Последняя редакция 16.05.2022
Быть может, евреи хотя бы придумали
единобожие? Опять нет. Во-первых, Ветхий Завет полон упоминаний богов, а не
бога. А во-вторых, идея единого бога была прекрасно знакома человечеству
задолго до евреев. Так, некоторые древневавилонские псалмы прямо провозглашают,
что есть на небе единый великий бог: "Отец, созидатель всего, взирающий на
все живое... Владыка, выносящий решения на небе и на земле, который держит в
руках огонь и воду, управляет живыми существами... В небесах кто велик? Ты один
велик!" Это провозглашается за 500 лет до еврейского единобожия.
У славян также был единый бог по имени Род. От него, кстати, пошли слова природа, т.е. созданный им мир, и
народ, т.е. созданные им люди. В заповедях Перуна и Сварога имеются упоминания о едином Боге-Творце.
О том же говорит и египетская Книга Мертвых,
найденная в гробницах фараонов: "Ты един еси,
Господи, от начала времен. Наследник бессмертия. Несотворенный, Саморожденный; Ты создал Землю и сотворил людей".
Книга Мертвых датируется третьим тысячелетием до нашей эры, т.е. она написана
за 2000 лет до библейских заветов. Возможно, идею единого бога евреи
позаимствовали у египтян во времена Эхнатона - фараона, проводившего в Египте
масштабную религиозную реформу. Эхнатон стремился заменить всех египетских
богов неким более абстрактным и единым божеством.
Так что в изобретении единобожия евреи первыми не были.
Напротив, в иудейских заветах постоянно мелькает самое неприкрытое
многобожие: "Кто равен Тебе среди богов?".
Древние евреи вовсе не были единобожниками.
Напротив, они спокойно верили во многих богов. А все их единобожие состояло в
том, что своего племенного бога они просто считали самым сильным по сравнению с
богами других народов. Библия - это история конкуренции еврейского бога с
прочими богами. Точнее говоря, история конкуренции одних жрецов с другими.
А вообще, все разговоры о монотеизме и язычестве вообще не имеют особого смысла,
поскольку разница между единобожием и многобожием достаточно условна.
В одной из библейских книг праведник, спустившись
с горы, сообщает своим соплеменникам, что беседовал с богом. "А с каким
богом? - задают вопрос соплеменники. - Как его имя?"
Вопрос логичен только в том случае, если евреи
полагают, что богов много, и хотят уточнить, с каким именно велась беседа. А
если евреи единобожники, то неужели они не знают, с
каким богом он общался? Да и зачем имя единому богу?
Имя необходимо для того, чтобы выделять один объект из ряда аналогичных ему. То же самое касается и
божьей личности: если бог - личность, это означает, что он не один. Потому что
личность - это то, что отличает один субъект от множества схожих с ним. Личность формируется в общении с себе подобными.
И если бог один, как личность он просто не существует.
Сколько же богов существовало в те далекие
времена в представлении древних скотоводов? И как звали самого правильного и
могучего - того, который покровительствовал евреям?
На этот вопрос Библия дает нам два ответа. В
одних местах Библия говорит своим читателям, что собственное имя создателя
Яхве, в других его зовут Элохим.
После Первой мировой войны начались раскопки
древнего финикийского города Угарит, которые подтвердили то, что ученые к тому
времени уже знали - множественные совпадения финикийской мифологии с библейской. Были найдены финикийские мифы - более древние,
нежели еврейские. В них неоднократно упоминается бог Эл, ставший у евреев Элоахом. Он же упоминается и в Библии, но во множественном
числе - элохим.
Любопытный момент. Исламское слово "аллах"
есть не что иное, как слегка искаженное древнееврейское "элоах". А мусульманский запрет изображать животных и
людей также пришел в ислам от евреев. Также как обрезание и нелюбовь к свинине.
А теперь они враги - евреи и арабы.