль; или после его совершения женщиной без намерения о снятии большого хадаса, или при отсутствии одного из условий аль-гусуля
обнажение половых органов перед тем, при ком запрещено это делать
исправление нужды на могилу, в тени где отдыхают люди, стоячую воду и т. д.
Нравственные грехи
высокомерие
гордыня
тщеславие (самолюбие)
лицемерие (показуха)
зависть
хитрость (коварство, предательство)
жадность (скупость)
Имам Захаби в своей книге "Большие грехи", опираясь на священные аяты и хадисы, описывает семьдесят шесть больших грехов:
Придание Всевышнему Аллаху сотоварищей
Убийство человека
Колдовство
Пренебрежение намазом
Уклонение от выплаты закята
Непослушание родителям
Ростовщичество
Посягательство на имущество сироты
Приписывание ложных слов Посланнику (выдумывание хадисов)
Несоблюдение поста в месяц Рамадан без уважительной причины
Бегство с поля боя
Прелюбодеяние
Управление государством, обманывая и тираня граждан
Употребление спиртного
Высокомерие, гордыня, надменность
Лжесвидетельство.
Гомосексуализм
Клевета на порядочную женщину
Незаконное использование трофеев, средств народной казны и пожертвований
Присвоение чужого имущества
Воровство
Разбой
Принесение ложных клятв
Ложь
Самоубийство
Нечестность в вынесении судебных решений
Допущение легкого поведения жены, дочерей и т.д.
Уподобление женщин мужчинам, а мужчин - женщинам
Мошенническая свадьба
Употребление в пищу крови, мертвечины и свинины
Неаккуратность в отношении мочи
Неправедный сборщик налогов
Лицемерие
Предательство
Получение знаний ради мирского и сокрытие их ради мирского
Попрекание оказанной милостью
Отрицание предопределения
Выведывание чужих секретов
Проклятие
Неподчинение приказу
Вера в слова прорицателей и предсказателей
Неподчинение женщины мужу
Отказ от общения с родственниками
Изображение живых существ
Сплетни
Громкое оплакивание умершего
Злословие о родословной человека
Притеснение и нанесение обид
Поднимать оружие на верующих и обвинять верующих в неверии
Причинение вреда и оскорбление мусульман
Причинение вреда праведникам
Удлинение одежды для важности вида
Ношение шелковой одежды и золота мужчинами
Бегство раба
Принесение в жертву животного не ради Всевышнего
Подмена меток, обозначающих границы земельных участков
Оскорбление сахабов
Оскорбление ансаров
Призыв к запретному и греху
Ношение парика и нанесение татуировки
Угроза мусульманам оружием
Признание отцом того, кто не является таковым
Пророчить плохое
Использование золотой и серебряной посуды
Спор
Кастрирование раба, его избиение и угнетение
Обвешивание покупателя
Уверенность в своей безопасности от наказания Аллаха
Потеря надежды на Всевышнего Аллаха
Неблагодарность за полученные блага
Отказ давать людям воду, при наличии ее в большом объеме
Нанесение клейма на животное
Азартные игры
Преступления в Месджид Харам
Отказ от пятничной молитвы и совершение ее в одиночестве
Шпионаж против мусульман и тайное выведывание их секретов
Заметим - некоторые деяния считаются грехами, если происходят против мусульман. Против других людей - грехом не считается.
Прощение грехов и у христиан, и у мусульман происходит через покаяние, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него прощение грехов от самого бога. От кающегося требуется искреннее сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь и уверенность в милосердие бога.
Есть грехи, которые признаются непростительными. Но и тут священники нашли обходной путь. Они непростительны не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к богу с раскаянием в них. Выкрутились. Это не бог тебя не прощает, у бога милосердия в запасе - выше крыши. Это грешник такой плохой, что не может сам себя простить.
Как-то в интернете я наткнулся на одну статью о покаянии. Каялась женщина, причисляя к грехам следующий длинный список своих деяний:
Не старалась узнать как войти в Царство Небесное.
