Я - атеист
|   Начало   |   Анастасия   |   О верах и религиях   |   О науке   |   Религия и общество   |   Религия и люди   |   Атеизм   |   Христианство   |   Иудаизм   |   Ислам   |   Славянская мифология   |   Это интересно   |   Атеисты и агностики   |   Записки атеиста   |   Юмор   |   Словари   |   Дополнительные материалы   |   Карта сайта  |

Сегодня
У христиан: Рождественский пост
День рождения: Аллен Вуди

Вы здесь: Главная страницаХристианствоХристианство на РусиРусская инквизиция

Русская инквизиция

Я-атеист Я-атеист
Гойя. Трибунал инквизиции
Гойя. Трибунал инквизиции

Верующие люди очень любят говорить, что на Руси и в России не было инквизиции. Что это достояние католической Европы.

Действительно ли это так?

Да, размах инквизиции в России европейского масштаба не достигал. Потому что в России церковь подчинялась светской власти. Но это не означает, что ничего подобного вообще не было.

По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного Устава князя Владимира (составлен в конце 10 - начале 11 веков), "зелье" (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда. Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства, а чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать.

В 11 веке русская "Повесть временных лет" пишет: "Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же - мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями". Почти то же самое впоследствии будет написано в "Молоте ведьм" - католическом руководстве по борьбе с ведьмами и колдунами. Причем российские костры начали разгораться за сотни лет до европейских.

1204 год. В Суздале сожгли "лихих баб", которые наколдовали неурожай.

1227 год. В Новгороде православные связывают и бросают в огонь четырех волхвов.

Согласно "Кормчей книге" (сборнику церковных и светских законов 1284 года): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь". Данная мера наказания неоднократно применялась.

Во второй половине 14 веке в Новгороде возникло движение стригольников. Стригольники выступали против епископов, отрицали некоторые догматы и обряды. Духовенство назвало новую ересь "прямой затеей сатаны", её участников - "злокозненными хулителями церкви", "развратителями христианской веры". В 1375 году по настоянию новгородских епископов руководителей ереси утопили в реке Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Убийство еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416-1425 годах, выражая благодарность псковичам за расправу над еретиками, он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя "спасения души" казнённых. В результате многие стригольники были казнены.

1411 год. В Пскове сожгли 12 женщин за то, что эти "ведьмы" наслали на город чуму.

В летописи 1438 года упоминаются "Святые правила святых апостолов" (имеется в виду 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать "повести о мучениках, врагами истины лживо составленные"), согласно которым за ересь "огнём зжещи или живого в землю засыпати" ("огнём сжечь или живого в землю загрести").

В конце 15 - начале 16 века преследовалась "ересь жидовствующих". В 1490 году на Соборе еретиков отлучили от церкви и прокляли, а архиепископ Геннадий Новгородский "повелел посадить их на коней, спиной к голове коня, а на головы повелел надеть им заострённые берестяные шлемы, будто бесовские; на шлемах были венцы из соломы вперемешку с сеном. И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере". Нечего сказать, действительно "добрый пастырь".

1504 год. В летописи упоминаются 8 сожженных "жидовствующих еретиков" и "иных многих еретиков сожгоша".

В конце 1504 года в Москве по инициативе митрополита Симона и Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор для суда над еретиками. Собор, с согласия великого князя, приговорил еретиков к смертной казни. В специально построенную клетку заключили Ивана Курицына, Дмитрия Коноплёва и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки.

1569 год. Плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины.

1575 год. В Новгороде сожжено 15 женщин.

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за богохульство стало обычным при Патриархе Иове (1589-1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней: "муж и жена были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики".

1591 год. Царь Федор Иоаннович приговаривает к казни несколько колдунов в Астрахани за насылание порчи.

1605 год. Был сожжен некий Смирный за то, что "покинул веру христианскую да обусурманился". Согласно летописи, "бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь".

1647 год. Царь Алексей Михайлович приказывает "на площади в струбе, облокши соломою, сжечь женку Агафью и мужика Терешку Ивлева" за колдовство.

В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства - "Соборное уложение 1649 года", согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т.п.: "Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь". "Уложение" было подписано всеми участниками Собора, в том числе высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом. В дальнейшем казни еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. "Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству".

1653 год. По городам и весям разлетаются столичные указы, требующие усилить борьбу с колдунами. За хранение запретных книг и подозрительных предметов можно было угодить на костер. Подозрительными предметами объявлялись даже коренья, которые традиционно использовались народной медициной. "Преступников" сжигали прямо в их собственных домах.

