На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День рождения: Даниель Дэннет

День рождения: Максим Горький

День рождения: Корлисс Ламонт

Христианство

У христиан: Великий пост

Ислам

У мусульман: Месяц Рамадан
Месяц обязательного для мусульман поста, с помощью которого они выражают силу своей веры и преданность

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаХристианствоРелигия против науки, философии, искусства
Я-атеист Я-атеист - -

Религия против науки, философии, искусства

Последняя редакция 28.05.2022

Давайте посмотрим примеры того, какого научного, философского и культурного наследия мы лишились и могли бы лишиться из-за религии.

  1. В 391 году епископ Феофил дожег Александрийскую библиотеку. Там оставалось порядка 26 000 томов "оскорбительной" литературы.
  2. Валент приказал собрать по всей Антиохии книги дохристианского периода и уничтожить "без всякого следа".
  3. Папа Григорий 1 в 590 году издал декреталию, обязывающую покончить с "мерзостью" Гомеров, Апулеев и Демокритов.
  4. В 1163 году римский папа Александр 3 издал буллу о запрете изучения "физики или законов природы".
  5. Спустя столетие папа Бонифаций 8 запретил анатомирование трупов и химические опыты. Тех, кто игнорировал распоряжение папы, лишали свободы и сжигали на кострах.
  6. В конце 5 века папа Геласий опубликовал декрет, в котором были приведены сочинения, которые принимает церковь и сочинения, признаваемые еретическими - так называемый "Индекс запрещенных книг". Последующие папы список запрещенных книг постоянно пополняли.
  7. В последнем издании Индекса, опубликованном в 1948 году, фигурируют около 4000 отдельных произведений и десятки авторов, все сочинения которых запрещены. Этой чести удостоились Оноре де Бальзак, Джордано Бруно, Вольтер, Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Д'Аламбер, Рене Декарт, Дени Дидро, Эмиль Золя, Жан Лафонтен, Жан Мелье, Морелли, Эрнест Ренан, Жан Жак Руссо, Бенедикт Спиноза, Жорж Санд, Давид Юм.

    Запрещены отдельные произведения Френсиса Бэкона, Пьера Бейля, Иеремии Бентама, Генриха Гейне, Клода Гельвеция, Эдуарда Гиббона, Виктора Гюго, Эммануила Канта, Этьена Кабэ, Мари Жана Кондорсе, Виктора Консидерана, Ламенне, Ламеттри, Джона Локка, Мармонтеля, Монтеня, Жана Монтескье, Блеза Паскаля, Стендаля, Флобера и многих других мыслителей, писателей, ученых. Была запрещена даже "Хижина дяди Тома".

    А вот длительные дискуссии в Ватикане по поводу книги Гитлера "Майн кампф" закончились ничем - она не была внесена в Индекс запрещенных книг.

    Индекс был отменен Ватиканом в 1966 году.

