Я - атеист
Начало  |  Анастасия  |  О верах и религиях  |  О науке  |  Религия и общество  |  Религия и люди  |  Атеизм  |  Христианство  |  Иудаизм  |  Ислам  |  Славянская мифология  |  Это интересно  |  Атеисты и агностики  |  Записки атеиста  |  Юмор  |  Словари  |  Дополнительные материалы  |  Карта сайта |  Поиск по сайту |

Сегодня
ИсламУ мусульман: Мавлид ан-Наби
День рождения пророка Мухаммеда. Истинная дата рождения Мухаммеда не известна

Вы здесь: Главная страницаХристианствоОб Иисусе ХристеКак выглядел Иисус?

Об Иисусе Христе
Как выглядел Иисус?

Я-атеист Я-атеист

Ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как может представляться.

Иисус Христос

О лице, сложении и росте Иисуса нет никаких прижизненных данных. Это объясняется тем, что в Иудее изображения находились под запретом. Само Писание почти никогда не останавливается на внешних чертах людей.

Новозаветные авторы следуют литературной традиции Ветхого завета, поэтому в Новом завете нет описания облика Иисуса. О нем стали задумываться лишь христиане греко-римского мира, но тогда уже не сохранилось воспоминаний, которые могли бы дать ориентир художникам.

Святой Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан утверждали, будто Иисус был невзрачен лицом. Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс в конце 2 - начале 3 века: "Раз в теле Христа был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать. Между тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью". Т.е. Цельс говорит, что Иисус был достаточно обычен, лишен всяких отличительных черт, что как бы должны быть у бога.

Правда, история знает людей, которые также были лишены всяких выдающихся внешних черт, но которые, тем не менее, оказали весьма значительное влияние на общество и на историю. Все они были невысокого роста, не писаные красавцы и далеко не отлично физически развиты. Тем не менее у них были единомышленники, за ними шли народы, некоторым даже поклонялись. Такими, например, были Наполеон, Ленин, Гитлер.

Около 180 г. епископ Ириней Лионский вынужден был прямо признать, что "плотский образ Иисуса неизвестен".

В связи с этим появлялись - особенно в первые века нашей эры - различные словесные портреты.

"Он отменно строен, волосы его зрело-каштанового цвета, гладки до ушей, а от оных до низу светлее с кудрями падают по плечам, лоб ровный и гладкий, лицо чистое; борода такого же цвета, как и волосы, взгляд его кроток, глаза его небесного цвета" (Из переписки проконсула Публия Лентула, 1 век н.э.).

Однако встречаются и противоположные описания. "Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение".

Противник Цельса, богослов-философ Ориген, споря с последним, говорил: "при такой внешности он не мог быть сыном Господа. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других", а также "может быть чего-нибудь и недоставало красоте Спасителя (в чертах лица), но выражение его лица было благородное и божественное" (произведение Оригена "Против Цельса").

В начале 3 столетия римский богослов Тертуллиан так описывал облик Иисуса: "Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности".

За описанием словесным пришли попытки создания рисунка с изображением Иисуса. В 4 веке появляются первые иконы, которые сперва были довольно схематичны. Христа изображали как обычного римлянина, гражданина империи - коротко стриженного, без усов и бороды, в тунике или тоге. С каждым веком в лик Иисуса добавлялось все больше строгости, печальности, выражением неземной скорби, божественности.

В 4 веке константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст постановил: "Иисус был прекрасен". После этого в церкви начинает преобладать мнение, что "тело Иисуса Христа - прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником".

Как гласят древние истории, из-за одной иконы, созданной в 5 веке, у живописца даже отсохла рука, потому якобы, что он осмелился придать Иисусу черты Юпитера.

В 14 веке человечество обрело "фотографию" Богочеловека. На куске старой ткани, в которую, согласно преданиям, было завернуто после смерти тело Иисуса, проступил "негатив" изображения тела высокого, стройного мужчины. Эта ткань - не что иное, как известная Туринская плащаница. Только наука до сих пор отказывается гарантировать, что Туринская плащаница - не подделка.

По некоторым данным, в конце концов окончательный вариант изображения Иисуса списали с итальянского кардинала 15 века Цезаря Борджиа.

