На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День рождения: Анатоль Франс

Христианство

У христиан: Великий пост

Славянское язычество

У славян: Водопол (именины Водяного)
Пробуждение Водяного, Русалок и прочей водной живности; в этот день ждали начала ледохода

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаРелигия и людиЭйнштейн и религия
Я-атеист Я-атеист - -

Эйнштейн и религия

Последняя редакция 16.05.2022

Альберт Эйнштейн

Верующие люди в качестве подтверждения своей веры любят приводить различных ученых, которые, по их словам, были верующими. Одним из наиболее часто упоминаемых ученых является Альберт Эйнштейн.

Альберт ЭйнштейнАльберт Эйнштейн - выдающийся физик-теоретик первой половины 20 века, основатель современной теоретической физики, автор ряда значительных физических теорий, самые известные из которых - общая и специальная теории относительности, вместе с Планком заложил основы квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, автор более 300 научных работ в области физики и около 150 работ по истории и философии науки, общественный деятель-гуманист, почетный доктор 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе почетный иностранный член Академии наук СССР.

Кроме всего перечисленного, хорошо играл на скрипке.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южно-германском городе Ульме, в небогатой семье. Начальное образование получил в местной католической школе. Около 12 лет пережил состояние глубокой религиозности, однако вскоре чтение научно-популярных книг сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам церкви.

Вот кем вкратце является человек, о котором пойдет речь.

 

Во что верил Эйнштейн?

Так какое же отношение у этого выдающегося человека, которого называют гением, было к религии и к богу? Верил ли Эйнштейн в бога и, если да, то в какого?

Чтобы разобраться в этом, обратимся к тому, что говорил и писал сам Эйнштейн.

1. "Я впал - хотя рожден был в абсолютно нерелигиозной семье - в глубокую религиозность; но в 12-летнем возрасте от религии резко отошел. Читая научно-популярные книги, я вскоре убедился, что в библейских сказаниях есть много такого, что просто не может быть правдой. В результате - впечатление, что молодежь намеренно обманывают".

2. "То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его".

3. "Идея персонифицированного божества никогда не была мне близка и кажется довольно наивной".

4. "Чем больше человек проникается упорядоченной регулярностью всех событий, тем тверже его убеждения, что вне упорядоченной регулярности причин различной природы ничего нет. Для него не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы".

Очень напоминает некоторые взгляды Чарльза Дарвина, который тоже поначалу был верующим и даже собирался стать священником. Дарвин писал: "Никому не возбраняется верить, что человек появился в результате особого чуда, но сам я не считаю это ни необходимым, ни вероятным".

В 1929 году один нью-йоркский раввин задал Эйнштейну прямой вопрос: "Верите ли вы в бога?" Эйнштейн ответил: "Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии Вселенной, но не в бога, который занимается судьбами и поступками людей".

Еще более резко он выразился в интервью "Нью-Йорк Таймс" в ноябре 1930 года: "Я не верю в бога, который награждает и карает, в бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере".

Таким образом Эйнштейн не верил в того бога, которого представляет нам религия. В бога, который наблюдает за деятельностью людей, вмешивается в жизнь каждого человека, который карает и милует и которого можно о чем-либо попросить. Свою позицию он четко высказал в 1950 году в своем письме М. Берковитцу:

"По отношению к богу я агностик. Я убежден, что для отчетливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно - законодателя, работающего по принципу награды и наказания".

Наконец, в 1954 году, всего за полгода до своей смерти, Эйнштейн в письме к немецкому философу Эрику Гуткинду так охарактеризовал своё отношение к религии:

"Слово "Бог" для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия - свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощренная, интерпретация не сможет это для меня изменить".

Вместе с этим, Эйнштейн отрицал наличие какого-либо вселенского разума или мирового сознания.

1. "Нет ни одного закона природы, который нельзя было бы свести к некоторому закону, сформулированному на языке пространственно-временных понятий. Из этого принципа вытекает, например, убежденность в том, что психические явления и связи между ними в конечном счете можно будет свести к физическим и химическим процессам, протекающим в нервной системе. Согласно этому принципу в казуальной (прим. - случайностной) системе явления природы нет нефизических элементов; в этом смысле в рамках научного мышления нет места ни для свободы воли, ни для того, что называют витализмом".

2. "Когда же вы говорите о людях, рассуждающих о таких вещах, как свобода воли в природе, мне трудно найти подходящий ответ. Разумеется, эта идея абсурдна".