  8. В 15 веке математики искали способ решения уравнений третей степени, однако их попытки были тщетны. В итоге основатель испанской инквизиции Томас Торквемада решил, что решение уравнений третьей степени волей бога изъято из возможностей человеческого разума. И когда один из его друзей, математик Паоло Вальмес, неосторожно сказал Торквемаде, что умеет решать не только уравнения третьей, но и четвёртой степени, Торквемада бросил его в тюрьму, а затем отправил на костёр "за борьбу с божественной волей". Только через 100 лет способ решения уравнений третьей степени был открыт Джероламо Кардано. Математическая наука была заторможена из-за нелепых запретов церкви на целых 100 лет.
  9. В 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Его "вина" заключалась лишь в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл.
  10. В 1611 году архиепископ Антонио Доминис сделал первую попытку объяснить радугу. Его объяснение противоречило библейскому знамению, за что он был отлучен от церкви и приговорен к сожжению. Не дождавшись казни, он умер в тюрьме.
  11. В 1697 году по обвинению в нападках на религию и нравственность была осуждена на сожжение книга Джона Толанда "Христианство без тайн". Сам Толанд был приговорён к тюремному заключению, но бежал.
  12. В 1740 году по инициативе Ломоносова была издана книга Бернарда Фонтенеля "Разговор о множестве миров". Священный синод признал книгу "противной вере и нравственности", впоследствии, произведение было изъято и уничтожено. Священнослужители спрашивали: если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил? Согласно их мнению, книгу следовало "везде отобрать и прислать в Синод", а Петербургской Академии наук следовало запретить печатать, "как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном".
  13. В 1743 году изъят из продажи Астрономический календарь Российской Академии наук по причине того, что Синод в нём обнаружил сведения "относительно Луны и прочих планет", которые, по мнению представителей Синода, "к соблазну народному склонны". Синод потребовал в дальнейшем печатать календари только с его "апробации".
  14. В 1756 году Московский университет намеревался издать книгу Александра Поупа "Опыт о человеке". Книга была переведена учеником Ломоносова под руководством последнего. В ней автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной, что вызвало резкие негативные высказывания различных духовных цензоров, которые нашли в книге "зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию". В результате книга была запрещена. "Исправлять" книгу взялся московский митрополит Амвросий, который переделал поэму Поупа, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком искажённом виде книга была издана в 1757 году.
  15. В 1757 году Синод требовал приостановить научную деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, призвавшего "особливо не ругать наук в проповедях" и предать огню его научные труды.
  16. Научно-художественный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие", выпускавшийся Михаилом Васильевичем Ломоносовым, был закрыт в 1764 году по причине того, что в нём публиковались статьи по астрономии, которые, по мнению священнослужителей, "вере святой противные и с честными нравами несогласные".
  17. С 1762 по 1796 годы произведения Ж.-Ж. Руссо и Дени Дидро были запрещены в Российской империи за "неудовлетворительные религиозные понятия" и "изложение опасной теории материализма".
  18. В 1764 году был запрещен "Философский словарь" Вольтера, а сам Вольтер был осужден церковью.
  19. В 1770 году книгу Поля Анри Гольбаха "Система природы", считавшуюся "библией материализма", предали огню католические инквизиторы.
  20. В 1790 году запрещена книга Александра Николаевича Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Изложенные в ней взгляды были найдены "противными закону божьему, десяти заповедям, Священному писанию, православию и гражданскому закону". Книгу уничтожили, а Радищева, как "бунтовщика хуже Пугачева", приговорили к смертной казни, которая была заменена 10-летней каторгой.
  21. Спустя 100 лет после смерти Радищева эта книга все еще подверглась осуждению со стороны церкви: в 1903 году духовные цензоры нашли, что она все еще опасна для религии и церкви, что она подрывает авторитет светской и духовной власти, и потому весь напечатанный тираж был уничтожен.

  22. Почти все сочинения Генриха Гейне подвергались "строгому запрещению" в России, так как православная церковь видела в них разрушительную силу для "веры и правительства".
  23. Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала 20 века. До 1815 года с одобрения цензуры издавалось школьное пособие "Разрушение коперниковской системы", в котором автор называл гелиоцентрическую систему "ложной системой философической" и "возмутительным мнением". Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева "Круг земли неподвижен, а солнце ходит". Автор "опровергал" систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов церкви.
  24. В 1824 году на факультете анатомии Казанского университета произошел погром. Архиепископ казанский Амвросий и попечитель университета от министерства духовного просвещения Магницкий сбросили экспонаты в специально подготовленные гробы, которые были вывезены под колокольное пение и захоронены. При этом четверть экспонатов была изготовлена из животных, а на остальных не было указания имен и вероисповеданий. В ответ на возмущение профессуры университета были уволены 11 профессоров, а Магницкий подал петицию в министерство просвещения с предложением снести Казанский университет за "безбожие, творимое в его стенах".
  25. В 1830 году духовная цензура запретила книгу Поля Анри Гольбаха "Обеденные беседы" за наличие идей, "противных христианской нравственности, правительству и религии".
  26. В 1831 году был запрещен один из самых популярных романов Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", поскольку в ней саркастически изображалось священство.
  27. В 1840-х годах в список запрещённых по религиозным мотивам книг внесены сочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака и многих других.
  28. В 1841 уже упомянутая книга Поля Анри Гольбаха "Система природы" была запрещена в России из-за "резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности".
  29. В 1898 году, опасаясь "адского" действия этой книги, разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении.