Цезарь Борджиа
Цезарь Борджиа

В Первом послании к коринфянам говорится: "если муж растит волосы, то это бесчестье для него" (11:14). В таком случае, Иисус не мог сам носить длинные волосы. Отчего же его изображают длинноволосым?

Как говорит Карлос Ф. Кардоза-Орланди, доцент кафедры мирового христианства Колумбийской богословской семинарии, "Хотя западные представления наиболее распространены, в других частях света Христа часто изображают черным, арабом или латиноамериканцем".

За разгадку взялись даже криминалисты. Используя методы, подобные применяемым полицией при розыске преступников, британские ученые вместе с израильскими археологами воссоздали изображение Иисуса Христа, используя методы криминалистической антропологии.

Эта наука выросла из физической антропологии. Она изучает различные группы людей на основе культурной и археологической информации, а также достижений физики и биологии. Специалистам в этой области требуются познания в генетике и понимание законов роста и развития человека. Они также используют данные приматологии, палеоантропологии (изучающей эволюцию приматов и людей) и остеологии (науки о строении скелета). Даже такие области как организация питания, лечение зубов или адаптируемость к переменам климата, играют свою роль в их исследованиях. Обычно криминалистическая антропология используется для расследования преступлений.

Описание событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея дает ключ к загадке. Ясно, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Таким образом, первым делом были взяты черепа из окрестностей Иерусалима. Израильские археологи уже находили семитские черепа такого типа. Подвергнув компьютерной томографии три хорошо сохранившихся образца времен Иисуса, были получены рентгеновские срезы черепов, выявляющие мельчайшие детали строения каждого из них. Затем специальные компьютерные программы на основе информации о толщине мягких тканей в ключевых точках человеческого лица, воссоздали мускулы и кожу, покрывавшие типичный семитский череп.

Далее специальная программа сравнивала результаты с антропологическими данными. На основе этих данных была создана трехмерная цифровая реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа. На него в соответствии с толщиной тканей, определенной компьютерной программой, было наложено несколько слоев глины и имитация кожи. Форма носа, губ и век определялась строением соответствующих мускулов.

Однако один только череп не дает ответа на некоторые ключевые вопросы: какие у Иисуса были глаза, волосы и цвет кожи. Чтобы восполнить этот пробел, исследователи обратились к рисункам 1 века, найденным при различных археологических раскопках. По этим рисункам, созданным до того, как был написан Новый Завет, исследователи смогли определить, что глаза Иисуса были с большей вероятностью темными, чем светлыми. По еврейской традиции он должен был носить бороду.

Зато указания на длину волос нашлись именно в Библии. Хотя художники, как правило, изображали Христа длинноволосым, большинство толкователей полагает, что его волосы были короткими и очень курчавыми. Правда, этой гипотезе противоречит изображение, которое многие считают наиболее достоверным - лицо, отпечатавшееся на знаменитой Туринской плащанице. Многие верят, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Хотя единого мнения относительно подлинности плащаницы нет, на ней явно изображен человек с длинными волосами. Те, кто не считает плащаницу настоящей, ссылаются на Первое послание к коринфянам, приписываемое апостола Павла. В одной из глав он упоминает, что лично видел Иисуса. Разве мог бы Павел написать, что "если муж растит волосы, то это бесчестье для него", если бы длинные волосы носил сам Иисус Христос? Это стало аргументом в пользу того, что волосы Иисуса были короткими.

Исторические материалы помогли решить вопрос о росте Иисуса. Анализируя остатки скелетов, археологи точно установили, что средний семитский мужчина того времени был ростом около 155 сантиметров и весил примерно 50 килограмм. Если до 30 лет Иисус был плотником и работал на свежем воздухе, логично предположить, что он был более мускулист и крепок, чем принято изображать в западной традиции. Его лицо было, вероятно, загорело и обветрено, отчего он должен был выглядеть старше своих лет.

Результат компьютерной реконструкции
Результат компьютерной реконструкции

Правда, исследователи подчеркивают, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Так как же на самом деле выглядел Иисус? Загадка эта так и не разгадана.


Оглавление
Об Иисусе Христе

Назад
Умер ли Иисус на кресте?

Дальше
Аналоги в других мифологиях и религиях

Яндекс.Метрика
0.03