Падала духом.
Стала верующей во вторую половину жизни своей, детство, юность прошли в неверии, не посещала храм, не молилась, не исповедовалась.
В отчаянии пыталась покончить жизнь самоубийством или думала: "Лучше бы мне умереть".
Была убийцей своего чада во чреве, делая аборт. Давала советы делать аборт своим знакомым.
Просфору и святую воду принимала без благоговения: разговаривала, сидела, крошки сыпались, святая вода проливалась.
Надеялась на человека больше, чем на бога.
Допускала половую связь до брака.
Творила блудные грехи сама с собой, с подругой, разжигалась мыслями.
Простирала руки к своему нагому телу, смотрела и трогала руками тайные уды.
Когда случался блудный сон, не читала молитву от осквернения и не делала поклоны.
В автобусе при тесноте испытывала удовольствие от прикосновений, не старалась их избежать.
Не воздерживалась с мужем по согласию в ночь на среду, пятницу, воскресенье и посты.
Прикасалась к чужому телу, в детстве с подругой "баловалась".
Смотрела на обнаженных.
Подсматривала чужую наготу.
С мужем жила похотно, допускала плотские удовольствия и даже извращения.
Припоминала нечистые разговоры.
При случках животных имела худые желания и мысли.
Читала неприличные книги, журналы. Рассматривала неприличные статуи, картины с изображением полуобнаженных людей, порнографические картины и карты, читала "трактаты о любви".
Обнажалась при других, купалась и загорала в людных местах, занималась физкультурой в неприличном костюме.
Смотрела разные игры и зрелища, танцы, пляски, сама плясала.
Расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола.
Имела излишнее попечение о здоровье своего тела, боялась морщин, седины.
Красила волосы и подмолаживалась, посещала "салон красоты".
Выбирала пищу, выражала недовольство приготовившим невкусно. Ела чрезмерно много, пресыщалась пищей, а потом много пила. Ела без нужды, не чувствуя голода, чтобы занять время или испытать приятное чувство.
Кушала украдкой от других.
Наслаждалась пищей или питием. Имела пристрастие к сладостям.
Любила пить крепкие чай и кофе.
Использовала в пищу приправу.
Согрешала гортанобесием, т.е. держанием с услаждением во рту вкусной пищи.
Опивалась спиртным в гостях и у себя дома.
Употребляла вместе с вином лекарства, чтобы сильнее запьянеть.
Рисковала жизнью, переходя реку по тонкому льду, перебегала дорогу на красный свет.
Согрешала брезгливостью.
В храме смотрела на часы.
Допускала порчу продуктов.
Долго не отвечала на письма по лености.
Писала праздные слова в письмах.
Не посылала подарки обидевшим меня.
Спала днем без нужды.
Эксплуатировала чужой труд.
Ходила в воскресные дни в лес за ягодами и грибами.
Предавалась суетности.
Имела пристрастие к забавам.
Была избирательна на зло.
Не имею любви к врагам.
Верила в волшебство, гадание.
Называла безсловестную скотину именами святых угодников: "Васька", "Машка".
Не всегда бережно общалась со словом Божим, например, пила чай и читала Евангелие.
На кладбище рвала сирень и приносила домой.
В детстве бегала и играла в прятки на кладбище.
Форсила.
Тратила деньги на музыку, праздные слова, радио, кино, греховные книги, цирк и др. забавы.
Портила воду, когда купалась в реке, из которой пьют.
Пользовалась душистым мылом, кремом, пудрой, красила брови, ногти и ресницы.
Любила удобства.
Лечилась у экстрасенсов.
Вставала есть и пить ночью.
Грозила кулаком.
Стремилась быть выше, а не ниже других.
Идя по городу, смотрела по сторонам.
Торговалась при покупке, впадала в любопрение.
С любопытством смотрела, спрашивала, слушала.
Нежила плоть душем и ванной.