Однако, не веря в бога и во вселенский разум, Эйнштейн называл себя религиозным человеком. Но и здесь сначала надо понять, какой именно смысл он вкладывал в понятие религии.

Приведу еще несколько цитат из Эйнштейна, чтобы лучше показать, в чем заключается его религия.

1. "Я - глубоко религиозный безбожник. Можно сказать, что это своего рода новая религия".

2. "Я не могу найти выражения лучше, чем "религия" для обозначения веры в рациональную природу реальности".

Под "религией" Эйнштейн подразумевал не совсем то, что обычно обозначается этим словом. "Богом" для него стала целостная, не разъятая на части природа, а "религией" - вера в такую природу. Он писал:

"Я никогда не приписывал Природе никакой цели, преднамеренного стремления или чего-либо, чему можно дать антропоморфическое толкование. Природа - величественное здание, которое мы в состоянии постичь очень неполно и которое возбуждает в душе мыслящего человека чувство скромного смирения. Это поистине благоговейное чувство с мистицизмом ничего общего не имеет".

Итак, вот в какого бога верил Эйнштейн и какую религию исповедовал он сам. Он просто использовал существующие термины "бог" и "религия" для обозначения своих взглядов. Но вкладывал в них совершенно иной смысл.

Надеюсь, все вышеизложенное дает ясное представление о том, что в бога Эйнштейн не верил.

 

О религии и науке

Но как возникают религии и почему люди начинают верить в бога? Отвечая на эти вопросы, Эйнштейн говорит следующее.

"Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. Это следует постоянно иметь в виду, когда хотят понять религиозные движения и их развитие. Чувства и желания лежат в основе всех человеческих стремлений и достижений, какими бы возвышенными они не казались.

Какие же чувства и потребности привели людей к религиозным идеям и вере в самом широком смысле этого слова? Если мы хоть немного поразмыслим над этим, то вскоре поймем, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства. У первобытных людей религиозные представления вызывает прежде всего страх - страх перед голодом, дикими зверями, болезнями, смертью. Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создает для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действий которого зависят страшные для него явления. После этого начинают думать о том, чтобы умилостивить это существо. Для этого производят определенные действия и приносят жертвы, которые, согласно передаваемым из поколения в поколение верованиям, способствуют умиротворению этого существа, т.е. делают его более милостивым по отношению к человеку. В этом смысле я говорю о религии страха. Стабилизации этой религии, но не ее возникновению, в значительной степени способствует образование особой касты жрецов, берущих на себя роль посредников между людьми и теми существами, которых люди боятся, и основывающих на этом свою гегемонию. Часто вождь или правитель, чье положение определяется другими факторами, или же какой-нибудь привилегированный класс сочетает светскую власть с функциями жрецов либо же правящая политическая каста объединяется с кастой жрецов для достижения общих интересов.

Другим источником религиозных образов служат общественные чувства. Отец, мать, вожди большого человеческого коллектива смертны и могут ошибаться. Стремление обрести руководство, любовь и поддержку служит толчком к созданию социальной и моральной концепции бога. Божье провидение хранит человека, властвует над его судьбой, вознаграждает и карает его. Бог в соответствии с представлениями людей является хранителем жизни племени, человечества, да и жизни в самом широком смысле этого слова, утешителем в несчастье и неудовлетворенном желании, хранителем душ умерших. Такова социальная, или моральная, концепция бога.

Уже в священном писании можно проследить превращение религии страха в моральную религию. Продолжение этой эволюции можно обнаружить в Новом завете. Религии всех культурных народов, в частности народов Востока, по сути дела являются моральными религиями. В жизни народа переход от религии страха к моральной религии означает важный прогресс. Следует предостеречь от неправильного представления о том, будто религии первобытных людей - это религии страха в чистом виде, а религии цивилизованных народов - это моральные религии также в чистом виде. И те, и другие представляют собой нечто смешанное, хотя на более высоких ступенях развития общественной жизни моральная религия преобладает".

Однако существует и третья ступень развития религии. Эйнштейн назвал ее космической религией. По его мнению, религия на третьей ступени развития должна преодолеть идею личностного бога и заменить его на идею гармонии и величия Вселенной.

"Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей с одной стороны и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека".

Но почему же с развитием науки люди не перестают верить в бога?

"Природа человека такова, что он всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира. При этом он пытался построить картину, которая дала бы до какой-то степени реальное отображение того, что человеческий разум видит в природе".

