Сегодня
ХристианствоУ христиан: Петров пост
День смерти: Хепберн Кэтрин
День смерти: Хаксли Томас

Вы здесь: Главная страницаХристианствоХристианство и его сходство с другими религиямиО христианских ритуалах и обрядах

Христианство и его сходство с другими религиями
О христианских ритуалах и обрядах

Я-атеист Я-атеист

Порой бывает просто забавно наблюдать, как христианство по мере своего распространения меняется на свою противоположность.

В первые два века существования христианства его приверженцы называли ритуалы языческого мира "сатанинским действом". В эпоху преследований они порой жертвовали жизнью, но не соглашались бросить щепоть сухой травы на языческий жертвенник. А теперь в современных церквах спокойно курят ладан, словно находятся не в христианской церкви, а в храме Деметры или Осириса.

Даже так называемые христианские таинства в сущности ничем не отличаются от первобытных церемоний. В своих обрядах современные христианские жрецы также используют различные вещества и предметы, словесные формулы (заклинания) и прочее. Все это должно в конечном итоге приводить к определенному практическому результату в общении с богом.

В чем же смысл христианских ритуалов? Да в том же, в чем он был и у язычников.

Первобытные люди верили в существование некоей таинственной силы, которой обладают боги, люди, звери, силы природы и даже предметы. Почему металлический топор так хорошо рассекает дерево? Он обладает магической силой. Или ружье, стреляющее громом и молнией. Производство железа, то есть процесс выплавки металла из руды, представлялось чисто магическим, таинственным ритуалом. Люди не знали физики и химии, поэтому модели, которыми они описывали природные процессы, были фантастическими.

Колдуны, кузнецы, лекари, племенные вожди - все они обладали тайными знаниями волшебства и умением использовать магические ритуалы в свою пользу и на пользу соплеменников. Именно для этого люди древности и совершали тайные обряды (мистерии) - чтобы вступить в контакт с божествами и получить от них благоволение, помощь, обещание приятной загробной жизни.

Той же цели служат и христианские обряды. В их основе лежит вера в особую божественную благодать, которую можно получить с помощью системы движений и слов.

Тут верующие обычно начинают отговариваться, что, мол, молиться ты помолился, у бога чего-то попросил, но вот совсем не факт, что бог для тебя это сделает. Он еще посмотрит, сколько у тебя грехов и достоин ли ты его благодати. А магические формулы и заклинания ориентированы на результат. Произнес заклинание, махнул волшебной палочкой - и нате, получите.

Все верно. Нате, получите. С одним ограничением. А именно - махать палочкой и накладывать заклинания нужно правильно, не абы как. Не даром во многих книгах о волшебниках и чародеях главный герой сперва долго изучает искусство накладывания заклинаний и использования различных магических предметов.

Точно так же и в христианстве. И в исламе, кстати. Чтобы получить от бога желаемое, необходимо уметь это делать. Как? А вот как. Жить праведно, поменьше грешить, вовремя исповедоваться, вовремя совершать нужные ритуалы и т.д. Тогда вероятность того, что бог выполнит твою просьбу, увеличивается.

Христиане очень нервничают, когда им указывают на подобные сходства с язычеством, и начинают обвинять язычников в том, что те используют христианские таинства. Вот, например, что наивно писал по этому поводу раннехристианский теолог Тертуллиан: "Дьявол, стараясь извратить истину, подражает в языческих мистериях даже самим божественным таинствам".

Какие же еще магические ритуалы позаимствовали христиане у язычников? Да буквально все.

Причастие

Миропомазание

Исповедь

Венчание

Рукоположение

От иудеев христиане переняли и Пасху, приписав ей иной смысл. Позже, когда христианство стало господствующей религией, оно начало заимствовать языческие праздники и обычаи уже целенаправленно. Скажем, славяне даже после официального принятия христианства по-прежнему почитали бога - покровителя скота Велеса. И церковь никак не могла их от этого отучить. Поэтому культ Велеса постепенно подменили культом похожего по звучанию греческого святого Власия. Формальности были соблюдены, но канва крестьянского праздника все равно осталась языческой - старший в семье мужчина на празднике наряжался в вывернутую козлиную шкуру. В дохристианские времена так делал жрец Велеса.

Подобным образом христианская церковь поступила с днем Спаса Коляды, Ивана Купалы и со знаменитой Масленицей. С Масленицей церковь боролась долго и ожесточенно в течение нескольких столетий. А потом плюнула, приурочила к карнавальной языческой Масленице свою Сырную седмицу и до сих пор спокойно наблюдает, как христиане пекут на Масленицу блины - образ языческого бога солнца Ярилы, а потом поедают этого бога.

Язычники очень любили праздновать дни зимнего и летнего солнцестояния, и церкви пришлось к одному из этих дней приурочить день рождения Иисуса Христа, а к другому - день памяти святого великомученика Феодора. Днем рождения Христа 25 декабря было назначено только в 4 веке, чтобы вытеснить из сознания подданных Римской империи праздник рождения Митры, которого в империи весьма почитали, а до 4 века христиане дня рождения Иисуса не знали и не праздновали, т.к. по иудейскому вероучению рождение человека - "начало скорбей и болей". После того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы, под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование Рождества Христова.

Пасхальные яйцаБыл у языческих жителей северной и восточной Европы такой праздник - день кукушки, во время которого они обменивались крашенными в красный и желтый цвет яйцами. Праздновали его летом. Церкви удалось сместить праздник на весну, приурочив к Пасхе, а яйца остались.

А сколько нервов попортил попам языческий праздник Ивана Купалы. В 16 веке игумен Спасо-Елизаровского монастыря Памфил писал: "Зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... стучат бубны и глас сопелий, и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание".

Боролись-боролись попы с народом, снова плюнули и успокоились на том, что заявили, будто празднует народ в сей день не Ивана Купалу, а день Иоанна Крестителя.

С обычаями вообще бороться очень трудно. Потому что ломать традиции - это все равно что бороться со стихией. Поэтому легче опираться на них. Что церковь, в конце концов, и сделала.


Оглавление
Христианство и его сходство с другими религиями

Назад
Троица и небесная семья

Дальше
О чудесах

Яндекс.Метрика

0.025