Путешествия совершала от скуки, бесцельно.
Иногда назойливо звонила, чтобы открыли.
При поездках не сохраняла мирного душевного состояния, теряла его надолго.
Часто разжигалась мечтаниями.
Выпускала из службы стихиры, тропари, ирмосы.
Ходила по храму без нужды.
Согрешала табакокурением.
Любила тепло, не любила прохладных комнат.
Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их.
Спрашивала совета у людей, не имевших духовного разума, и принимала их советы.
Имела пристрастие к одежде, заботилась о том, как бы не запачкать, не запятнать, не задымить, не запылить, не замочить.
В злом человеке не отыскивала добрых качеств и не говорила о его добрых делах и качествах.
Забавлялась лицом своим, глядя в зеркало, делала гримасы.
Долго лежала и нежилась в постели, не сразу вставала.
Подарки (конфеты, пирожные) съедала сама, когда можно было отдать с пользой для души, например, больным или детям.
Чрезмерно часто стирала белье, тратила на это время без нужды.
Любила часто мыться, ходить в баню и париться.
Вспоминала о различных вкусных кушаньях.
Любила ходить на обеды, когда приглашают, ела там больше нужного.
Пользовалась духами, одеколоном и др. ароматами, воскуривала индийские благовония.
Кушала рыбу без чешуи и ела жареную кровь.
Была прихотлива в пище, одежде, убранстве комнаты, красивое одеяло, подушки с кружевами.
Имела недушевнополезные знакомства.
Не думала, что ждет меня за гробом.
По дороге в церковь заходила в магазин.
В храме шумела, стучала, мотала головой из стороны в сторону, искала нужных людей.
Не писала утешительные письма тем, которые находятся в болезни, скорби, унынии.
Не старалась избегать пиров и часто засыпала с дурными мыслями.
Спрашивала ненужное.
Плакала о временном.
Страдала прожорливостью.
Дерзко поднимала глаза.
Без нужды отдыхала.
Брала билеты, продукты без очереди, проезжала в транспорте бесплатно.
Бесцельно бродила по базару и по улице.
Искала развлечения в земном: живописи, частых визитах к знакомым, слушала приемник. Смотрела телевизор и не считала это за грех.
Ходила сама и водила детей в театры. Смотрела спектакли и передачи по телевизору, слушала оперы, где актеры играли Спасителя, Божию Матерь, апостолов, участвовала в распространении кассет с записями этого кощунства.
Слушала и напевала мирскую страстную музыку.
Посещала кафе, рестораны, устроенные в церквях.
Постучав в дверь, входила без приглашения.
Проходя по улице, заглядывала в чужие окна.
Ставила локти на стол, сидя с другими.
Давала взаймы и спрашивала обратно.
Ценила писателей, артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять.
Согрешала своими непристойными телодвижениями и походкой.
Клала ногу на ногу на людях.
Скучала, мечтала о путешествиях.
Выходя из храма по нужде, не корила себя за это.
Мечтала о трудах своих, хотела, чтобы заметили их, оценили.
Искала справедливости, писала требовательные письма в редакции, жаловалась.
Не хвалила тех, кто меня оскорблял и укорял.
Любила без меры пить соки, газированную воду.
Не сносила зловония от людей без отвращения.
Чихала, зевала, кашляла, сморкалась перед людьми, ковыряла в носу.
Работала парикмахером.
Изнемогала от излишнего старания к рукоделию, когда шила.
Тратила много денег на наряды себе и близким.
Изобретательно готовила еду.
Имела о себе высокое мнение (кичливое достоинство).
Была любезна с иронией, увещевала с колкостью, убеждала с обидой, обличала с гневом.
Чрезмерно увлекалась работой.
Слушала пустые слова, записанные на магнитофон.
Каталась на легковой машине, велосипеде, катере для удовольствия.
Согрешала многоспанием, смущением.
Устраивала свидание на кладбище.
Пугала прохожих, приставала к ним.