Смысл в том, что человек не стремится к усложнению. Он готов принять самое простое объяснение устройства мира и поверить в него, не утруждая себя вниканием в суть процессов и явлений. То есть человек не склонен задавать вопрос "почему" и искать на него достоверный ответ. Почему происходит так, а не иначе? По воле божьей. А, ну ладно. Все. Вот вам и картина мироздания.

А вот еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.

"Подобно другим животным, человек по своей природе апатичен. Если бы не было необходимости, то он бы не думал, а действовал бы как автомат, по привычке".

Если нет необходимости, человек не будет думать, анализировать, сопоставлять. Так поступает большинство верующих людей. Все по воле божьей. И все. Думать уже не надо.

Обратите также внимание на первую часть приведенной выше фразы: "подобно другим животным". Эйнштейн считает человека неотличимым от животных. И это вполне логично и не должно вызывать удивления или отторжения. Впрочем, подробно речь о человеке и связи его с животным миром идет в другой главе.

Наконец еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.

"Сырой материал, поступающий от органов чувств, - единственный источник нашего познания, может привести нас постепенно к вере и надежде, но не к знанию, а тем более к пониманию закономерностей".

То что мы видим, слышим, ощущаем может дать нам веру во что-то, но не более того. Классический пример. С древних времен люди видели, как Солнце каждое утро поднимается на востоке и каждый вечер заходит на западе. Какой вывод сделали древние люди? Очень простой, но, тем не менее, совершенно неправильный: Солнце вращается вокруг Земли. Долгое время это заблуждение владело умами людей, пока Коперник не открыл, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. И даже после этого его открытие долгое время считалось противоречащим Библии, где сказано, что Солнце расположено на небесной тверди, и потому еретическим.

Другой не менее известный пример. Если поместить ложку в стакан с водой, она будет казаться изломленной. Мозг понимает, что на самом деле это не так, но органы чувств (глаза) показывают нам совершенно другое.

Так можно ли в таком случае доверять нашим органам чувств, если они могут дать нам недостоверную информацию? Ведь все экспериментальные данные получаются с помощью наблюдений за объектом исследования, то есть с помощью тех самых органов чувств. Может быть, правильнее было бы доверять только тем данным, которые получены с помощью теоретического мышления?

Опять нет. Истина возникает только тогда, когда данные теоретического мышления подтверждают данные наблюдений и наоборот. Вот что говорит Эйнштейн по этому поводу:

"Истинность теоретического мышления достигается исключительно за счет связи его со всей суммой данных чувственного опыта".

Известный философский закон единства и борьбы противоположностей.

В пользу совокупности теоретического и чувственного опыта говорит также следующая цитата.

"С помощью физических теорий мы пытаемся найти себе путь сквозь лабиринт наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир наших чувственных восприятий. Мы желаем, чтобы наблюдаемые факты логически следовали из нашего понятия реальности. Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества".

Эйнштейн также считал, что именно наука поможет изжить те религиозные предрассудки, которые были свойственны первобытным людям.

"Одухотворение причинных связей в том виде, в каком оно характерно для первобытных людей, не является бессмысленным само по себе, а лишь постепенно, под давлением накопленных фактов, вытесняется наукой".

Правда, сам Эйнштейн признавал, что идея бога вряд ли будет когда-либо полностью опровергнута наукой. Но при этом он предлагал отказаться от того бога, которого предлагают нам все религии.

"Конечно, доктрина бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание еще не способно проникнуть. Но я убежден, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально, ибо доктрина, которая способна поддерживать себя только в потемках, а не при ясном свете, по необходимости потеряет свое влияние на человечество, что нанесет непредсказуемый вред прогрессу человечества. В своей борьбе за этическое добро учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины бога как личности, т.е. отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. Это, конечно, более трудная, но и несравненно более достойная задача. После того как религиозные учителя осуществят этот процесс обновления, они, безусловно, признают с радостью, что научное знание возвеличивает истинную религию и делает ее более мудрой".

То есть задача религии - просвещать людей, но просвещать с помощью науки.

Говоря о религии, Эйнштейн отмечал также следующее:

"Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти".

Так есть ли от религии, в классическом понимании этого слова, какая-нибудь польза? В чем цель религии? Эйнштейн считал, что польза есть. По его мнению, религия должна освобождать и направлять человека. Но делать она это должна, опираясь на науку.

