Что можно сказать о жизни Иисуса, прочитав Библию?
Только одно - что его жизнь описана довольно скудно.
Из Евангелия от Матфея мы узнаем о рождении Иисуса. Еще одна версия рождения Иисуса,
несколько противоречащая первой, излагается в Евангелии от Луки.
Далее Иисус предстает перед нами в 30-летнем возрасте,
когда крестится у Иоанна Крестителя. Возраст 30 лет упоминается у Луки: "Иисус,
начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк 3:23).
Все у того же Луки приводится эпизод о 12-летнем
Иисусе, когда он самовольно, без разрешения родителей остался в Иерусалиме. Три
дня родители искали пропавшего сына и в итоге нашли его. Иисус, как ни в чем не
бывало, сидел в храме (Лк 2:41-49).
Об Иисуса в возрасте от 5 до 12 лет говорится в
неканоническом Евангелии детства от Фомы. Там же повторяется уже упомянутый
эпизод с 12-летним Иисусом.
И все.
За последние 3 года своей жизни (от крещения в 30 лет
до распятия в 33 года) Иисус странствовал, обучал, исцелял. При этом он показал
себя хорошим оратором, врачом, психологом и знатоком еврейской мифологии и
еврейского законодательства. Возможно, плюс ко всему этому нужно добавить, что
он был отличным психотехником, то есть отлично умел воздействовать на сознание
и подсознание как отдельных людей, так и толпы, и обладал исключительной
харизмой. Под харизмой будем понимать качество или умение общаться,
приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность
увлекать за собой толпу. Это врожденная или приобретенная в результате обучения
психическая способность вызывать изменения в человеческом поведении. Такой
человек обладает даром убеждения и способностью побудить людей к выполнению
некой миссии, используя все доступные ему средства. (определение харизмы взято
из книги Т. Лири, М. Стюарта "Деструктивные психотехники. Технологии изменения
сознания в деструктивных культах").
Возникает вопрос: где и когда он этому всему обучился?
Верующие в ответ на этот вопрос обычно говорят, что их
больше интересует не биография Иисуса, а то, чему он учил. А поскольку Иисус
является богом и сыном бога, то ему не нужно было нигде учиться, он и так все
знал. Но мы будем исходить из чисто человеческой сущности Иисуса, поэтому попытаемся разобраться.
Вероятнее всего, Иисус обучался всем этим наукам в период времени,
о котором ни слова не говорится в Евангелиях. То есть с 12 до 30 лет.
Так где же был и чем занимался Иисус в течение этих 18 лет?
Конечно, нет ничего удивительного, что никто не описал жизнь одного из сыновей
никому неизвестного плотника из провинциального города. Однако, есть несколько версий.
Она говорит о том, что эти годы Иисус провел в Индии.
В вайшнавском писании "Бхавишья
Пурана" приводится такой эпизод. Однажды император Шаливахин спросил
странствующего аскета, как его зовут. Исса, ответил тот и рассказал, что он сын
божий, был рожден от девственницы и явился как мессия своему народу.
В древних манускриптах на языке пали также говорится о "святом Иссе" и его пребывании на земле Ганги.
Исса - корень санскритского слова Ишвара, означающего Верховный повелитель, бог.
Позднее европейские и русские путешественники обнаружили аналогичные документы,
свидетельствующие о том, что Иисус бывал на Востоке. Столь отличные авторы как
преподобный К.Р. Поттер и Эдгар Кейс, излагавшие свои взгляды с позиций
христианства и Андреас Фабер-Кайзер, выражавший точку зрения мусульман,
утверждают, что Иисус 18 лет своей жизни, о которых ничего не известно, провел в Индии.
В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал книгу "Неизвестная жизнь Иисуса Христа",
в которой изложил содержание древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре
неподалеку от Кашмира. Книга повествует о том, что в возрасте 13 лет Иисус
покинул дом Иосифа и Марии в Назарете. Он путешествовал с купеческим караваном
по городам Индии, доходя до Ганга. Потом он отправился в Египет. На обратном
пути он изучал философские учения в Афинах и Персеполисе и вернулся в Израиль в
возрасте 29 лет.