1666 год. Схвачен и сожжён старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: "богомерзкий чернец Вавилко сожжён за свою глупость". В том же году на берегу Днепра сожжены шесть ведьм.

1671 год. По подозрению в колдовстве сожжена монахиня Олена. Она под пытками не призналась в колдовстве, что было оценено как отягчающее вину обстоятельство. Вместе с ней на костер отправили человека, у которого нашли тетрадку с какими-то рецептами. Тогда же в Печенгском монастыре был сожжен старообрядец Иван Красулин.

1671 - 1672 годы. В Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семенов.

1674 год. В Тотьме по обвинению в порче попала на костер "женка Федосья".

1676 год. Царским указом приказано "сжечь в срубе с кореньем и с травы" лекарей села Сокольское Панко и Аноску Ломоносовых "за колдовство с помощью кореньев". В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа.

1677 год. В Черкасске сожжен поп-старообрядец.

1682 год. 14 апреля были сожжены стараобрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении еще около 100 староверов. Также сожжена Марфушка Яковлева, обвиненная в наведении порчи на царя Фёдора Алексеевича.

1683 год. 22 октября светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама.

1684 год. Царевна Софья Алексеевна подписала указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". В этом же году был сожжен старообрядческий проповедник Андроник "за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь".

1685 год. Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около 90 раскольников.

1687 год. Документ об учреждении Славяно-греко-латинской академии требует: "Всякого чина духовным и мирским людям, волшебных, и чародейных, и гадательных, и всяких от церкви возбраняемых и богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держати и по оным не действовати, и иных тому не учити... таковый человек за достоверным свидетельством без всякого милосердия да сожжется".

1689 год. В деревянном срубе на Красной площади сожжен протестантский пастор Квирин Кульман.

1689 год. Казнен русский поэт, историк и просветитель Сильвестр Медведев за чтение "неправильных" книг и мелкие теоретические разногласия с церковью.

1702 год. За колдовство и богоотступничество сожгли монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия.

1714 год. В срубе на Красной площади сожжен Федор Иванов, отрицавший божьи чудеса и почитание икон. Приговор подписали представители светской власти (члены московской Сенатской канцелярии). Но основную роль сыграл Освященный церковный собор во главе с местоблюстителем патритаршего престола Стефаном Яворским. 24 октября церковный Собор отлучил Фёдора Иванова от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду.

1721 год. За богохульство по императорскому указу был сожжен дьякон Василий Ефимов.

1731 год. Выходит императорский указ о сожжении не только деревенских лекарей-колдунов, но и всех, кто обращался к ним за помощью.

1738 год. Поручик Александр Возницын перешел в иудаизм и сделал себе обрезание. Об этом знали только три человека - сам Возницын, еврей Борух Лейбов, который убедил поручика сменить веру, и жена поручика. Она донесла куда надо. Лейбов и Возницын были полностью изобличены и сожжены заживо . Доносчица получила в награду землю с крестьянами "за правый донос". Стучали друг на друга даже члены одной семьи. Во истину "И враги человеку - домашние его" (Матфея 10:36).

1743 год. Мордвин Несмеянко сожжен за то, что отрекся от православия.

Это всего лишь случаи, ставшие известными.

Посетившие Московию иностранцы свидетельствуют о том же. Швед Петрей сообщает, что на Руси в 17 веке еретиков сажают на кол, а трупы сжигают. Англичанин Флэтчер был свидетелем того, как в Москве в специально построенном срубе сожгли двух еретиков - мужа и жену. Это было сделано в полном соответствии с церковным Соборным уложением 1649 года, которое прямо требовало сжигать колдунов и еретиков заживо.

Несколькими столетиями раньше митрополит Новгородский Геннадий Гонозов требовал от московских властей массовых казней и ссылался в качестве примера на Испанию: "Как нам тогда свести срам со всей земли? Вон фряги какую крепость держат по своей вере: сказывал мне цезарский посол про шпанского короля, как он свою землю-то очистил!"

Аналогичные предложения Гонозов рассылал и своим коллегам в разных городах: "Еретиков казнить, жечь и вешать, пытать их накрепко, чтобы дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить".

А кого, кстати, считали тогда еретиками? Ну, например, того, кто говорил, что икона - точно так же, как и идол языческий, - дело рук человеческих и поклоняться ей поэтому глупо. Тех, кто говорил, что в момент причастия прихожанам дают не кровь и не тело Христово, а простое вино и хлеб.

Вот еще пример ереси. В 1554 году московский дворянин Башкин прочитал Новый Завет и обнаружил там тезис о том, что все люди равны перед Господом. А значит, никаким монахам и попам они поклоняться не должны - только Богу. За свои воззрения дворянин был приговорен к пожизненному заключению. Хотя многие иерархи настаивали на казни.