  30. В 1842 году была запрещена книга Николая Ивановича Костомарова "О причинах и характере Унии в Западной России". Архиепископ Иннокентий (Борисов) нашёл в книге "множество дерзких выражений насчёт восточной церкви и её патриархов". Мнение архиепископа поддержал министр просвещения Уваров. В результате все экземпляры диссертации, которые удалось собрать, были сожжены.
  31. В 1847 году было отдано распоряжение "вовсе не допускать" к изданию французские романы и повести, несмотря на то что они при переводах "до такой степени переделываются, что в них не остаётся ничего вредного".
  32. В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта "Об ископаемых Курской губернии", так как в ней "мироздание объяснялось по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея".
  33. В 1853 году по требованию духовных властей из произведений Николая Васильевича Гоголя исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви.
  34. В 1855 году в "Земледельческой газете" вышла статья профессора Петербургского университета С. Куторги "Введение к почвознанию. Геологическая участь нашей земли", в которой автор знакомил читателя с геологическими периодами Земли, постепенным процессом формирования земной коры, образованию полезных ископаемых и т.д. По требованию Синода министерство просвещения распорядилось: "Статьи подобного рода о предметах, уместных только в специальных учёных изданиях и доступных одним образованным читателям, были одобряемы к печати со всевозможною осмотрительностью, а в газетах и периодических изданиях, назначаемых более для популярного чтения и общедоступных, вовсе не были допускаемы к печати".
  35. В марте 1858 года в связи действиями московского митрополита Филарета против разворачивающихся геологических работ князь В.Ф. Одоевский обратился с письмом к обер-прокурору Синода Толстому: "Довольно уже Россия, потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, то есть каменного угля, тогда как всё это гонение основано просто на незнании предмета".
  36. В 1859 году после публикации Рулье в газете "Московские ведомости" лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель сумел "согласить с первой главой книги бытия". Преследование учёного привело его к преждевременной смерти.
  37. В 1860 году после издания сборника Александра Николаевича Афанасьева "Народные русские легенды, собранные Афанасьевым" обер-прокурор Святейшего Синода граф А.П. Толстой направил письмо министру народного просвещения: "По поводу изданной (т.е. пропущенной цензором Наумовым) книги господина Афанасьева под заглавием: "Русские народные легенды" высокопросвещенный митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания".
  38. В результате распоряжением Главного управления цензуры было предписано запретить к перепечатыванию новые издания книги "Народные русские легенды, собранные Афанасьевым", а 5000 уже отпечатанных экземпляров были уничтожены.

