На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня
ХристианствоУ христиан: Рождественский пост
День смерти: Николай Александрович Добролюбов

Вы здесь: Главная страницаО верах и религияхРай и ад
Я-атеист Я-атеист - -

Рай и ад

От верующих людей то и дело слышишь фразы типа "не будешь грешить - попадешь в рай", "не будешь верить - попадешь в ад", "неужели ты не хочешь обрести вечную райскую жизнь", "в аду грешникам уготованы вечные мучения" и тому подобные. Настало время разобраться, что же это за субстанции - рай и ад.

 

Рай - в понимании многих религий, мифологий и верований место вечной совершенной жизни (существования, бытия) в гармонии с природой (мирозданием, богом). Место пребывания в состоянии совершенства и блаженства. Рай считается вознаграждением человека, который верит в бога и совершает благие деяния.

Гюстав Доре. Рай
Гюстав Доре. Рай

Для древних людей рай представлялся местом с теплым климатом, без сильных колебаний температуры, плодородными землями, богатыми разнообразными съедобными растениями. Что ж, древних земледельцев и скотоводов понять можно. Что им еще нужно было для полного и вечного счастья?

В христианском раю души праведников находятся в компании бога. Христианство призывает людей искать рай не где-либо в земном или космическом пространстве, а в своей душе. За основу берутся слова Иисуса "Царство Божие внутри вас", т.е. где святой человек там и царство небесное или рай. Только непонятно, что происходит при смерти физического тела? Самым высшим наслаждением праведников в раю будет возможность непрестанного богообщения, славословия, молитвы, возрастания в добродетели и т.п. Видимо, любит бог подхалимство и восхваление себя. Ну и непонятно, к чему будет прикладываться райская добродетель? Кто кому будет делать добрые дела? Души одних праведников душам других?

Церковь также учит, что не все праведники будут иметь в раю равные блаженства, но кто какое заслужил при своей земной жизни.

Весьма оригинально представляют себе рай мусульмане.

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с прохладой чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином, которое не пьянит. Праведник будет одет в дорогие одежды и лежать на коврах в особых шатрах. Им будут прислуживать юноши.

В раю каждому мусульманину припасены гурии - девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после любовных утех. Но некоторые исламские богословы считают, что образ гурий в раю - это аллегория.

В качестве бонуса обитатели рая могут наблюдать за адом и находящимися там грешниками.

На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю хранятся подлинник Корана и другие священные книги, куда записаны деяния людей.

Над раем находится трон аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога.

Как видим, ничто человеческое не чуждо мусульманам. Ведь при жизни им запрещено употреблять алкогольные напитки, зато после смерти в раю можно будет оттянуться по полной в компании очаровательных юных девушек.

Что касается женщин-мусульманок, то "любая умершая женщина, муж которой был ею доволен, войдет в рай". Согласно другим источникам, в исламе рай для женщин не предусмотрен. Однако в Коране ясно сказано: "те, кто совершает добро, будь то мужчина или женщина, если они к тому же верующие, войдут в рай, и не будут они обижены ни на бороздку финиковой косточки" (сура Женщины, аят 124). И далее: "Тому, кто вершил зло, воздастся по делам его. А те, кто творил добро, будь то мужчина или женщина, - [истинно] верующие. Они войдут в рай и получат удел без меры" (сура Верующий, аят 40).

В буддизме рай - это земля бесконечной радости, высшего блаженства, высочайшего просветления.

 

Ад - посмертное место наказания грешников. Как правило, ассоциируется с состоянием мучительного страдания. В ад после смерти попадают не только верующие грешники, но и все неверующие, потому что неверие - один из главных грехов.

Другое название ада - преисподняя.

Сандро Боттичелли. Карта ада
Сандро Боттичелли. Карта ада
(по произведению Данте Алигьери "Божественная комедия")

Обычно ад ассоциируется с вечным огнем, жаром и всевозможными мучениями, которым подвергаются грешники в зависимости от тяжести своих грехов. Муки ада продолжаются бесконечно долго.

Так, в христианском аду черти под руководством дьявола (сатаны) всячески издеваются над грешниками, а грешники в свою очередь испытывают различные муки в зависимости от совершенных ими при жизни грехов. Ад состоит из семи кругов. На самом дне ада находится жилище сатаны. Однако это не библейское описание ада. Так представил ад Данте Алигьери в своей "Божественной комедии".

