Вы здесь: ➤ Главная страница ➤ Христианство ➤ О чудесах ➤ Нетленные мощи О чудесах
|
Наименование мощей |
Дата вскрытия |
Результаты осмотра |
Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губерния |
20 декабря 1918 |
Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет. При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами "вот как нас до сего времени обманывали" начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили "довольно нас дурачить". Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого". |
Авраамия мученика, г. Владимир |
12 февраля 1919 |
По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата. |
Князя Георгия, г. Владимир |
15 февраля 1919 |
В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом. |
Князя Андрея, г. Владимир |
13 февраля 1919 |
Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения. |
Князя Гавриила, Юрьев-Польский |
17 февраля 1919 |
Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка. |
Петра и Февронии, г. Муром |
10 февраля 1919 |
Ящик вышиною 5 вершков, разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах. |
Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром |
10 февраля 1919 |
Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура". |
Ефросинии Суздальской |
12 февраля 1919 |
Матерчатая кукла с кусками костей. |
Евфимия Суздальского |
12 февраля 1919 |
Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей. Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. |
Митрофана Воронежского. г. Воронеж |
3 февраля 1919 |
Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей. |
Тихона Задонского, г. Задонск |
28 января 1919 |
Череп. Высохшая, превращающаяся приcприкосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас. |
Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губрния |
11 апреля 1919 |
Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы. |
Саввы Сторожевского, г. Звенигород |
17 марта 1919 |
Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10. |
Мстислава Удалого, Новгород |
3 апреля 1919 |
Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей. |
Князя Владимира, Новгород |
3 апреля 1919 |
Груда черных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков. |
Анны, жены Ярослава, Новгород |
3 апреля 1919 |
Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке. |
Иоанна Новгородского, Новгород |
3 апреля 1919 |
В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли. |
Кирилла Новоезерского, Белозерск |
февраль 1919 |
Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т.д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг. |
Александра Свирского. Лодейн, Олонецкая губерния |
22 октября 1918 |
Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла. |
Всеволода-Гавриила |
27 февраля 1919 |
Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева. |
Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губерния |
21 февраля 1919 |
В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших. |
Питирима Тамбовского, Тамбовская губерния |
29 февраля 1919 |
Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нем небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей. |
Михаила Тверского, Тверь |
18 мая 1919 |
Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами. Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет". |
Ефрема Новоторжского, г. Торжок |
5 февраля 1919 |
Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие. |
Иулиании Новоторжской, г. Торжок |
5 февраля 1919 |
Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук". Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились. |
Аркадия Новоторжского, г. Торжок |
5 февраля 1919 |
Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски. |
Нила Столбенского, Осташков |
25 февраля 1919 |
Под двумя густыми слоями ваты груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова. |
Макария Калязинского, Калязин |
8 февраля 1919 |
Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни. Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. |
Макария Жабынского. г. Белев, Тульская губерния |
16 марта 1919 |
Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено. |
Князя Феодора, Ярославль |
9 апреля 1919 |
Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий. |
Князя Василия, Ярославль, Успенский собор |
9 апреля 1919 |
Груда обуглившихся костей. |
Князя Константина, Ярославль, Успенский собор |
9 апреля 1919 |
Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малоберцовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи. |
Игнатия Чудотворца, г. Ростов |
25 апреля 1920 |
Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи. |
Дмитрия Ростовского, Ростов |
26 апреля 1920 |
Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа. |
Ефросинии Полоцкой. г. Ростов |
26 апреля 1920 |
Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы. |
Иегумена Авраамия, г. Ростов |
26 апреля 1920 |
Груда костей. |
Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск |
26 сентября 1920 |
Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи. |
Генадия Любимского. Любимск |
28 сентября 1920 |
Небольшое количество осколков костей. |
При этом сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20 февраля 1919 года предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила "положения святых мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим". В этих правилах сказано: "предварительно положения в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)". Если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей, в этом случае митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)", который и "поставить в раку (если она уже есть)".
Впрочем, среди шестидесяти трех мощевиков и рак - так называются ларцы и сосуды, в которых хранятся мощи, действительно были обнаружены несколько тел, которые подверглись частичной мумификации. Однако это вовсе не редкость, если мертвое тело оказывается в месте с особыми климатическими показателями - достаточно сухом или достаточно жарком.
Не отставали от русских церковников и европейские. Еще в 19 веке было подсчитано, что в разных церквях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся:
Причем каждый монастырь, каждая церковь убеждает верующих, что именно их мощи и реликвии подлинные, а остальные предъявляют подделки.
![]() Оглавление О чудесах | |
![]() Назад Воскрешение из мертвых | ![]() Дальше Как Иисус пятью хлебами толпу верующих накормил |