  39. В 1860 году была запрещена книга Людвига Фейербаха "История новой философии от Бэкона до Спинозы".
  40. В 1866 году книга Льва Николаевича Толстого "Римский католицизм в России" была занесена в список запрещенных книг с довольно редкой для того времени аттестацией: "opus praedamnatum", которую употребляли для отъявленных еретиков.
  41. В 1866 году на книгу Ивана Михайловича Сеченова "Рефлексы головного мозга" был наложен арест "за изложение самых крайних материалистических взглядов". Кстати, первоначальное название книги было "О влиянии физиологии на психическую деятельность". Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова "для смирения и исправления" в Соловецкий монастырь "за предерзостное душепагубное и вредоносное учение". Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 года она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число "неблагонадёжных" и запретили ему читать лекции для народа.
  42. В 1868 году была уничтожена книга Вольтера "Философия истории" из-за того, что духовные цензоры обнаружили в ней "глумление над истинами и опровержение священного писания".
  43. В 60-х годах 19 века было запрещено издание книги Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", так как духовные цензоры нашли в нём антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.
  44. В 1871 году запрещена книга Клода Гельвеция "О человеке, его духовных силах и воспитания". Защитники православной церкви писали: "Презрение и отвержение, с которым автор отзывается о религии и ее служителях и совершенно материалистический взгляд его на воспитание противны уставу о цензуре".
  45. В 1873 году была запрещена книга Эрнста Геккеля "Естественная история мироздания". По мнению духовных цензоров, автор "глумился над библейскими сказаниями о происхождении мира и человека".
  46. В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Томаса Гоббса "Левиафан, или о сущности, форме и власти государства", которую признали "противной священному писанию и православной церкви".
  47. В 1879 году уничтожены все экземпляры книги Георга Финлея, "Византийская история с 716 по 1453 год", в которой найдены, согласно представителям православной церкви, "мысли, направленные против некоторых учений православной церкви".
  48. В 1879 году уничтожены 5000 экземпляров "Общедоступного календаря", изданного Академией наук из-за статьи о средневековой инквизиции.
  49. В 1879-1880 годах запрещена и сожжена книга Эрнеста Геккеля "История племенного развития организмов" запрещена и сожжена.
  50. В 1886 году запрещена книга Камиля Фламмариона "Мир до создания человека" из-за того, что в ней "опровергается" библейское учение о сотворении человека, а также подрываются религиозные устои.
  51. Специальным циркуляром министерства внутренних дел от 20 августа 1887 года было "предложено цезурным комитетам и отдельным цензорам по внутренней цензуре не допускать печатания и выпуска в свет никаких рассказов гр. Л. Толстого без предварительного представления их на окончательное решение Главного управления по делам печати".
  52. В 1888 году была запрещена книга Фридриха Энгельса "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии".
  53. В 1889 году при издании собрания сочинений Николая Семеновича Лескова духовная цензура "растерзала" шестой том, в котором были собраны произведения из жизни духовенства. Весь тираж книги уничтожили. Лесков назвал эту расправу "подлым самочинством и самовластием со стороны всякого прохвоста".
  54. В 1890 году уничтожена книга Вольтера "Сатирические и философские диалоги".
  55. В 1893 году уничтожены его поэтические произведения, в которых были найдены "антирелигиозные тенденции".

  56. В 1890 году запрещена и уничтожена книга С. Альберта "Чарлз Дарвин и его учение", которую духовные цензоры называли "катехизисом материалистического отрицания религиозных идей".
  57. В 1891 году харьковский протоиерей Буткевич во время торжественной литургии в годовщину восшествия на престол Александра 3 произнёс в кафедральном соборе проповедь о том, что Лев Толстой "больше всех волнует умы образованного и необразованного общества своими сочинениями, отличающимися разрушительной силой и растлевающим характером, проповедующими неверие и безбожие".
  58. В 1893 году духовная цензура не допустила издания сочинений Александра Ивановича Герцена. Причиной послужил "атеизм Герцена и его социальные идеи". Представители духовного ведомства в издаваемых ими брошюрах называли Герцена "богоотступником и врагом христианской веры, противником православия". Против Герцена был выпущен ряд клеветнических брошюр, в том числе книга цензора Николая Елагина, в написании которой принимал участие митрополит Филарет (Дроздов). Петербургский митрополит Григорий даже внес в Синод предложение предать Герцена анафеме, но это предложение не было реализовано.
  59. В 1893 году изъята из распространения и уничтожена книга Г.H. Гетчинсона "Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии". Духовная цензура аргументировала своё решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга "подрывает основы религии".
  60. В 1893 году Главное управление по делам печати разослало цензорам список запрещённых произведений Льва Николаевича Толстого. Список состоял из 19 названий.
  61. В 1895 году была запрещена книга Чарльза Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" за "материалистический характер". Священники, борясь против учения Дарвина, выступали против дарвинизма в своих проповедях, печатали статьи в журналах, книги, называли учение Дарвина "богохульным" и совершая попытки доказать его "ненаучность", обвиняли Дарвина в разрушении нравственности. Цензура беспрепятственно печатает статьи против теории Дарвина, а опровержение на них оставляет в своих архивах.
  62. В 1896 году православный цензор запретил публикацию книги Вольтера "Вавилонская принцесса", ссылаясь на то, что произведения Вольтера "были одной из причин, подготовивших революцию во Франции и давших ей антирелигиозный характер. У нас они должны оказывать то же влияние; только круг их влияния у нас теснее; он ограничится почти исключительно пресловутою интеллигенцией. Но желательно, чтобы и интеллигенция не подвергалась опасным влияниям".
  63. В 1901 году за "неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве" Синод добился запрещения романа Льва Николаевича Толстого "Воскресение".
  64. По настоянию обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, лично следившего за литературной деятельностью Льва Толстого, многие произведения писателя, как противные учению и духу христианства, не увидели света в свое время.

