На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День рождения: Даниель Дэннет

День рождения: Максим Горький

День рождения: Корлисс Ламонт

Христианство

У христиан: Великий пост

Ислам

У мусульман: Месяц Рамадан
Месяц обязательного для мусульман поста, с помощью которого они выражают силу своей веры и преданность

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаО верах и религияхСотворение мира и человекаСотворение мира в иудаизме
Я-атеист Я-атеист - -

Сотворение мира в иудаизме

Последняя редакция 26.01.2022

"В начале сотворил Бог небо и землю". Что означает в этом контексте слово "сотворил"?

В рассказе о шести днях сотворения мира на иврите приводятся три глагола, отображающие разный уровень произведенного действия: "сотворил" (бара), "создал" (яцар) и "сделал" (аса).

Слово "сделал" (аса) означает простое действие без изменения формы. Подобное действие в русском языке обозначается глаголами "перенёс", "поставил", "взял".

Слово "создал" (яцар) означает более сложное действие: придание существующей материи некоторой формы. Например, скульптор берёт кусок бесформенной глины и создаёт скульптуру. Глина осталась та же, но возникла несуществующая до сих пор форма. Глагол "яцар" характеризует любую созидательную деятельность человека.

Слово "сотворил" (бара) означает действие, при котором создается сама материя, которой до этого не существовало, а после ей придается определенная форма. Такое действие не по силам человеку. Это уровень бога.

По утверждению Торы, в мире есть несколько "пластов" духовной действительности, кроме той материальности, которая окружает человека. В каждом из них существуют понятия материального мира, но на разных уровнях. Каждый из этих "пластов" называется "мир", поскольку таковым он является сам по себе. Поэтому, несмотря на то, что Тора описывает определённую действительность, описание может иметь несколько смыслов, поскольку понятие им обозначаемое, существует одновременно в разных духовных мирах. Каждое из них имеет смысл, соответствующий данному миру. Кроме того, все смыслы слова, характерные для разных миров, объединены общим значением.

Возникновение видимой действительности из невидимой, следствия из причины невозможно постичь разумом человека. Не существует даже гипотезы, доказывающей его появление. Это называется "еш ми айн" или "что-то из ничего". Такое действие возможно только для Всевышнего и называется "сотворить".

"Сотворить мир" означает создать материальную действительность из духовной. В принципе, понятие "сотворить" справедливо также для духовной действительности. Поскольку мы видим материальный мир, обязательно существует мир духовный. С другой стороны, у нас нет никакой уверенности в том, что мир, который мы видим, на самом деле существует.

Материальный мир называется "что-то" ("еш"). Мир духовный называется "ничто" ("аин"). Творец сделал так, что мир, который "ничто", ощущается нами как "что-то".

 


Оглавление
Сотворение мира и человека

Назад
Сотворение мира в религиях Древней Греции и Древнего Рима

Дальше
Сотворение мира в христианстве

Яндекс.Метрика

0.021