Мусульманский ад также состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников.

Над адом переброшен мост Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи.

Однако не все народы воспринимают ад, как некую "вечную жаровню".

Ад северных народов видится вечно холодной, обледеневшей местностью. Христианские миссионеры со своими угрозами вечного проклятия и поджаривания души в аду сталкивались с непониманием некоторых народов. Так, например, когда миссионеры прибыли на Аляску и стали пугать эскимосов огненными ужасами ада и пылающими озерами, те спросили: "Как же нам поскорее попасть туда?" Для них, не понаслышке знающим, что такое суровые зимние морозы, жаркое место казалось раем.

Буддийский ад разделен на восемь частей, первые семь из которых можно избежать путем искупления.

Во многих религиях бытует мнение, что рай расположен на небесах (поближе к богу), а рай - под землей, потому что именно там расположены раскаленные подземные массы (об этом люди знали, видя извержения вулканов).

Таким образом, рай и ад - это два противоположных места, куда попадает душа человека после смерти. Конкретное "место назначения" души определяет после смерти человека бог.

Возникает, правда, вопрос. Как может нематериальная душа в аду испытывать муки материального тела? В том, что душа нематериальна, верующие не сомневаются. Рассуждения по этому поводу приводятся в конце данной главы.

Если изучить этимологию слова "Ад", становится еще интереснее. "Ад" происходит от древнегреческого "Аид". "Аид", в свою очередь, состоит из приставки-отрицания "а", т.е. "не", и "ид", который образован от греческого глагола, означающего в переводе "смотреть, видеть". Т.е. дословно Аид - это невидимое место или место, которое нельзя увидеть.

 

В католицизме есть еще одно, переходное место, называемое чистилищем.

Согласно католическому вероучению, чистилище - место, в котором души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов.

Гюстав Доре. Чистилище
Гюстав Доре. Чистилище

Догмат о чистилище был введен в католицизме в 1439 году. Как видим, католическая церковь взяла на себя ответственность за создание некоего промежуточного буфера между раем и адом, которого изначально не существовало. А в 2013 году Ватикан пообещал сократить время пребывания в чистилище для всех, кто подписался на микроблог папы римского Франциска в Twitter. Вот она, сила религии.

Согласно учению католической церкви, крещеный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший "простительный" грех, остающийся неотпущенным, после смерти подвергается временному наказанию в чистилище. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем легких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в рай, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем попадает в рай.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы еще могут им помочь очиститься от греха.

С началом страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им входу в рай. Живые могут помочь сократить участь себе и другим с помощью "умилостивительных жертв", благих дел, молитв.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению православной церкви состояние душ умерших людей - предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что бог все-таки может облегчить вечную участь грешников и даже ввести их в рай, если за этих грешников будет усердно молиться церковь и оставшиеся в живых на земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших. Однако ключевым словом здесь является "усердно", т.е. у церкви всегда есть "отмазка", не позволяющая точно сказать, попал ли человек в рай. А раз так, то за него надо продолжать молиться все усерднее и усерднее, для чего необходимо посещать церковь. Вот так, в частности, церковь обеспечивает себе постоянный приток прихожан.

Протестанты также отвергают чистилище.

В исламе аналогом католического чистилища считается Араф, как пространство между адом и раем.

 

Христиане верят, что после смерти 3 дня душа человека находится на земле, после этого до 9-го дня бродит по раю, затем до 40-го дня - по аду и, наконец, на 40-й день предстает перед богом, который определяет ее конечный "пункт назначения", исходя из соотношения благих дел и грехов. Именно с этим верованием связано то, что умерших хоронят на третий день, а поминают на девятый и сороковой. Правда, согласно другим положениям христианской веры, окончательное место души будет определено после страшного суда. Тогда где же находятся души всех умерших до этого самого суда?

В исламе умерших поминают на 3-й день после смерти, на 7-й и 40-й день.

