На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

Христианство

У христиан: Великий пост

Иудаизм

У иудеев: Песах (Пасха)
День, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаИсламИслам
Я-атеист Я-атеист - -

Ислам

Последняя редакция 16.05.2022

Ислам

Ислам - одна из трех крупнейших мировых религий.

Слово "ислам" переводится как "предание себя богу", "покорность", "подчинение" (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама - Коран. Язык богослужения - классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда в 7 веке.

Согласно хадисам Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники, которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю, мусульмане считают Мухаммеда последним, после которого не будет других пророков.

Ислам - сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения он вобрал в себя элементы доисламских верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское государство, занимавшее весь Аравийский полуостров - Арабский халифат.

В 30-х годах 7 века халифат нанес своим главным противникам - Византии и персидскому государству Сасанидов - сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. В 661 году столица халифата была перенесена в Дамаск.

В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили свое продвижение вглубь Европы.

В 8-9 веке в исламе возникло мистическое течение - суфизм.

В начале 9 века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце 11 века не были изгнаны норманнами.

К началу 10 века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.

В 13 веке монгольское нашествие разрушило среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата.

В 15 веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиринейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в 15-16 веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.

К концу 19 века в исламе наметились две тенденции - консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.

К концу 19 века почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь 20 век. Возник политический ислам - исламизм. Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978-1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.

В настоящее время ислам является наиболее быстро растущей религией в мире. Общее количество мусульман составляет 1,5 миллиарда человек. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. 18% мусульман живут в арабских странах. Быстрыми темпами растет мусульманское население Западной Европы, Северной Америки и Африки.

Религиозные здания в исламе называются мечетями (арабское - "место поклонения"). Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети - это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

 

Первый раскол среди мусульман произошёл в середине 7 века в результате политической борьбы, когда в 656 году после убийства халифа Усмана ибн Аффана халифом был избран зять пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиб. Подозревая халифа Али в причастности к убийству халифа Усмана, наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян отказался присягнуть ему на верность, в результате чего произошла битва при Саффине. Во время Сиффинской битвы, когда силы Муавии были на исходе, он пошёл на хитрость, вынудив Али ибн Абу Талиба остановить битву и начать мирные переговоры. Нерешительность Али вызвала возмущение среди его сторонников, и 12 тысяч воинов покинули армию Али, впоследствии обосновавшись в Ираке. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть хариджитами (от арабского - выступившие, покинувшие).
В 661 году халиф Али ибн Абу Талиб был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом, после чего большинство мусульман признала халифом Муавию, но часть мусульман осталась верна Али и посчитала, что власть в Халифате должна принадлежать его потомкам. Так мусульмане разделились на суннитов, признавших законной власть Муавии и династии Омейядов, на шиитов, которые до сих пор считают, что власть в халифате должна принадлежать только потомкам Али (Алидам), и хариджитов, которые не примкнули ни к одной из групп.

Сунниты

На сегодня сунниты представляют подавляющее большинство мусульман (около 85%) и представлены в большинстве исламских стран (страны Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии и т.д.). Основной отличительной чертой суннитов является приверженность в правовых вопросах одной из четырёх общепризнанных суннитских правовых школ (мазхабов фикха) и следование в вопросах вероубеждения асаритской, ашаритской или матурдитской школе (мазхабу акиды). К суннитам также относят салафитов (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ) и суфиев.

Шииты

Шииты составляют вторую по численности группу мусульман (около 15%) и традиционно делятся на умеренных шиитов-двунадесятников (Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан) и зейдитов (Йемен, Саудовская Аравия, Иран и Ирак), а также крайних шиитов исмаилитов, алавитов (Сирия, Турция, Ливан), алевитов и других.

Хариджиты

Религиозные взгляды хариджитов во многом совпадают со взглядами суннитов, но хариджиты признают законными только двух первых халифов - Абу Бакра и Умар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов, Алидов и др.). Среди хариджитов сформировалось такие течения как ибадиты, аджрадиты, азракиты, байхаситы, мухаккимиты, надждатиты, саалабиты, суфриты и другие, но большинство из них либо исчезло, либо представлено небольшими группами. В современном мире хариджиты представлены ибадитами, которые составляют большую часть населения Омана.