Вот что он писал по этому поводу.

"Цель религии - освободить человечество, насколько это возможно, от рабства эгоцентричных устремлений, желаний и страхов.

Путем понимания человек достигает далеко идущего освобождения от оков личных надежд и желаний и тем самым убеждается в скромном положении мозга по отношению к величию причины, воплощенной в сущем, которая в своей бездонной глубине недоступна человеку. Эта позиция, однако, как мне представляется, является религиозной в самом высшем смысле этого слова. И мне кажется, что наука не только очищает религиозные побуждения от шлака антропоморфизма, но также вносит вклад в религиозное одухотворение нашего понимания жизни.

Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более определенно мне представляется, что путь к истинной религиозности проходит не через страх жизни, страх смерти и слепую веру, но через стремление к рациональному знанию".

Итак, "путь к истинной религиозности проходит через стремление к рациональному знанию", то есть через науку.

Необходимость заниматься наукой и развивать ее Эйнштейн особо подчеркивал.

"Так же, как и Пуанкаре, я считаю, что наукой стоит заниматься, ибо она позволяет открывать красоту природы. Наградой ученому служит то, что Анри Пуанкаре называет радость познания, а не те возможные применения, которые может найти его открытие".

Истинными учеными Эйнштейн считал тех ученых, которые пришли в науку ради самой науки, а не ради открытий, которые принесли бы им славу или ради денег, которые можно получить, внедрив эти открытия.

Более того, Эйнштейн считал науку не только нужной, но и полезной для человечества.

"Всеобщий интерес к научной теории вовлек в игру высшие сферы духовной деятельности, что не может не иметь огромного значения для морального исцеления человечества".

Однако насколько полны те знания, которые мы получаем научным путем?

"Тот факт, что в науке мы вынуждены довольствоваться неполной картиной физического мира, обусловлен не природой этого мира, а нашими собственными особенностями".

Но почему же достижения науки приносят так мало удовлетворения простым людям?

"Почему блестящая прикладная наука, приводящая к такой экономии труда и так облегчающая жизнь, приносит нам так мало счастья? Простой ответ гласит: потому, что мы еще не научились разумно пользоваться ей".

В заключении рассмотрим вопрос: в чем связь науки и религии? Наиболее часто цитируют следующую фразу Эйнштейна: "Наука без религии хрома, религия без науки слепа".

Отвечая на этот вопрос, Эйнштейн говорил, что наука выявляет "то, что есть", а цель религии - устанавливать "то, что должно быть", то есть в каком направлении должно идти развитие человечества и как должны применяться открытия науки. Напомню, что по своим взглядам Эйнштейн был гуманист. Но при этом он считал, что религия не может и не должна судить о научных фактах и заниматься обоснованием картины мира.

"В науке можно только удостовериться в том, что есть, но не в том, что должно быть. Религия, с другой стороны, имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обоснованно говорить о фактах и взаимоотношениях между ними".

Однако религия то и дело занимается тем, что пытается обоснованно говорить о том, как создана Вселенная, как создан человек, как идет развитие. Хотя это не ее задача. Это - задача науки.

 

Четыре письма

Данные письма представляют собой переписку Эйнштейна с лейтенантом Гаем Рейнером. Первые два были написаны в 1945 году, вторые два - в 1949 году.

Эти письма - еще одно доказательство того, что Эйнштейн не верил в того бога, которого предлагает нам религия.

 

Письмо 1

10 июня 1945 г.

Уважаемый м-р Эйнштейн,

вчера вечером я беседовал с иезуитом, католическим священникам. По разным вопросам, связанным с религией, и в ходе разговора он сделал несколько заявлений относительно Вас, в которых я склонен сомневаться. Поскольку я хотел бы уяснить для себя эти вопросы, то буду признателен, если Вы прокомментируете следующие пункты.

Он сказал, что сначала вы были атеистом. Потом, по его словам, вы поговорили с иезуитским священником, и тот привел силлогизмы, которые Вы не смогли опровергнуть, после чего Вы стали верить в высший разум, управляющий вселенной. Один силлогизм был следующий: творение требует творца; вселенная - это творение, следовательно, должен быть и творец. Тут я поставил под вопрос то, что вселенная - это творение; я вижу объяснение сложности растительного и животного мира в эволюции; движение планет можно объяснять законами отталкивания и т. д., а понятие бесконечности вселенной объясняет то, чего не могут объяснить эволюция и законы вероятности. Но если бы даже творец и был, он мог бы лишь переделывать, а не создавать; к тому же, допуская наличие творца, мы снова возвращаемся к тому, с чего начали, - кто-то должен был создать и самого творца и т.д. Это точно так же, как считать, что мир покоится на спине слона, слон на черепахе, черепаха на другой черепахе и т.д.