Посещала сеансы гипноза, уговаривала других пойти. Занималась йогой, оккультизмом
Невероятно. Вполне нормальные дела церковь рассматривает как грехи.
Вчитаемся внимательнее в список и подумаем. Для этого я убрал из списка то,
что явно считается грехом и рассортировал оставшиеся "деяния" по группам.
О еде
Выбирала пищу, выражала недовольство приготовившим невкусно. Ела без нужды, не чувствуя голода, чтобы занять время или испытать приятное чувство.
Наслаждалась пищей или питием. Имела пристрастие к сладостям.
Согрешала гортанобесием, т.е. держанием с услаждением во рту вкусной пищи.
Вот оно как. Если невкусно - ешь и молчи в тряпочку. А если вкусно -
не смей получать от еды удовольствие. Проглотил, не обращая внимание на качество и
количество - и больше ни о чем не думай.
Интересно, почему же мы тогда не едим постоянно одно и то же? Какую-нибудь
синтезированную смесь из белков, жиров, углеводов, витаминов. Съел тарелку
этакой кашицы без вкуса, цвета и запаха, водичкой запил - и будь доволен.
Прямо как в фильме "Матрица".
Кушала украдкой от других.
Вставала есть и пить ночью.
Ну и кому какое дело?
Любила пить крепкие чай и кофе.
А с чего вдруг крепкие чай и кофе стали источником греха? Именно крепкие, а не любые.
Изобретательно готовила еду.
Использовала в пищу приправу.
Когда готовишь - не думай о том, чтобы получилось вкусно. Как получится - так и ешь.
И никаких приправ, чтобы вкуснее было. Может и солить нельзя?
Подарки (конфеты, пирожные) съедала сама, когда можно было отдать с пользой для души, например, больным или детям.
А можно было съесть самой с пользой для тела. Мозгу, как известно, нужен сахар. В умеренных количествах, разумеется. Кстати, вспоминается рассказ про Ленина, как он отдал копченую рыбу в приют.
Кстати, а детям есть сладкое и наслаждаться им - не грех ли?
Вспоминала о различных вкусных кушаньях.
Грех не только получать удовльствие от вкусной еды, но даже думать о ней. Время от времени оказывается все грешим - думаем, чего бы съесть вкусненького. Или когда приходим в столовую (кафе, ресторан) и выбираем из меню. Грех. Потому что берем не первое попавшееся, а выбираем: хочу - не хочу, нравится - не нравится.
Любила ходить на обеды, когда приглашают, ела там больше нужного.
Не старалась избегать пиров и часто засыпала с дурными мыслями.
Вот так. В гости на обед пойти - тоже грех. Не будем больше грешить, и от приглашений будем отказываться. И в гости никого не звать! Чтобы не вводить в искушение.
Кушала рыбу без чешуи и ела жареную кровь.
Насчет крови не скажу, никогда не пробовал, а вот есть рыбу с чешуей приятно далеко не всегда. Чешуя бывает жесткая. Может еще и чистить не надо?
Любила без меры пить соки, газированную воду.
Вот так. Пьянство - грех (вполне правильно). Пить соки и минералку сколько требует организм - тоже грех. И вообще, что значит "без меры"? Кто эту меру устанавливает?
О здоровье и внешнем виде
Имела излишнее попечение о здоровье своего тела, боялась морщин, седины.
Что считается "излишним" попечением о здоровье? Уже и о здоровье и своем внешнем виде заботиться нельзя?
Красила волосы и подмолаживалась, посещала "салон красоты".
Пользовалась душистым мылом, кремом, пудрой, красила брови, ногти и ресницы.
Пользовалась духами, одеколоном и др. ароматами, воскуривала индийские благовония.
