Почему Иуда предал Иисуса? Этот вопрос невольно возникает при чтении Евангелий.
В самих Евангелиях точного ответа на него не дается. Дается только косвенный намек на то,
что дело было в деньгах. В пресловутых 30 сребрениках.
30 сребреников. Много это или мало?
Сребреник - серебряный шекель или, по-другому, сикль, или, по-гречески, статир.
Шекель равнялся по весу четырем динариям или, что то же, четырем драхмам. Греки еще называли шекель тетрадрахмой.
Шекель представлял собой монету весом 14
грамм и диаметром 27,7 мм. 30 сребреников - 420 грамм серебра.
30 сребреников были равны 120 динариям. Динарий платили в день солдату или наемному работнику.
Это был некоторый аналог минимальной заработной платы.
Согласно книге Исхода, "Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить
тридцать сиклей серебра" (21:32). То есть за 30 сребреников можно было купить раба.
Выходит, якобы, что Иуда решил по-быстрому "срубить бабла", выдав своего начальника властям.
Однако тут же возникает следующий вопрос. Согласно Иоанну, Иуда занимал должность казначея
при Иисусе и регулярно приворовывал из кассы (Иоанна 12:6). Тогда зачем нужно было Иуде предавать
Иисуса, если он мог и дальше спокойно прикарманивать деньги? Зачем перекрывать себе денежный поток?
Здесь можно рассмотреть несколько гипотез произошедшего.
Гипотеза 1
Иисус знал, что один из его апостолов - предатель. Более того - он открыто об этом говорил.
Причем задолго до тайной вечери (см. Иоанна 6:70-71). Иисус не раскрывал его имени (возможно по
той простой причине, что сам был не в курсе), но Иуда боялся быть раскрытым. Ведь в этом
случае под угрозой оказывались не только его финансы, но, возможно, и его
здоровье - предателей не любили во все времена во всех странах. А ведь
некоторые из апостолов носили с собой оружие. Если бы открылась тайна Иуды,
могли и порубить на куски, что иногда случалось. Сцена небольшой рубки при
аресте Иисуса описывается у Иоанна в главе 18. Правда, дело ограничилось одним
отрубленным ухом, которое Иисус быстро исцелил. В общем, дело в том, что Иуда
боялся быть раскрытым.
Ко времени тайной вечери Иисус удостоверился в том, что предатель именно Иуда,
Иуда в конец испугался и решил, что пора действовать.
Допустим. Но 30 сребреников - не такая уж большая сумма. За выдачу властям человека
можно было бы выторговать и больше. Почему же Иуда удовлетворился малым?
А что если предположить, что Иуда был "засланным казачком" среди апостолов?
Агентом иудейских властей, которому было поручено втереться в доверие к Иисусу,
следить за ним и регулярно докладывать о его действиях? За свою работу он получал
денежное вознаграждение в размере 30 сребреников за каждый сеанс связи. Тогда именно
30 сребреников за выдачу Иисуса оказываются вполне логичной суммой.
В этом случае, возможно, Иуда даже не был вором. Но его считали таковым,
потому что у него регулярно водились деньги, получаемые им за шпионаж. Иисус и другие апостолы
не знали о предательстве и, видя, что у Иуды регулярно водятся деньги, считали, что он ворует.
Хотя у казначея всегда есть соблазн запустить руки в кассу.
Гипотеза 2
Допустим, Иуда действительно был вор и регулярно приворовывал деньги из "общака".
А деньги, судя по некоторым признакам, могли быть приличные, т.к. среди исцеленных Иисусом
попадались состоятельные люди. В частности, у Луки читаем: "и некоторые женщины, которых
Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, и Иоанна,
жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили
Ему имением своим" (Луки 8:2-3).
Открыто тратить эти деньги Иуда не мог, т.к. их наличие вызвало бы ряд вопросов со стороны
Иисуса и других апостолов. Значит, для легализации наворованных денег ему было необходимо, чтобы
организация, возглавляемая Иисусом перестала существовать. Вот вам и причина для
предательства. А организация в самом деле перестала существовать на некоторое
время. После ареста Иисуса все струхнули так, что даже самый верный его спутник
и помощник - Петр - трижды отрекся от него.
Гипотеза 3
Евангелие от Матфея начинается с того, что рожденного младенца нарекают царем иудейским:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы
с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и
пришли поклониться Ему" (Матфея 2:1-2). На допросе Понтий Пилат грозно
спрашивает Иисуса: "Ты Царь Иудейский?" (вопрос присутствует во всех 4
Евангелиях). У Иоанна есть следующая строчка: "Пилат же написал и надпись, и
поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоанна 19:19).
При чем здесь все это? Очень просто. Иуда знал о том, что Иисуса пророчат на
царское место в Иудее и, будучи его казначеем, вынашивал тайные мечты, что станет
занимать ту же должность при дворе. Получить доступ к казне государства - это совсем
не то же самое, что заведовать кассой группы бродячих целителей и проповедников.
Это совсем другие суммы и возможности.
Однако позже Иуда стал понимать, что царствовать Иисус совсем даже не собирается.
Мечты постепенно стали рушиться. И его предательство стало, своего рода, местью за несбывшиеся надежды.
Как бы там не было, Иуда, согласно Евангелиям, предал Иисуса. Но возникает следующий вопрос.
Почему вместо того чтобы наконец-то зажить в свое удовольствие на украденные или
заработанные на шпионаже деньги, Иуда кончает жизнь самоубийством?
Может быть, он рассчитывал только на арест и тюремное заключение Иисуса, но никак не
на его казнь? Могла ли казнь Иисуса там потрясти вора и предателя, что тот покончил с собой?
Официальная версия - он повесился от того, что раскаялся и не смог пережить позора от предательства.
Однако выглядит она не очень убедительно.
И вот здесь появляется следующая гипотеза, которая хоть как-то может объяснить поступок Иуды.
Гипотеза 4
Иуда, как и многие другие евреи, верил в
приход мессии, который освободит еврейский народ от власти Рима. Он ждал, когда же
Иисус начнет готовить еврейское восстание, ведь Иисус был весьма популярен в
народе. Но Иисус с апостолами ходили по разным селениям, проповедовали,
исцеляли, привлекали сторонников, однако ни о каком восстании никогда не
помышляли. В итоге у Иуды наступил период глубокого разочарования в Иисусе как
в мессии, и он сдал его властям в надежде, что арест Иисуса будет той самой
искрой, из которой разгорится пламя еврейского восстания против Рима.
Думал сработать на популярности Иисуса.
Не вышло. Разочарован был не только Иуда, но и многие другие евреи, видевшие ранее в Иисусе
мессию и нового царя иудейского. Именно по этой причине толпа столь легко сменила милость
на гнев и разразилась криками "Распни его".
Что оставалось делать Иуде? Встать во главе восстания после предательства он уже не мог.
Мечта жизни - еврейское восстание - провалилась. Расстроенный Иуда вернул деньги
первосвященникам, после чего пошел и повесился.