Конечно, современному человеку подобное представление о рае и аде кажется не более чем сказкой. Верить в подобные рассказы могут только дети или фанатично верующие взрослые. Ну, в самом деле, какое теплое место в раю, какое адское пекло в аду? Где все это расположено? Как могут существовать такие места, если туда попадают только души? Как, в самом деле, можно поджарить душу в аду? Или какое ей дело до температуры окружающей среды и зачем ей еда в раю? Еда нужна телу, а не душе. Верующие объясняют, что все это не более чем аллегории. В аду, например, души испытывают такие мучения, какие испытывало бы тело, если бы его поместили в пекло. Но как может нематериальная душа испытывать страдания материального тела? Душа, конечно, может страдать, но причины этих страданий совершенно иные, нежели страдания тела.

Более современные понятия рая и ада отходят от указания конкретных мест и конкретных характеристик. Так, ислам утверждает, что человек не может познать или представить истинную сущность рая.

Митрополит Иерофей на основе святоотеческого предания показывает, что рай и ад нельзя рассматривать как 2 разных места, но "сам бог является раем для святых и адом для грешников". Антоний Великий говорит, что понимание рая и ада не нашего ума дело и что рай и ад непознаваемы.

От самих верующих часто можно услышать нечто аналогичное. Если человек живет по заповедям, молится богу, то в его душе царят покой и умиротворение. Это и есть рай. А грешник сам своими грехами портит себе жизнь: пьяница гробит свою печень и психику, наркоман не может жить без дозы, блудник подхватывает всякие нехорошие болезни и живет в постоянном страхе, что о его похождениях узнает жена и т.д. Это состояние душевного неравновесия и есть ад. В который человек вгоняет себя сам своими грехами, а не бог его наказывает. В общем, как обычно: бог хороший, бог не при чем, все от свободы воли (которую он же сам нам и дал).

Но раз так, то встает вопрос: правильно ли мы вообще понимаем суть рая и ада, если познать их невозможно?

Хочется также отметить вопрос вечности. Вспоминается книга "7 зверей Райлега. Алиедора". Там описывалось, как некроманты готовили девушек-воинов (Алиедора была одной из них). Как их заставляли постоянно драться друг с другом, намеренно наносили им увечья, накачивали всякой магической химией, а вечером лечили волшебным образом, чтобы с утра повторить все это. И так каждый день, несколько лет подряд одни издевательства. Зато к концу они переставали чувствовать боль и обращать внимание на любые раны. Получались идеальные солдаты, которые исполняли приказ, пока были живы (а убить их было не так просто). Доживали до конца обучения далеко не все. Это я к тому, что с учетом вечности привыкнуть можно к любым ужасам. Точно так же, как рано или поздно в вечности надоест любое блаженство. Захочется чего-нибудь нового.

Итак, ад и рай - это не более чем кнут и пряник для верующих. Будешь хорошо себя вести и не грешить - получишь пряник в виде рая. Будешь себя плохо вести и грешить - получишь кнут в виде ада. Ну прямо как дети малые. Недаром все-таки Эйнштейн говорил о религии: "Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти".

 

Как описан в Библии рай: "В то время свет Луны будет, как свет Солнца, а солнечный свет будет в семь раз ярче, чем был. Солнечный свет одного дня будет равен свету семи дней" (Исайя 30:26).

Таким образом, рай получает от Луны столько излучения, как от Солнца, и в добавок еще в 49 раз больше (7х7), чем Земля получает от Солнца. Итого: 50.

Используя закон Стефана-Больцмана, (H/E)^4=50, где E - температура Земли в кельвинах (300К, что соответствует 27 градусам Цельсия). Получаем температуру небес H=798 кельвин или 525 градусов Цельсия.

Однако, в раю, выходит, весьма жарковато.

Как описан в Библии ад: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц... участь в озере, горящем огнем и серою" (Откровения 21:6).

Итак, озеро горящей серы. Т.е. сера в жидком состоянии, которая горит. Температура плавления серы (т.е. перехода ее в жидкое состояние) 113 градусов. Температура самовоспламенения серы 235 градусов.

Выходит, что рай более чем в 2 раза жарче ада? Получается так. Есть, правда, одно но. Температура пламени при горении серы достигает 1820 градусов.


Оглавление
О верах и религиях

Назад
О верующих людях

Дальше
Религия и климат

Яндекс.Метрика

0.017