Какое кому дело, красится женщина или нет. Захотела - покрасилась, не захотела - не покрасилась. Что плохого-то? Главное, чтобы не чересчур. Но не потому что грех, а потому что некрасиво получается. Ну да, чтобы не привлекать взгляды противоположного пола и не возбуждать "греховных мыслей". Вот только если красота есть - она и без краски видна. Ну а если нет - тут уж и краска мало поможет. Или надушится до такой степени, что рядом стоять невозможно... Это тоже никуда не годится.
Имела пристрастие к одежде, заботилась о том, как бы не запачкать, не запятнать, не задымить, не запылить, не замочить.
Чрезмерно часто стирала белье, тратила на это время без нужды.
С едой помнится уже разобрались. На вкус, цвет, запах внимания не обращать. В одежде - то же самое. Запачкалась - ну и ладно, буду ходить грязным. Порвалась - тоже ладно, буду ходить оборваным. Предствляете себе общество грязных оборвышей? Прямо бомжатник какой-то получается. Зато все праведники.
Любила часто мыться, ходить в баню и париться.
Нежила плоть душем и ванной.
Дожили. Часто мыться или хотя бы душ принимать - грех. Лежать в ванной - грех. А еще говорят чистота - залог здоровья.
Была прихотлива в пище, одежде, убранстве комнаты, красивое одеяло, подушки с кружевами.
Дома наводить красоту - тоже грех. Хотя опять же - кому какое дело?
Тратила много денег на наряды себе и близким.
Кому какое дело, на что я трачу свои деньги? Свои, честно заработанные. Не украденные. Нет же, даже деньгами своими нельзя свободно распоряжаться. Ну конечно, надо отдать обделенным, нищим и прочим. Только тогда они такими и будут оставаться. Стимула у них не будет сделать хоть что-то для улучшения своего существования.
О других людях
В автобусе при тесноте испытывала удовольствие от прикосновений, не старалась их избежать.
Попробуйте избежать прикосновений в набитом автобусе. Интересно, как это у вас получится?
Согрешала брезгливостью.
Не сносила зловония от людей без отвращения.
Оно и понятно. Раз на свой внешний вид внимание обращать грех, то на чужой и подавно. Нюхай и молчи. Не нравится - можешь отойти в сторонку. Но чтобы без всяких мыслей.
Не имела любви к врагам.
Не хвалила тех, кто меня оскорблял и укорял.
Во как. Ну да, треснули по левой щеке - подставь тут же правую. И не забудь потом спасибо сказать. Нет, я не против справедливых укоров и обвинений. Но хвалить за оскорбление - это как-то слишком.
О чтении, искусстве, кино...
Читала неприличные книги, журналы. Рассматривала неприличные статуи, картины с изображением полуобнаженных людей, порнографические картины и карты, читала "трактаты о любви".
Видимо, работы многих известных художников и скульпторов, признанные во всем мире шедеврами, являются неприличными и греховными. Более того - не только с полностью обнаженными людьми, но и с полуобнаженными.
Искала развлечения в земном: живописи, частых визитах к знакомым, слушала приемник. Смотрела телевизор и не считала это за грех.
Отдыхать и расслабляться - грех. Надо молитвы читать. Скучно, станет,
но хоть какое-то развлечение. Хотя какое же это развлечение? Это не развлечение,
а осознание своей ничтожности, мольба о прощении и подготовка к переходу в
мир иной. Серьезнейшее занятие. Так что развлекаться нельзя. Грех - и все тут.
Ходила сама и водила детей в театры. Смотрела спектакли и передачи по телевизору, слушала оперы, где актеры играли Спасителя, Божию Матерь, апостолов, участвовала в распространении кассет с записями этого кощунства.
Слушала и напевала мирскую страстную музыку.
Тратила деньги на музыку, праздные слова, радио, кино, греховные книги, цирк и др. забавы.
Слушала пустые слова, записанные на магнитофон.
Смотрела разные игры и зрелища, танцы, пляски, сама плясала.
Все нормальные люди читают книги, стихи, смотрят кино и телевизор, слушают радио, магнитофоны, плееры, ходят в театр, в цирк, на стадионы. И это нормально. Не одной Библией и церковью живет мир.