Иисус в течение 6 лет изучал священные книги Индии - Веды, а также учил других в Джаганатха Пури,
Бенаресе и других городах. В Индии тогда существовала жесткая кастовая система, согласно
которой шудры, выполнявшие самую тяжелую и грязную работу, не имели права
изучать священные писания. Иисус стал распространять ведические знания среди
простых людей. Брахманы не могли этого допустить и организовали заговор против
Иисуса. Было совершено несколько покушений на его жизнь, после чего он покинул
Джаганатха Пури. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, в Гималаях, он
провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где
учил, что есть только один бог.
В 1922 году Свами Абхедананда совершил
путешествие в Северные Гималаи. Вернувшись, он опубликовал книгу о своих
путешествиях "Кашмири о Тибетти", которая повествует о его посещении
буддийского монастыря, где ему прочитали рукопись, переводя на его родной
бенгали. Вскоре Абхедананда понял, что у него почти тот же текст, что у Нотовича.
Николай Рерих в 1925 году обнаружил
рукопись об Иссе в ходе гималайской экспедиции. Его сын Юрий был знатоком
различных индийских диалектов, в том числе пали, и сам прочитал рукопись,
найденную в буддийском монастыре. Рерих вспоминал: "Нас поразило, насколько
широко распространена история Иссы. Оставаясь загадкой для Запада, Исса живет в
сердцах индийцев. Это реальность, которую нельзя игнорировать".
Вторая версия исходит от священников и полностью опровергает первую.
Все древние и позднейшие христианские
экзегеты едины во мнении, что весь период от возвращения из Египта (Мф.2:23) до
начало служения (Лк.3:23) Иисус прожил в Назарете. Указания на это имеются в
Евангелии: "И пришел в Назарет, где был воспитан" (Лк.4:16). Жители Назарета
хорошо помнили его: "и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и
говорили: не Иосифов ли это сын?" (Лк.4:22); "Не плотник ли Он, сын Марии, брат
Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?" (Мк.6:3).
Последний приведенный стих содержит еще одно важное свидетельство - Иисус
назван плотником. Этому ремеслу он мог обучиться не в Тибете, а у Иосифа, для
которого плотницкое дело было профессией (Мф.13:55). Иисус не родился в
Назарете, но провел там большую часть своей жизни, поэтому его называли пророк
из Назарета (Мф.21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22).
Легенда о пребывании Иисуса в
возрасте с 13 до 29 лет в Тибете впервые появилась в книге Нотовича в Париже в
1894 году. Выдающийся ученый-востоковед Макс Мюллер в том же году доказал, что
опубликованный Нотовичем текст подделка. Летом 1895 года профессор Дж. Дуглас
посетил тибетский монастырь в Ладакхе, о котором писал Нотович и не нашел там
ниникаких следов посещения его русским путешественником. О "манускриптах" там
тоже ничего не было слышно. Дж. Дуглас, как и М.Мюллер, пришел к выводу, что
публикация Нотовича - фальшивка.
Третья версия говорит о том, что
Иисус 18 лет провел в Египте, чем частично перекликается с первой.
Древнеримский историк Цельс
в своем трактате "Правдивое слово" писал, что Иисус вторично отправился в
Египет, в Александрию, где сперва работал поденщиком, а затем попал в число
служителей храмов Александрии, где мог успешно овладевать знаниями высших наук,
которыми так славились жрецы египетских храмов. Далее Цельс писал, что, освоив
египетскую магию, Иисус, обладая исключительными способностями, вернулся в
Палестину и стал зарабатывать на жизнь "чудесами и фокусами", в которых добился
огромных успехов.
Независимо от Цельса, в Иерусалимском Талмуде, в трактате Шаббат (104В)
записано, что Иисус "вынес свои чары из Египта".
В пользу этой версии
свидетельствует то, что именно в Египте была разработана концепция причащения
хлебом и красным вином. Именно в Египте в обрядах богослужения использовали
крест, напоминающий христианский - это был анх. Именно в египетской мифологии
присутствовала идея страшного суда, который проводят бог-отец (Осирис) и
бог-сын (Гор). Наконец, именно из египетской мифологии могла быть заимствована
идея рая и ада в том виде, в каком она присутствует в христианстве.
Еще в пользу египетской версии жизни Иисуса говорит то, что египетские жрецы
были весьма хорошими для своего времени врачами.
Какой версии верить? Решать вам. Но факт остается фактом: данный период биографии Иисуса
является большим белым пятном.