На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня
День рождения: Дмитрий Иванович Писарев
День смерти: Эрнест Ренан

Вы здесь: Главная страницаО верах и религияхО богеДобрый ли бог?

О боге
Добрый ли бог?

Я-атеист Я-атеист - -

Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
(Галатам 6:7)

Бог у верующих всегда хороший, добрый и справедливый. Зла не творит. А когда начинаешь приводить примеры того, как он занимался тотальным уничтожением человечества (например, устроив потоп), в ответ слышишь одно и тоже - бог тут не при чем, это люди сами себя наказали своими грехами. Ну да, сами открыли кран на небесах, сами сыпали горящую серу себе на головы или сами (а не по приказу свыше) шли и вырезали целые города.

Аргументация верующих всегда следующая. Никто не заставляет людей пить, колоться, воровать, убивать. Человек делает это сам в соответствии со своей свободой воли, таким образом наказывая самого себя. Бог, конечно, имеет возможность помешать ему, но не вмешивается. Потому что, если он вмешается, будет нарушена свобода воли человека. А этого бог допустить не может, потому что без свободы воли человек будет не человеком, а роботом, жизнь которого подчинена некоему набору правил. Бог ограничился тем, что дал людям набор правил, как нужно жить. А жить по ним или нет – каждый решает сам. Соблюдаешь – молодец. Не соблюдаешь – ты грешник, ты сам себя наказываешь, ведь твоим телу и душе будет плохо. А бог тут не при чем.

Что ж, на первый взгляд может показаться, что логика в этом есть. Но лишь на первый взгляд.

В человеческом обществе точно так же действует набор правил – законов и норм морали. Есть те, кто их соблюдает, а есть те, кто сознательно нарушает. Последних общество либо осуждает, либо наказывает. Преступник не сам себя сажает в тюрьму. Его сажает суд. То есть внешний по отношению к нему субъект.

Проведем аналогию. Есть разработчик, написавший некоторую программу. В любой программе есть ошибки. И когда программа работает не так как нужно, разработчик не говорит, что пользователь криворукий, нажал кнопки не в той последовательности. Разработчик исправляет ошибку. Или делает защиту от неправильных действий пользователя, чтобы неправильная последовательность нажатия кнопок не приводила к сбою.

С точки зрения верующих во всем виноват пользователь, который не выполнил всех требований инструкции, несмотря на то, что эти требования иногда противоречат друг другу. Это пользователь виноват в том, что не в том порядке нажимал кнопки. Разработчик не виноват, несмотря на то, что не предусмотрел защиту от неправильных действий пользователя.

Нет, уважаемые верующие, отмазать бога таким образом не получится. Если бы бог захотел, то сделал так, чтобы алкоголик не получил свою бутылку, наркоман не получил первую дозу, а убийца не попал бы на место преступления, не получил бы орудие преступления или просто «поскользнулся, упал, очнулся – гипс». А бог ведь хочет. Вы же сами говорите, что бог желает, чтобы все спаслись. Причем для этого ему совсем не обязательно вмешиваться в свободу воли грешника. Можно слегка подкорректировать его поведение или поведение потенциальной жертвы так, чтобы греха не случилось. Развести субъект и объект во времени и пространстве. Для всемогущего бога сделать это ничего не стоит.

Тут верующие пытаются аргументировать тем, что бог вне времени и выбирает для нас наилучший вариант развития событий. Мол, по логике бога, жертве преступления лучше попасть на место преступления и быть убитой (убитой лишь с нашей точки зрения, потому что у бога все живы), нежели избежать этого и в будущем нагрешить еще больше. Или это такое испытание для человека, которое позволит ему переосмыслить свою жизнь, стать лучше и попасть в рай. Мы-то не видим всех вариантов, а бог видит. И выбирает наилучший для человека. То есть действует во благо человека, со всей добротой к нему, независимо от нашего, человеческого, отношения к тому, что случилось. Только вопрос: так все-таки бог выбирает за нас, а не мы сами действуем в соответствии со своей свободой воли?

Религия утверждает, что бог всеведущ, а потому заранее знает исход любого события. Это неизбежно означает, что с точки зрения бога будущее однозначно определено. Иначе бог не всеведущий, если он может чего-то не знать.

При этом религия говорит о человеческой свободе воли, мол, каждый человек свободен в принятии решений, а бог просто знает об этих решениях заранее. Не корректнее ли тогда говорить не про истинную свободу, а про иллюзию свободы? Да, нам кажется, что мы поступаем свободно, но бог-то заранее знает, как поступит человек, что будет в результате его поступка и какая судьба ждет человека после его смерти. Бог, как всеведущий и существующий вне времени, все это знает. Причем знает все это еще до нашего рождения, потому что существует вне времени.

Можно встретить такую трактовку. Бог знает обо всех возможных вариантах, но не знает заранее, какой именно вариант выберет человек. Человек, действуя в соответствии со своей свободой воли, делает выбор и, таким образом, снимает эту неопределенность в знании бога. Но это объяснение входит в противоречие с тем, что бог существует вне времени и что прошлое, настоящее и будущее для него известны.

Так что нет, товарищи верующие, бог не так прост и не так добр, как вы пытаетесь его всем представить.

И тут возникает более глобальный вопрос.

Почему наш мир сотворен богом именно таким? Мог ли бог, зная все возможные варианты развития событий, сотворить наш мир по-другому? Или вариант нашего мира, со всеми его грехами, наилучший из всех возможных?

А, может быть, есть другие миры, но нам про них ничего не известно, потому что бог не счел нужным рассказать нам о них? В таком случае есть ли миры лучше нашего? Например, миры, где живут одни лишь праведники?

Ответов на эти вопросы религия не дает. Более того, она предлагает просто не задаваться ими.

 


Оглавление
О боге

Назад
Качества бога

Дальше
Почему нужно молиться богу?

Яндекс.Метрика

0.033