Между прочим, запрещенная литература всегда вызывала повышенный интерес у людей. Вспомнить хотя бы советский период, где под запретом были некоторые писатели, поэты, певцы. И какой популярностью пользовались их произведения. И с какой скоростью они расходились. Так что... просто сказав "нельзя" еще ничего запретить не смогли.
О личной жизни
Не воздерживалась с мужем по согласию в ночь на среду, пятницу, воскресенье и посты.
На мой взгляд, это личное дело каждого - когда, сколько и от чего воздерживаться. Нечего лезть в личную жизнь.
Расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола.
И что теперь, поговорить с ними нельзя "за жизнь"?
Рисковала жизнью, переходя реку по тонкому льду, перебегала дорогу на красный свет.
Еще раз - кому какое дело. Самоубийство - грех, но под самобийство это никак не подведешь.
Долго не отвечала на письма по лености.
Писала праздные слова в письмах.
Не писала утешительные письма тем, которые находятся в болезни, скорби, унынии.
Если руководствоваться таким подходом, то письма будут походить на телеграммы или строгую деловую переписку. "Скучно, девушки", как говорил Остап Бендер.
Не посылала подарки обидевшим меня.
Вот как. Тебе делают плохо - а ты похвали того, кто это сделал. Чтобы в следующий раз сделал еще хуже.
Имела пристрастие к забавам.
Любила удобства.
Покажите мне нормального человека, который их не любит. Всю историю цивилизации человечество стремится только к одному - повысить удобство своего существования. А оказывается нельзя. Назад, в пещеры. Спать на камнях. Или на ветках - кому как лучше.
Бесцельно бродила по базару и по улице.
Гулять тоже запрещено.
Идя по городу, смотрела по сторонам.
А как надо? Прямо перед собой, как на параде?
Любила тепло, не любила прохладных комнат.
Про удобства - см. выше.
Посещала кафе, рестораны, устроенные в церквях.
Зачем же сама церковь открывает кафе, если в него даже зайти нельзя?
Ставила локти на стол, сидя с другими.
Клала ногу на ногу на людях.
И что такого?
Давала взаймы и спрашивала обратно.
Т.е. напоминать о долгах, если кто забыл - тоже грех. Ну забыл и забыл. Прости и надейся, что в следующий раз не забудет.
Ценила писателей, артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять.
А за то же их еще ценить интересно?
Искала справедливости, писала требовательные письма в редакции, жаловалась.
Все то же самое: тебя обижают, а ты молчи в тряпочку. Да, и не забудь поблагодарить обидчика.
Изнемогала от излишнего старания к рукоделию, когда шила.
Т.е. старание в работе - это грех? Хорошо, стараться не будем. Но лень тоже грех. Где же золотая середина?
Стремилась быть выше, а не ниже других.
Будешь считать себя ниже всех - ничего не добьешься в этой жизни.
Торговалась при покупке, впадала в любопрение.
Торговаться - грех, переплачивать - благо.
С любопытством смотрела, спрашивала, слушала.
Физиономия кирпичом - самое то. Спрашивать без любопытства, а таким тоном, будто допрашиваешь собеседника.
А кто должен определять, полезное знакомство или нет? Кому опять же какое дело, с кем человеку знакомиться?
Спрашивала ненужное.
А кто должен определять, что нужное, а что нет? Сейчас это нужное, а через час уже стало ненужным.
Плакала о временном.
Если так рассуждать, то все в этой жизни временное.
Дерзко поднимала глаза.
А вот это уже смотря когда. Если для того, чтобы поставить обидчика на место, то не грех. А если для того, чтобы обидеть собеседника, то, пожалуй, грех.
Без нужды отдыхала.
Спала днем без нужды.
Долго лежала и нежилась в постели, не сразу вставала.
Согрешала многоспанием, смущением.
Сон - это отдых для организма. То есть дать организму отдохнуть столько, сколько ему надо - грех.
