На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День рождения: Даниель Дэннет

День рождения: Максим Горький

День рождения: Корлисс Ламонт

Христианство

У христиан: Великий пост

Ислам

У мусульман: Месяц Рамадан
Месяц обязательного для мусульман поста, с помощью которого они выражают силу своей веры и преданность

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаХристианствоО БиблииЧитаем Библию...
Я-атеист Я-атеист - -

О Библии
Читаем Библию...

Последняя редакция 16.05.2022

Приступим к чтению священной книги христиан - Библии. Верующие люди много раз говорили мне примерно такие слова: "Как же ты можешь критиковать то, что написано в Библии, если сам ее даже не прочитал". Что ж, вполне справедливое замечание. В конце концов, их слова возымели действие, и я открыл эту книгу. Вот что из этого вышло. Итак...

Первое, что практически сразу бросилось в глаза - в Библии много ошибок и несоответствий. Далее они будут приведены. Библия плохо выдерживает проверку на логику. Но это вполне объяснимо, т.к. религия основана не на логике, а на вере.

Не совсем ясно, зачем в Библии так много аллегорий? Зачем надо было писать так, что при чтении требуется дополнительные расшифровка и толкования. К тому же, разные люди могут понимать одни и те же аллегории по-разному. И получится, что единого представления об излагаемых в книге событиях, не будет. А это уже плохо. Получается, что один толкует так, другой иначе.

Кто же будет определять, как должно быть на самом деле? Верующие говорят, что церковные старцы, святые отцы. Согласен, они вроде как являются специалистами в этой области. Но неужели они не видят ту массу несоответствий? Все это напоминает ситуацию из советских времен, когда цитировали Ленина, и его труды считались едва ли не непогрешимой истиной. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Ленин делал - и мог ошибаться. Бог, по взглядам верующих, тоже делал. Так почему же он ошибаться не мог?

Собственно, христиане признают наличие некоторых несоответствий в повествовании. Процитирую слова одного очень верующего человека о Новом завете: "Христиане признают наличие некоторых несоответствий в повествовании Евангелий. Но их наличие ни о чем таком не говорит. Евангелия писались разными людьми - кто-то из апостолов сам был свидетелем тех или иных описываемых событий, а кто-то писал со слов других людей. Это обычно и приводит к несоответствиям. Самое главное - то, что, во-первых, все четыре Евангелия не содержат противоречий в учении (все прочувствовано в душе, на своем опыте), и во-вторых, эти события в истории действительно произошли, никто не смог и не сможет доказать обратное. И это важней всего". Или вот цитата с православного форума по поводу расхождения в толкованиях Библии разными святыми: "незначительные вопросы не имеют важного значения".

Произошли эти события, не произошли и как произошли - рассмотрим по ходу чтения. А пока поймем то, что верующие просто не обращают внимания на ошибки. Относятся к ним, как к чему-то несущественному.

Кстати, попытки анализа Библии проводились уже неоднократно. В том числе и представителями самой церкви. Вот, к примеру, что написано в книге "Святая кровь, священный грааль":

В 19 веке немцы ввели в свою методику работы строгость и тщательную технику, которые сегодня стали обычным делом в этой области: критический анализ, расследование и систематическое использование имеющегося в наличии материала, хронологический поиск, проверка ссылок. Может быть, немецкие писатели немного заблудились в их приверженности к точности, но надо признать, что они также создали бесспорную основу для дальнейших поисков, которой обязаны многие важнейшие археологические открытия, как, например, находка месторасположения Трои Генрихом Шлиманом. Сейчас, правда, некоторые историки сомневаются, что Шлиман нашел именно Трою, но все же к некоторым открытиям его изыскания привели.

Эти методы быстро нашли свое применение, причем с равной строгостью, и в изучении Библии. И Церковь, основой которой было безусловное принятие догм, также быстро осознала, что ее великая "Книга" слабо сопротивлялась этим новым методам работы. В самом деле, в своем произведении "Жизнь Иисуса" Ренан применил немецкую методологию к Новому Завету, и результаты получились для Рима неудобные.

Именно против этой новой опасности, на защиту Церкви встало Модернистское Католическое движение, предполагая создать по немецкой методике поколение экклезиастов, способных защитить буквальную истинность Писания с такой же прямотой, что и их собратья в исторических дисциплинах.

К несчастью, этот план потерпел крах, ибо новое оружие, попав в руки юных церковников, чтобы помочь защитить Библию, послужило тому, что повернуло их против нее и уничтожили дело, которое им доверили, так как критический анализ Писания открыл им множество противоречий и элементов, несовместимых с католическими догмами. Не перенеся удара, модернисты в конце века отказались от роли "войска избранных" и перешли в разряд еретиков. Это была самая серьезная угроза, которую знала Церковь со времен Мартина Лютера; это был кризис, который мог привести католиков на грань раскола.

Библия теряла свой бесспорный авторитет, который она всегда олицетворяла, и была пересмотрена в специфическом контексте эпохи. Но это еще не все. Модернисты действительно отказывались от централизации церковной власти. Таким образом, они очень быстро перетянули на свою сторону часть Церкви и многих писателей, среди которых были Роже Мартен дю Гар во Франции и Мигель де Унамуно в Испании.

Ответ Церкви не заставил себя долго ждать. Действуя со всей суровостью, она обвинила модернистов во франкмасонстве, там - вешая, здесь - отлучая, и многие труды были под запретом. Потом, в 1903 году, папа Лев XIII учредил Папскую Библейскую Комиссию для контроля за всеми работами, касающимися Писания, а в 1907 году Пий Х категорически осудил модернистов, и три года спустя Церковь, наконец, потребовала, чтобы ее деятели принесли клятву полного отречения от подобной формы мысли.

Кстати говоря, церковь сама некогда запрещала христианам читать Библию. Чтобы не возникали лишние вопросы. В 1229 году Тулузский собор вынес постановление: "Мы запрещаем мирянам читать книги Старого и Нового Заветов, за исключением Псалтири". Вот так. Мирянам - нельзя. Все сведения о Библии и ее содержании - только со слов священников. То есть в той интерпретации, которая считается правильной с точки зрения церкви.

Напрашивается и еще одно наблюдение. Посмотрим на список деяний бога:

  • Создал Землю, Солнце, Луну и звезды (то есть фактически создал Вселенную)
  • Создал растительный и животный мир на Земле (а может и на других планетах - кто его знает, об этом в Библии не говорится)
  • Создал человека
  • Учинил потоп
  • Сжег пару городов (Содом и Гоморра)
  • Потом просто вмешивался в частную жизнь отдельных людей

Явно просматривается тенденция к уменьшению глобальности деяний. К тому же, чем дальше - тем меньше бог делает что-то сам, предпочитая делать дела чужими руками. Например, руками различных пророков. Или людей, которым он за эти дела обещает свое покровительство. Таковыми, например, будут Авраам, Исаак, Моисей... Причем дела эти иной раз требуют немалых человечески жертв.

А теперь будем читать, анализировать и думать.

Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие

Новый завет
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна

Оглавление
О Библии

Назад
О Библии

Дальше
Детская Библия

Яндекс.Метрика

0.043