![]() |
|
Сегодня | |||||||||||
|
|
Быть может, евреи хотя бы придумали единобожие? Опять нет. Во-первых, Ветхий Завет полон упоминаний богов, а не бога. А во-вторых, идея единого бога была прекрасно знакома человечеству задолго до евреев. Так, некоторые древневавилонские псалмы прямо провозглашают, что есть на небе единый великий бог: "Отец, созидатель всего, взирающий на все живое... Владыка, выносящий решения на небе и на земле, который держит в руках огонь и воду, управляет живыми существами... В небесах кто велик? Ты один велик!" Это провозглашается за 500 лет до еврейского единобожия.
У славян также был единый бог по имени Род. От него, кстати, пошли слова природа, т.е. созданный им мир, и народ, т.е. созданные им люди. В заповедях Перуна и Сварога имеются упоминания о едином Боге-Творце.
О том же говорит и египетская Книга Мертвых, найденная в гробницах фараонов: "Ты един еси, Господи, от начала времен. Наследник бессмертия. Несотворенный, Саморожденный; Ты создал Землю и сотворил людей". Книга Мертвых датируется третьим тысячелетием до нашей эры, т.е. она написана за 2000 лет до библейских заветов. Возможно, идею единого Бога евреи позаимствовали у египтян во времена Эхнатона - фараона, проводившего в Египте масштабную религиозную реформу. Эхнатон стремился заменить всех египетских богов неким более абстрактным и единым божеством.
Так что в изобретении единобожия евреи первыми не были. Напротив, в иудейских заветах постоянно мелькает самое неприкрытое многобожие: "Кто равен Тебе среди богов?".
Древние евреи вовсе не были единобожниками. Напротив, они спокойно верили во многих богов. А все их единобожие состояло в том, что своего племенного бога они просто считали самым сильным по сравнению с богами других народов. Библия - это история конкуренции еврейского бога с прочими богами. Точнее говоря, история конкуренции одних жрецов с другими.
А вообще, все разговоры о монотеизме и язычестве вообще не имеют особого смысла, поскольку разница между единобожием и многобожием достаточно условна.
В одной из библейских книг праведник, спустившись с горы, сообщает своим соплеменникам, что беседовал с богом. "А с каким богом? - задают вопрос соплеменники. - Как его имя?"
Вопрос логичен только в том случае, если евреи полагают, что богов много, и хотят уточнить, с каким именно велась беседа. А если евреи единобожники, то неужели они не знают, с каким богом он общался? Да и зачем имя единому богу?
Имя необходимо для того, чтобы выделять один объект из ряда аналогичных ему. То же самое касается и божьей личности: если Бог - личность, это означает, что он не один. Потому что личность - это то, что отличает один субъект от множества схожих с ним. Личность формируется в общении с себе подобными. И если бог один, как личность он просто не существует.
Сколько же богов существовало в те далекие времена в представлении древних скотоводов? И как звали самого правильного и могучего - того, который покровительствовал евреям?
На этот вопрос Библия дает нам два ответа. В одних местах Библия говорит своим читателям, что собственное имя создателя Яхве, в других его зовут Элохим.
После Первой мировой войны начались раскопки древнего финикийского города Угарит, которые подтвердили то, что ученые к тому времени уже знали - множественные совпадения финикийской мифологии с библейской. Были найдены финикийские мифы - более древние, нежели еврейские. В них неоднократно упоминается бог Эл, ставший у евреев Элоахом. Он же упоминается и в Библии, но во множественном числе - элохим.
Любопытный момент. Исламское слово "аллах" есть не что иное, как слегка искаженное древнееврейское "элоах". А мусульманский запрет изображать животных и людей также пришел в ислам от евреев. Также как обрезание и нелюбовь к свинине. А теперь они враги - евреи и арабы.
![]() Оглавление Христианство и его сходство с другими религиями | |
![]() Назад О психотипе богов и психотипе людей | ![]() Дальше Небесная иерархия |