А в смущении-то что плохого нашли?
Ходила в воскресные дни в лес за ягодами и грибами.
Нужно было видимо весь день в церкви сидеть и молитвы читать. Скукотища... А тут сходил в лес - и прогулялся-размялся, подышал свежим воздухом, и витаминов набрал. И потом, а когда же туда ходить, если всю неделю на работе?
Предавалась суетности.
И что? Ничто человеческое человеку не чуждо, только и всего.
Была избирательна на зло.
А как надо?
На кладбище рвала сирень и приносила домой.
И что такого?
Спрашивала совета у людей, не имевших духовного разума, и принимала их советы.
То есть священники есть специалисты во всех областях жизни и знают обо всем на свете. Мегамозги, однако.
О церкви
В храме смотрела на часы.
Неудивительно, судя по тому, насколько долго и нудно идут службы.
Называла безсловестную скотину именами святых угодников: "Васька", "Машка".
Да там какое имя не возьми - обязательно в какого-нибудь святого угодишь.
Не всегда бережно общалась со словом Божим, например, пила чай и читала Евангелие.
Правильно. Чтение книг за едой ухудшает пищеварение.
Выпускала из службы стихиры, тропари, ирмосы.
Опять же неудивительно, учитывая, что молитвы на службах читают так, что ничего не разберешь, кроме "господи, помилуй".
Ходила по храму без нужды.
А что же там, стоять по стойке смирно?
По дороге в церковь заходила в магазин.
Правильно. Лучше было после службы, чтобы с сумкой не стоять.
В храме шумела, стучала, мотала головой из стороны в сторону, искала нужных людей.
Надо было стоять по стойке смирно, молиться и ощущать себя ничтожеством.
Выходя из храма по нужде, не корила себя за это.
Правильно. Как же в очердной раз не напомнить себе, что ты никто?
О работе
Мечтала о трудах своих, хотела, чтобы заметили их, оценили.
Работала парикмахером.
Ну а в этом что плохого нашли? Давайте все нестрижеными будем ходить. В добавку к немытым. Да еще в оборваной и грязной одежде.
Ходила кушать в ресторан, работала в ресторане.
С едой уже разобрались. А в работе в ресторане-то чего плохого?
Чрезмерно увлекалась работой.
Чрезмерно - это как? Что плохого, если человек с энтузиазмом относится к своей работе?
Эксплуатировала чужой труд.
Интересно, что имеется в виду под этим? Если использование труда наемных рабочих, то что в этом плохого? Обычные трудовые отношения.
А вот что сказали на одном православном форуме:
Грех - это понятие духовное... Отрицающий бога греха для себя не имеет. С тем и живет... Человек пребывающий в боге, свои скромные желания и те воспринимает греховно... Ибо ими грешит своеволием... То есть нарушает заповедь, "да будет на все Святая воля Твоя!"
Из этих слов можно сделать да вывода:
К атеистам (отрицающим бога) данная классификация грехов никакого отношения не имеет. Что вполне справедливо. У нас своя классификация.
Для верующего человека иметь собственные желания - это грех! Своеволие оказывается. Как же им, бедным, жить интересно?
И далее:
Сами по себе мысли не имеют греха. Мысль дана в помощь человеку. Но вот желания греховны, если они идут от нашего произволения. Даже желание помочь ближнему. Так как помощь наша может вдруг навредить ему. Посему Православные молятся перед началом дела и просят бога, если дело против Его воли, пусть разрушит это дело.
Ну ничего себе. А как же свобода воли, которая дана человеку? Ведь бог судит людей по их поступкам. А если человек каждый раз будет советоваться, то он так и не научится поступать самостоятельно. Т.е. всю жизнь будет уподобляться младенцу, которому постоянно помогают. Да и у младенца наступает период, когда он отвергает родительскую помощь (причем отвергает иной раз категорически, с криком) и говорит: я сам. И делает. И получается, пусть даже не сразу.