![]() |
|
Сегодня | |||
|
Нет дат |
Почему Иуда предал Иисуса? Этот вопрос невольно возникает при чтении Евангелий. В самих Евангелиях точного ответа на него не дается. Дается только косвенный намек на то, что дело было в деньгах. В пресловутых 30 сребрениках.
30 сребреников. Много это или мало?
Сребреник - серебряный шекель или, по-другому, сикль, или, по-гречески, статир. Шекель равнялся по весу четырем динариям или, что то же, четырем драхмам. Греки еще называли шекель тетрадрахмой.
Шекель представлял собой монету весом 14 грамм и диаметром 27,7 мм. 30 сребреников - 420 грамм серебра.
30 сребреников были равны 120 динариям. Динарий платили в день солдату или наемному работнику. Это был некоторый аналог минимальной заработной платы.
Согласно книге Исхода, "Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра" (21:32). То есть за 30 сребреников можно было купить раба.
Выходит, якобы, что Иуда решил по-быстрому "срубить бабла", выдав своего начальника властям.
Однако тут же возникает следующий вопрос. Согласно Иоанну, Иуда занимал должность казначея при Иисусе и регулярно приворовывал из кассы (Иоанна 12:6). Тогда зачем нужно было Иуде предавать Иисуса, если он мог и дальше спокойно прикарманивать деньги? Зачем перекрывать себе денежный поток?
Здесь можно рассмотреть несколько гипотез произошедшего.
Иисус знал, что один из его апостолов - предатель. Более того - он открыто об этом говорил. Причем задолго до тайной вечери (см. Иоанна 6:70-71). Иисус не раскрывал его имени (возможно по той простой причине, что сам был не в курсе), но Иуда боялся быть раскрытым. Ведь в этом случае под угрозой оказывались не только его финансы, но, возможно, и его здоровье - предателей не любили во все времена во всех странах. А ведь некоторые из апостолов носили с собой оружие. Если бы открылась тайна Иуды, могли и порубить на куски, что иногда случалось. Сцена небольшой рубки при аресте Иисуса описывается у Иоанна в главе 18. Правда, дело ограничилось одним отрубленным ухом, которое Иисус быстро исцелил. В общем, дело в том, что Иуда боялся быть раскрытым.
Ко времени тайной вечери Иисус удостоверился в том, что предатель именно Иуда, Иуда в конец испугался и решил, что пора действовать.
Допустим. Но 30 сребреников - не такая уж большая сумма. За выдачу властям человека можно было бы выторговать и больше. Почему же Иуда удовлетворился малым?
А что если предположить, что Иуда был "засланным казачком" среди апостолов? Агентом иудейских властей, которому было поручено втереться в доверие к Иисусу, следить за ним и регулярно докладывать о его действиях? За свою работу он получал денежное вознаграждение в размере 30 сребреников за каждый сеанс связи. Тогда именно 30 сребреников за выдачу Иисуса оказываются вполне логичной суммой.
В этом случае, возможно, Иуда даже не был вором. Но его считали таковым, потому что у него регулярно водились деньги, получаемые им за шпионаж. Иисус и другие апостолы не знали о предательстве и, видя, что у Иуды регулярно водятся деньги, считали, что он ворует. Хотя у казначея всегда есть соблазн запустить руки в кассу.
Допустим, Иуда действительно был вор и регулярно приворовывал деньги из "общака". А деньги, судя по некоторым признакам, могли быть приличные, т.к. среди исцеленных Иисусом попадались состоятельные люди. В частности, у Луки читаем: "и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Луки 8:2-3).
Открыто тратить эти деньги Иуда не мог, т.к. их наличие вызвало бы ряд вопросов со стороны Иисуса и других апостолов. Значит, для легализации наворованных денег ему было необходимо, чтобы организация, возглавляемая Иисусом перестала существовать. Вот вам и причина для предательства. А организация в самом деле перестала существовать на некоторое время. После ареста Иисуса все струхнули так, что даже самый верный его спутник и помощник - Петр - трижды отрекся от него.
Евангелие от Матфея начинается с того, что рожденного младенца нарекают царем иудейским: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матфея 2:1-2). На допросе Понтий Пилат грозно спрашивает Иисуса: "Ты Царь Иудейский?" (вопрос присутствует во всех 4 Евангелиях). У Иоанна есть следующая строчка: "Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоанна 19:19).
При чем здесь все это? Очень просто. Иуда знал о том, что Иисуса пророчат на царское место в Иудее и, будучи его казначеем, вынашивал тайные мечты, что станет занимать ту же должность при дворе. Получить доступ к казне государства - это совсем не то же самое, что заведовать кассой группы бродячих целителей и проповедников. Это совсем другие суммы и возможности.
Однако позже Иуда стал понимать, что царствовать Иисус совсем даже не собирается. Мечты постепенно стали рушиться. И его предательство стало, своего рода, местью за несбывшиеся надежды.
Как бы там не было, Иуда, согласно Евангелиям, предал Иисуса. Но возникает следующий вопрос. Почему вместо того чтобы наконец-то зажить в свое удовольствие на украденные или заработанные на шпионаже деньги, Иуда кончает жизнь самоубийством? Может быть, он рассчитывал только на арест и тюремное заключение Иисуса, но никак не на его казнь? Могла ли казнь Иисуса там потрясти вора и предателя, что тот покончил с собой?
Официальная версия - он повесился от того, что раскаялся и не смог пережить позора от предательства. Однако выглядит она не очень убедительно.
И вот здесь появляется следующая гипотеза, которая хоть как-то может объяснить поступок Иуды.
Иуда, как и многие другие евреи, верил в приход мессии, который освободит еврейский народ от власти Рима. Он ждал, когда же Иисус начнет готовить еврейское восстание, ведь он был весьма популярен в народе. Но Иисус с апостолами ходили по разным селениям, проповедовали, исцеляли, привлекали сторонников, однако ни о каком восстании никогда не помышляли. В итоге у Иуды наступил период глубокого разочарования в Иисусе как в мессии, и он сдал его властям в надежде, что арест Иисуса будет той самой искрой, из которой разгорится пламя еврейского восстания против Рима. Думал сработать на популярности Иисуса.
Не вышло. Разочарован был не только Иуда, но и многие другие евреи, видевшие ранее в Иисусе мессию и нового царя иудейского. Именно по этой причине толпа столь легко сменила милость на гнев и разразилась криками "Распни его".
Что оставалось делать Иуде? Встать во главе восстания после предательства он уже не мог. Мечта жизни - еврейское восстание - провалилась. Расстроенный Иуда вернул деньги первосвященникам, после чего пошел и повесился.
![]() Оглавление Об Иисусе Христе | |
![]() Назад Понтий Пилат | ![]() Дальше Иисус Христос - первый коммунист или Немного юмора в заключении |