    Иоанн Кронштадтский называл Толстого предтечею антихриста и даже самим антихристом, его борьбу с церковью - делом дьявольским и предсказывал "лютую кончину" писателя.

    2 февраля 1901 года Л. Н. Толстого отлучили от церкви. Из определения Синода: "В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию".

    Между тем, книги Льва Толстого считаются классикой литературы мирового уровня.

    В том же 1901 году харьковский епископ Амвросий писал, что развитие науки приводит к росту неверия, ученых он называл "опаснейшими врагами церкви". Епископ Иннокентий призывал отказаться от научного мировоззрения и вернуться к вере.

    В 2001 году правнук Л.Н. Толстого Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 2 с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. Патриарх ответил, что это невозможно.

  65. В 1902 и 1906 годах были сожжены два тиража книги Эрнста Геккеля "Мировые загадки", так как в книге "красной нитью проходила идея животного происхождения человека". За "дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания" эта книга продолжала числиться в черных списках в 1916 году.
  66. В 1905 году московский епископ Никон обвинял московских профессоров в том, что они погубили юношество.
  67. В 1910 году казанский миссионерский съезд заявил, что А. М. Горький, Л. Н. Андреев и другие "литературные язычники" "создали уже и продолжают усиливать среди общества атмосферу безбожия". Представители духовной цензуры обвинили Горького в том, что "в центре своих произведений он ставит не дух, а тело, чем подрывает религиозные устои общества".
  68. В 1914 году запрещена книга Фридриха Энгельса "Принципы коммунизма".
  69. В 1915 году признали "кощунственной" и уничтожили весь тираж книги Фридриха Энгельса "От классического идеализма к диалектическому материализму".

Несколько слов о научно-технических достижениях.

  1. Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл "дьявольскими" и "богопротивными" железные дороги, газовое освещение и телеграф. Близкие мысли высказывал епископ Леонид (Краснопевков), писавший, что "Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать".
  2. Харьковским архиепископом Макарием (Булгаковым) была написана столь радикальная статья "против прогресса", что её не принял даже журнал "Православное обозрение".
  3. Архимандрит Феофан (Говоров), ректор Петербургской Духовной Академии писал об открытой "враждебности технического прогресса христианской истине".
  4. Митрополит Григорий, а позже Исидор поддерживали издание еженедельника "Домашняя Беседа" В.И. Аскоченского, прославившегося борьбой с "прогрессистами" и "цивилизаторами". На страницах еженедельника материальный прогресс связывался с "разнузданностью мысли и чувства".
  5. Духовная цензура вплоть до конца 19 века препятствовала развитию геологической науки. По словам митрополита Филарета, научная геология опровергает библейскую космогонию и потому "не может быть терпима".
  6. Гонениям со стороны митрополита Филарета подвергся учёный-историк, профессор Московского университета Т.Н. Грановский, которого обвинили во вредном влиянии на студентов, так как тот не упоминал в своих лекциях о роли божественного промысла в историческом процессе.

Разумеется, это далеко не все примеры церковных запретов. Но даже этот небольшой список показывает, чего мы могли бы лишиться, благодаря религии.


Оглавление
Христианство

Назад
О болезнях

Дальше
Хищники в раю

Яндекс.Метрика

0.03