Религиозно-правовые школы

Каждое исламское течение имеет свою правовую школу (мазхаб) со свойственной только ей методологией вынесения шариатского решения. Первоисточниками всех мазхабов являются Коран и Сунна пророка Мухаммеда, которая в разных мазхабах может заметно отличаться в силу разности используемых сборников хадисов. К второстепенным источникам шариата относят такие понятия как иджма (единогласное мнение учёных), кияс (суждение по аналогии), истихсан (правовое исключение), истисхаб (правовая презумпция), масляха мурсаля (общая польза), урф (адат, обычай), садду зараи (предотвращение вреда) и другие. Разница в приоритетности выбора второстепенных источников исламского права и методологии принятия решений послужило тому, что в правовых вопросах среди мусульман есть некоторые различия. Сегодня в мире существует четыре основных суннитских мазхаба (ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский), несколько крупных шиитских мазхабов (джафаритский, зейдитский), ибадитский мазхаб и другие.

Школы по вопросам вероубеждений

С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов:

  1. Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств (возможность толкований качеств сущности и качеств действия и т.д.). Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами, каррамитами, муджассимитами и мутазилитами.
  2. Вопросы связаные с предопределением, Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека (касб). По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты, кадариты, каррамиты и наджжариты.
  3. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты, каррамиты, мурджииты и мутазилиты.
  4. Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты.

Исторически сложилось, что большинство ашаритов являются последователями шафиитского (Индонезия, часть Египта, Сирии, Ирака, Дагестан, Чечня) и маликитского (Северная Африка) мазхабов, а большинство мутурдитов (взгляды которых близки к ашаритским) - ханафитского (Татарстан, Башкортостан, Средняя Азия, Турция, Южная Азия).

 

Понятие "ислам" тесно переплетено и неразрывно связано с понятием "вера" (иман). В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

  • Вера в Аллаха - творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие.
  • Вера в ангелов. Ангелы - существа, сотворенные Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
  • Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия). Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
  • Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несет ответственность за свои поступки.

 

Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:

  • Шахада - соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: "Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Посланник Аллаха". В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
  • Намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определенным образом, в предписанное время, сопровождают ее соответствующими положениями тела. В разных течениях эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
  • Закят - материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
  • Саум (ураза) - соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
  • Хадж - совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

 

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной с точки зрения шариата пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе - основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (проведен обряд никах). Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи запрещены, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Если у мусульманина несколько жен, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: "Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня". В Коране говорится: "Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - наиболее благочестивый".

 

"Людьми Писания" (араб. Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев и сабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания, которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда) и деловые отношения.

Люди Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими священных книг, отступление от "истинной веры". Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобъемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.

 

Символом ислама было принято знамя таухида (единобожия), на знамени приведена шахада, что означает: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед посланник (пророк) Его".

Во времена пророка Мухаммеда и войн против Джахилии использовалось знамя таухида черного цвета, после окончания войн против арабских язычников и создания халифата цвет знамени был перенят на зеленый и стал государственным флагом Арабского халифата, по сей день является государственным флагом Саудовской Аравии. Черное знамя осталось боевым, и до сих пор используется в военном Джихаде, что во многих странах считается экстремистским.

После образования Османской империи символикой религии ислам еще стал полумесяц с звездой. Но многие мусульмане (в частности сунниты) считают это нововведением в религию, и против всяческих нововведений тем самым и символов, ведь согласно исламскому убеждению что всякое нововведение ведет в огонь, если это делается сознательно, а также указывают на то что язычество с подобного и начиналось.

 

Многие исламские богословы считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Эта связь означает священный долг постижения научных знаний для мусульман, так как сам Коран рассматривает окружающий мир и природу как знамение Аллаха. Именно с таким пониманием наука развивалась в исламской цивилизации, в течение многих веков, до колонизации мусульманского мира. По мнению некоторых историков, современные научные методы были впервые разработаны именно исламскими учеными, такими как Ибн ал-Хайсам (известный на западе как Альхазен), а сама наука, в современном смысле этого слова, возникла внутри исламской цивилизации. Считается, что на разработку научных методов они были вдохновлены Кораном и Сунной.

Однако в средние века многие восточные ученые выступали против любых религиозных догм, в том числе мусульманских. Кроме того существует точка зрения, что остатки Александрийской Библиотеки были сожжены по приказу халифа Умара, а уцелевшие остатки античных рукописей погибли в 7-8 веках при установлении господства арабов-мусульман в Египте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Существует лишь предание о том, что халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, решив: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том, и в другом случае их надо сжечь".

Специалисты знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, не упоминает пожара библиотеки.

Мусульманскими учеными (арабами и жителями Средней Азии), которые познакомились с научным наследием Древней Греции были дальше глубоко развиты такие науки, как математика (включая сферическую геометрию и тригонометрию), логика, биология, медицина, астрономия, физика, география. Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но к 16 веку начинается спад.

 


Оглавление
Ислам

Дальше
О Коране

Яндекс.Метрика

0.034