Так или иначе, по его словам, этого оказалось достаточно для того, чтобы убедить Вас в существовании высшего разума, который правит вселенной.

Второй силлогизм: законы природы (гравитация и т. д.) существуют, но если есть законы, то, значит, должен быть и законодатель; законодателем был бог". Для меня это звучит как словесная эквилибристика. Исходя из того, что вселенная существует, независимо от того, был "бог" или нет, что-то должно было произойти; если бы вся материя сошлась в небесное тело, Вы имели бы закон притяжения или что-то в этом роде. Те законы, на которые он ссылается здесь, представляются мне просто констатацией фактов, а не законами, которые предполагают разумного законодателя.

Третий силлогизм он не мог вспомнить. Но если эта история правдива, то, вероятно, это сможете сделать Вы. Он утверждал также, что теория эволюции сегодня полностью опровергнута; у меня обратное впечатление. Несмотря на то, что теория Дарвина о выживании "наиболее приспособленных" в общем опровергается (надо признать, я не слишком много знаю о современных теориях в этой области), по моим представлениям, теория эволюции остается основной концепцией в биологии. Разве я не прав?

Моя личная философия в целом согласуется с позицией гуманистов, выраженной Американской гуманистической ассоциацией. У меня было впечатление, что Вы связаны с этим движением, поэтому я усомнился в том, что вышеприведенные аргументы привели Вас к вере в "высший разум, который правит вселенной". Буду чрезвычайно признателен Вам за коротенькое письмо, проливающее свет на эту ситуацию.

 

Письмо 2

2 июля 1945 г.

Уважаемый м-р Рейнер,

я получил Ваше письмо от 10 июня. Никогда в жизни я не беседовал с иезуитским священником и поражен дерзостью этой лжи обо мне.

С точки зрения иезуитского священника я, безусловно, всегда был и остаюсь атеистом. Ваши контраргументы кажутся мне очень правильными и едва ли можно сформулировать лучше. Антропоморфные концепции применительно к тому, что не относится к человеку, - по-детски наивны. Нам надлежит смиренно восхищаться гармонией устройства этого мира - насколько мы способны постигнуть его. И не более того.

С наилучшими пожеланиями, искренне ваш, Альберт Эйнштейн

 

Письмо 3

25 сентября 1949г.

По вашему письму получается, что для иезуитского священника атеистом будет любой, кто не принадлежит римско-католической церкви, а в на самом деле еврей-ортодокс, или деист, или кто угодно еще. Вы намеренно оставили пространство для такой интерпретации, или Вы все же атеист в словарном значении этого слова: "тот, кто отрицает существование бога или высшей силы"?

 

Письмо 4

28 сентября 1949 г.

Я неоднократно повторял, что, по моему мнению, идея бога-личности довольно наивна. Вы можете называть меня агностиком, но я не разделяю воинственного духа настоящих атеистов, чей пыл объясняется по большому счету болезненным избавлением от оков религиозного воспитания, полученного в ранние годы. Я предпочитаю смиренное отношение, соответствующее нашей недостаточной способности рационально осмыслить природу

Искренне Ваш, Альберт Эйнштейн

 

Заключение

Итак, из вышеизложенного видно, что Эйнштейн не верил в бога.

Эйнштейн считал, что наука нужна человечеству и стоит ей заниматься. Религия, как и наука, тоже нужна человечеству. Но под религией Эйнштейн понимал не веру в бога, построенную на идее страха и воздаяния по заслугам. Религия должна строиться на идеях просвещения. Именно в направлении и просвещении видел Эйнштейн задачу религии.

К сожалению, современная религия занимается вовсе не этим. Она только направляет верующих людей. Но делает это отнюдь не научным путем.

Эйнштейн продолжал свой поиск до самых последних своих дней, но искал он не того бога, который являлся Аврааму или Моисею. Для него богом были мировой порядок и гармония, а религией - вера в этот порядок.


Оглавление
Религия и люди

Назад
Человек и теория Дарвина

Дальше
Гитлер не был атеистом

Яндекс.Метрика

0.042