На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

Христианство

У христиан: Великий пост

Ислам

У мусульман: Месяц Рамадан
Месяц обязательного для мусульман поста, с помощью которого они выражают силу своей веры и преданность

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаХристианствоО чудесахНетленные мощи
Я-атеист Я-атеист - -

О чудесах
Нетленные мощи

Последняя редакция 26.01.2022

Вещь, которая вызывает неподдельный восторг верующих - это так называемые нетленные мощи святых. Нетленные мощи - это якобы неразлагающиеся тела умерших святых. Однако и тут не все гладко.

22 октября 1918 года при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря Петрозаводской губернии в литой раке вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

Этот случай предали широкой огласке. Были созданы комиссии с участием представителей церкви, экспертов-врачей, власти и рабочих организаций. С 1918 по 1920 годы было произведено 63 вскрытия в 14 губерниях. Вскрытия эти обнаружили ряд фальсификаций. Оказалось, что гробницы содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.д.

Вот что писали в своих отчетах члены комиссий, производившие вскрытия.

Наименование мощей

Дата вскрытия

Результаты осмотра

Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губерния

20 декабря 1918

Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами "вот как нас до сего времени обманывали" начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили "довольно нас дурачить". Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".

Авраамия мученика, г. Владимир

12 февраля 1919

По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.

Князя Георгия, г. Владимир

15 февраля 1919

В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.

Князя Андрея, г. Владимир

13 февраля 1919

Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.

Князя Гавриила, Юрьев-Польский

17 февраля 1919

Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.

Петра и Февронии, г. Муром

10 февраля 1919

Ящик вышиною 5 вершков, разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.

Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром

10 февраля 1919

Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".

Ефросинии Суздальской

12 февраля 1919

Матерчатая кукла с кусками костей.

Евфимия Суздальского

12 февраля 1919

Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей. Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах.

Митрофана Воронежского. г. Воронеж

3 февраля 1919

Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.

Тихона Задонского, г. Задонск

28 января 1919

Череп. Высохшая, превращающаяся приcприкосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.

Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губрния

11 апреля 1919

Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

Саввы Сторожевского, г. Звенигород

17 марта 1919

Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.

Мстислава Удалого, Новгород

3 апреля 1919

Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.

Князя Владимира, Новгород

3 апреля 1919

Груда черных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.

Анны, жены Ярослава, Новгород

3 апреля 1919

Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.

Иоанна Новгородского, Новгород

3 апреля 1919

В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.

Кирилла Новоезерского, Белозерск

февраль 1919

Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т.д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.

Александра Свирского. Лодейн, Олонецкая губерния

22 октября 1918

Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.

Всеволода-Гавриила

27 февраля 1919

Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.

Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губерния

21 февраля 1919

В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.

Питирима Тамбовского, Тамбовская губерния

29 февраля 1919

Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нем небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.

Михаила Тверского, Тверь

18 мая 1919

Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет".

Ефрема Новоторжского, г. Торжок

5 февраля 1919

Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.

Иулиании Новоторжской, г. Торжок

5 февраля 1919

Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук". Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Аркадия Новоторжского, г. Торжок

5 февраля 1919

Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.

Нила Столбенского, Осташков

25 февраля 1919

Под двумя густыми слоями ваты груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.

Макария Калязинского, Калязин

8 февраля 1919

Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана.

Макария Жабынского. г. Белев, Тульская губерния

16 марта 1919

Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.

Князя Феодора, Ярославль

9 апреля 1919

Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.

Князя Василия, Ярославль, Успенский собор

9 апреля 1919

Груда обуглившихся костей.

Князя Константина, Ярославль, Успенский собор

9 апреля 1919

Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малоберцовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.

Игнатия Чудотворца, г. Ростов

25 апреля 1920

Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.

Дмитрия Ростовского, Ростов

26 апреля 1920

Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.

Ефросинии Полоцкой. г. Ростов

26 апреля 1920

Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.

Иегумена Авраамия, г. Ростов

26 апреля 1920

Груда костей.

Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск

26 сентября 1920

Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.

Генадия Любимского. Любимск

28 сентября 1920

Небольшое количество осколков костей.

При этом сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20 февраля 1919 года предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила "положения святых мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим". В этих правилах сказано: "предварительно положения в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)". Если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей, в этом случае митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)", который и "поставить в раку (если она уже есть)".

Впрочем, среди шестидесяти трех мощевиков и рак - так называются ларцы и сосуды, в которых хранятся мощи, действительно были обнаружены несколько тел, которые подверглись частичной мумификации. Однако это вовсе не редкость, если мертвое тело оказывается в месте с особыми климатическими показателями - достаточно сухом или достаточно жарком.

Не отставали от русских церковников и европейские. Еще в 19 веке было подсчитано, что в разных церквях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся:

  • 3 мумифицированных пророка Илии
  • 18 черепов и 12 рук апостола Филиппа
  • 9 черепов апостола Луки
  • 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного
  • 20 фрагментов тела и 26 голов святого Юлиана
  • 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея
  • 13 рук святого Себастьяна
  • 15 рук Иоанна Златоуста
  • 8 голов, 6 ног и рук и 2 туловища святой Анны
  • 30 туловищ святого Григория
  • 30 туловищ святого Панкратия
  • 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя.

Причем каждый монастырь, каждая церковь убеждает верующих, что именно их мощи и реликвии подлинные, а остальные предъявляют подделки.


Оглавление
О чудесах

Назад
Воскрешение из мертвых

Дальше
Как Иисус пятью хлебами толпу верующих накормил

Яндекс.Метрика

0.033