Последняя редакция 16.05.2022
Так же как психология богов копирует психологию современных им людей, так и представление о "небесной
канцелярии" в религии точно копирует земную государственную иерархию: один
большой начальник, а под ним - множество мелких начальников, каждый из которых
отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который
трудится по линии винопроизводства. Все боги святы,
обладают огромной властью и умеют совершать чудеса. Но начальник у них все
равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но
лучше действовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе
вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и
покровительствует путешественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.
Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм.
Только слегка модифицировал. В христианстве есть главный бог, а есть его
заместители и помощники по разным вопросам - ангелы и святые. Любой святой -
тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое
направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой
морякам. То и дело появляются новые святые, отвечающие за новые, современные
направления. Например, есть покровитель радиосвязи, ракетчиков, программистов.
Можно апеллировать к главному богу, но лучше направить молитвенный запрос тому,
кто специализируется на решении вопроса. Пусть даже не сам, поскольку верующие говорят,
что святой принимает молитву, а далее обращается к богу уже от своего имени.
А посколку молитва идет не от нас, грешных, а от святого, то вероятность успешного исхода увеличивается.
Любой святой - тот же мелкий бог язычников, поскольку отвечает за свое направление.
По некоторым данным, существует 5120 католических святых - экспертов по разным вопросам,
включая боли в животе, помощь жертвам нападений, потерю аппетита, продажу оружия, кузнечное дело,
переломы костей, изготовление бомб, нарушения работы кишечника - и все это только до буквы В латинского алфавита.
Не всегда было так. В первые 3 века христиане отвергали поклонение каким-либо материальным предметам. У них
был один бог - Иисус, а все остальное - земной прах. Как можно поклоняться
каким-то доскам, краскам, идолам или мощам - кускам мертвых и засушенных
соплеменников, если над тобою есть вечно живой Иисус?
Но потом ситуация стала меняться. Во время
гонений на христиан у них начали появляться свои герои (то есть мученики) и места
их захоронений. Стали возникать вопросы: надо ли почитать непреклонных борцов,
отдавших жизнь за веру или все же только Христа?
Постепенно человеческая психология брала верх над
идеологическими построениями. С середины 3 века христиане начали посещать
могилы апостолов Петра и Павла. Поначалу это носило характер гражданской
памяти, но довольно быстро перешло в поклонение: на могилах мучеников стали
молиться и обращаться к мертвым с просьбами.
Совершенно естественное поведение для язычника, которое
приводит к обожествлению предмета или человека. Христианские идеологи уловили
эту опасную тенденцию. Афанасий Великий и Антоний Египетский публично осуждали
подобное поведение. А чтобы у темной массы прихожан не оставалось даже
предметов для слепого поклонения, они велели замуровывать в стены храмов все
сохранившиеся мощи мучеников. В Писании сказано: "Един Бог, един и
посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус", а еще: "Господу
Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Однако борьба с оязычиванием к успеху не привела, несмотря па авторитет
Писания. Язычество победило христианство.
К 4 веку процессии христиан потянулись к местам
захоронений апостолов и заслуженных деятелей церкви. Там они делали то, что
делают все язычники у своих святынь - молились и просили. Их уже никто не осуждал.
В 5 веке римский папа Григорий официально заявил,
что святые мощи помогают при лечении одержимости. А в 8 веке Вселенский собор
официально утвердил решение о том, что новая церковь может быть построена, только
если в ее основание положены святые мощи. Это была полная смысловая инверсия
прежних решений. Если раньше в стены храмов мощи прятали от фанатиков, теперь ими освящали сам храм. Причем в принудительном порядке. Отныне мощи
должны быть в каждой церкви.
Кстати, замуровывать человеческие останки в стены
- это чисто языческий обычай. Именно язычники сначала приносили в жертву богам
человека, а потом замуровывали труп в кладку новой крепости или строения.
Таким образом, мощи официально обрели статус
священных предметов, сравнявшись по святости почти с самим богом: они наделялась
волшебными силами и способностью творить чудеса.
После культа святых мощей церковные власти стали
вводить культ изображения святых. Поначалу это было сделано только для того,
чтобы помочь язычникам приспособиться к христианству. Те привыкли к антропоморфным
богам и мифологическим героям, а тут видели перед собой на иконе нечто похожее,
просто называлось это по-другому: святой.
Церковные иерархи думали обхитрить массы такими
подменами. Но массы обхитрили их - язычники, войдя в христианство, оязычили его собой. Они стали поклоняться нарисованным
доскам, как раньше поклонялись своим деревянным идолам. Перед досками
становились на колени, ставили перед ними светильники и приносили им жертвы:
воскуряли возле изображений ладан. То есть вели себя один в один как в языческих храмах.
Именно тогда и произошла специализация
христианских святых по типу языческих божеств. Обращаться к богу теперь стало
можно не только непосредственно, но и через заместителей - святых. Новоявленные
святые придумывались буквально сходу для замещения привычных
прихожанам языческих праздников.
Доходило до смешного. В Римской империи
праздновали Новый год 7 марта по нынешнему календарю. При этом люди поздравляли
друг друга: "Желаю постоянного счастья!" На латыни это звучало: "Перпетуум фелицитателем!" И
что же? На 7 марта церковники назначили праздник двух святых - Пернетуи и Фелицитаты.
Во времена Эпохи Просвещения прогрессивные
мыслители стали упрекать церковь в этих вымыслах и требовали признаться в
подлоге. Католическая церковь отмалчивалась несколько столетий. И только в
шестидесятых годах прошлого века покаялась в грехах. Церковь извинилась за
инквизицию, за преследование просвещения и за фальсификацию святых. Был оглашен
полный список "левых" святых, в числе которых оказались такие, как
Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Великомученица Варвара и другие.
Католики признали подлог.
Православные тоже провели такю "чистку". В 2013 году статуса святых были лишены 36 человек.
А ведь в их честь уже построены храмы, названы дети, а церковь получила со всего этого неплохой доход.
Впрочем, это отнюдь не первая и не единственная подобная история, когда вложения в церковную святость оказывалось пересмотренным.
Крупномасштабное "поражение в правах" русских святых состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 годов,
созванного царем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов.
Как писал историк А. В. Карташев: "Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы собора 1667 г.
посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее".
А в новом церковном Уставе 1682 года исчезли памятные дни, связанные с 21 русским святым.
Были и другие, менее масштабные, случаи пересмотра и лишения титула "святости".