Было дело, Русская православная церковь даже объявила войну иноверцам.

Во время взятия литовского города Полоцка русскими войсками там была учинена форменная религиозная резня - всех иудеев утопили, а католикам отрубили головы. Это произошло потому, что московский митрополит объявил целью военной кампании священную борьбу православия против иноверцев.

Наибольшего размаха православный террор достиг во времена церковного раскола, когда церковь развалилась на две части - никониан и старообрядцев. Основное отличие между ними состояло в том, что первые крестились тремя пальцами, а вторые - двумя. Естественно, обе фракции тут же объявили друг друга еретиками.

Никониане тут же начали борьбу со старообрядцами, причем никониан поддерживала власть.

"В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире - шестерых, в Боровске - четырнадцать человек", - фиксирует документ той эпохи.

Монахи Соловецкого монастыря не согласились с некоторыми построениями никониан. Дело дошло до восстания. Никониане подтянули войска. Восемь лет продолжалась осада монастыря. После чего он был взят, а все монахи казнены.

После этого на волне энтузиазма никонианами был заживо сожжен вместе со своими ближайшими сподвижниками предводитель старообрядцев Аввакум, к тому времени давно сидевший в тюрьме.

Но в 1685 году вышел уже официальный указ о сожжении заживо за старообрядчество. Староверов выискивали по всей стране. Многие старообрядцы, не дожидаясь арестов, сами сжигали себя в своих скитах.

Главарь староверов Аввакум в ожидании казни писал о насильственном внедрении никонианства на Руси: " Наших на Москве жарили, да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить".

Однако староверы были тоже далеко не невинными. Если бы власть поддержала последних, в стране творилось бы то же самое. В письме царю Федору Алексеевичу тот же Аввакум писал о никонианах: "А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья-пророк, всех перепластал в единый час... Перво бы Никона, собаку, рассекли начетверо, а потом бы никониян."

Однако до конца старообрядчество уничтожить не удалось. До сих пор существуют староверы. Впрочем, по сей день кое-где существуют и язычники-огнепоклонники.

Наказывали именем Божьим не только "отступников" и "еретиков", но даже и тех, кого не в чем было подозревать.

Просто за не очень почтительное поведение. Например, на тех, кто позволяет себе разговаривать в храме, надевали кандалы. Силой заставляли людей ходить в церковь. В конце 18 века епископ Велико-Устюжский распорядился: "Буде же кто леностью и нерадением во святую церковь ходить не станет, такого побуждать и увещевать непременно. А ежели во втором и третьем увещевании и понуждении кто непреклонен и упрям окажется, садить в цепь и колодки". Вот так. Не хочешь - заставим.

В 1754 году сенат решил освободить от пыток детей моложе 17 лет. Церковь выразила протест.

То же самое продолжалось и в 19 веке. Когда в 1866 году физиолог Сеченов выпустил книгу "Рефлексы головного мозга", церковь потребовала отправить автора в ссылку. В ссылку ученого не отправили, но некоторое время книга была запрещена к продаже.

Первый российский уголовный кодекс - "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года" - содержало большой перечень статеь, связанных с уклонением от веры. Все они приведены здесь.

Даже в конце 19 века в России за религиозные "преступления" сажали людей. Доля "религиозных преступников" достигала двух процентов от всех осужденных.

И в 20 веке сажали. В России с 1904 по 1913 год с подачи церкви было осуждено больше 8 тысяч человек за ересь. Духовенство внушало трудящимся мысль о "богоустановленности" царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания.

Дореволюционным рабочим, которые в большинстве своем жили в рабочих казармах и фабричных квартирах, вменялось в обязанность посещать службу в воскресные и праздничные дни. Уклоняющихся брали на учет, а упорствующих выгоняли с работы и из общежития. Попы регулярно обходили квартиры рабочих, собирая на праздничные молебны. Непустившего в квартиру попа и недавшего на молебен могли с семьей выгнать из заводской квартиры.

Также и с церковными обрядами. Они были законодательно обязательны. Когда кто-нибудь с умилением пишет о толпах горожан, идущих в праздник в храмы, то он просто не знает той действительности. Попробуй не пойди. Это уже сигнал "куда следует". Даже поведение в церкви было законодательно регламентировано: как стоять, как кланяться, как прикладываться к иконе.

Интересно, улучшилась ли ситуация в наши дни?


Оглавление
Христианство на Руси

Назад
Крещение Руси

Дальше
Подмена славянских праздников

Яндекс.Метрика