Сегодня
ХристианствоУ христиан: Петров пост
День смерти: Хемингуэй Эрнест

Вы здесь: Главная страницаХристианствоХристианство на РусиРусская инквизиция

Русская инквизиция

Я-атеист Я-атеист
Гойя. Трибунал инквизиции
Гойя. Трибунал инквизиции

Верующие люди очень любят говорить, что на Руси и в России не было инквизиции. Что это достояние католической Европы.

Действительно ли это так?

Да, размах инквизиции в России европейского масштаба не достигал. Потому что в России церковь подчинялась светской власти. Но это не означает, что ничего подобного вообще не было.

По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного Устава князя Владимира (составлен в конце 10 - начале 11 веков), "зелье" (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда. Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства, а чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать.

В 11 веке русская "Повесть временных лет" пишет: "Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же - мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями". Почти то же самое впоследствии будет написано в "Молоте ведьм" - католическом руководстве по борьбе с ведьмами и колдунами. Причем российские костры начали разгораться за сотни лет до европейских.

Ознакомимся с примерами из русской истории.

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

Это всего лишь случаи, ставшие известными.

 

Было дело, Русская православная церковь даже объявила войну иноверцам. Во время взятия литовского города Полоцка русскими войсками там была учинена форменная религиозная резня - всех иудеев утопили, а католикам отрубили головы. Это произошло потому, что московский митрополит объявил целью военной кампании священную борьбу православия против иноверцев.

Наибольшего размаха православный террор достиг во времена церковного раскола, когда церковь развалилась на две части - никониан и старообрядцев. Основное отличие между ними состояло в том, что первые крестились тремя пальцами, а вторые - двумя. Естественно, обе фракции тут же объявили друг друга еретиками.

Никониане тут же начали борьбу со старообрядцами, причем никониан поддерживала царская власть.

"В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире - шестерых, в Боровске - четырнадцать человек", - фиксирует документ той эпохи.

Монахи Соловецкого монастыря не согласились с некоторыми построениями никониан. Дело дошло до восстания. Никониане подтянули войска. Восемь лет продолжалась осада монастыря. После чего он был взят, а все монахи казнены.

После этого на волне энтузиазма никонианами был заживо сожжен вместе со своими ближайшими сподвижниками предводитель старообрядцев Аввакум, к тому времени давно сидевший в тюрьме.

Но в 1685 году вышел уже официальный указ о сожжении заживо за старообрядчество. Староверов выискивали по всей стране. Многие старообрядцы, не дожидаясь арестов, сами сжигали себя в своих скитах.

Общее число пострадавших староверов неизвестно. Русский историк Татищев по свежим следам полагал, что "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали".

Главарь староверов Аввакум в ожидании казни писал о насильственном внедрении никонианства на Руси: " Наших на Москве жарили, да пекли: Исайю сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить".

Однако староверы были тоже далеко не невинными. Если бы власть поддержала последних, в стране творилось бы то же самое. В письме царю Федору Алексеевичу тот же Аввакум писал о никонианах: "А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья-пророк, всех перепластал в единый час... Перво бы Никона, собаку, рассекли начетверо, а потом бы никониян."

Однако до конца старообрядчество уничтожить не удалось. До сих пор существуют староверы. Впрочем, по сей день кое-где существуют и язычники-огнепоклонники.

Наказывали именем божьим не только "отступников" и "еретиков", но даже и тех, кого не в чем было подозревать. Просто за не очень почтительное поведение. Например, на тех, кто позволяет себе разговаривать в храме, надевали кандалы. Силой заставляли людей ходить в церковь. В конце 18 века епископ Велико-Устюжский распорядился: "Буде же кто леностью и нерадением во святую церковь ходить не станет, такого побуждать и увещевать непременно. А ежели во втором и третьем увещевании и понуждении кто непреклонен и упрям окажется, садить в цепь и колодки". Вот так. Не хочешь - заставим.

То же самое продолжалось и в 19 веке. Когда в 1866 году физиолог Сеченов выпустил книгу "Рефлексы головного мозга", церковь потребовала отправить автора в ссылку. В ссылку ученого не отправили, но некоторое время книга была запрещена к продаже.

Первый российский уголовный кодекс - "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года" - содержал большой перечень статей, связанных с уклонением от веры. Все они приведены здесь.

Даже в конце 19 века в России за религиозные "преступления" сажали людей. Доля "религиозных преступников" достигала двух процентов от всех осужденных.

И в 20 веке сажали. В России с 1904 по 1913 год с подачи церкви было осуждено больше 8 тысяч человек за ересь. Духовенство внушало трудящимся мысль о "богоустановленности" царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания. Неудивительно, что во время революции крестьяне расстреливали священников за помощь белогвардейцам.

Дореволюционным рабочим, которые в большинстве своем жили в рабочих казармах и фабричных квартирах, вменялось в обязанность посещать службу в воскресные и праздничные дни. Уклоняющихся брали на учет, а упорствующих выгоняли с работы и из общежития. Попы регулярно обходили квартиры рабочих, собирая на праздничные молебны. Непустившего в квартиру попа и недавшего на молебен могли с семьей выгнать из заводской квартиры.

Также и с церковными обрядами. Они были законодательно обязательны. Когда кто-нибудь с умилением пишет о толпах горожан, идущих в праздник в храмы, то он просто не знает той действительности. Попробуй не пойди. Это уже сигнал "куда следует". Даже поведение в церкви было законодательно регламентировано: как стоять, как кланяться, как прикладываться к иконе.

Интересно, улучшилась ли ситуация в наши дни?


Оглавление
Христианство на Руси

Назад
Крещение Руси

Дальше
Подмена славянских праздников

Яндекс.Метрика

0.025