Вы здесь: ➤ Главная страница ➤ Христианство ➤ Как понимать шесть дней творения Как понимать "шесть дней творения"
Библия не учит тому, как устроено мироздание. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" (Бытие 2:2). Согласно Ветхому завету, мир был сотворен богом за 6 дней. Но как понимать эти 6 дней? Как 6 суток? Как 6 эпох? Для ответа на эти вопросы обратимся к тем, кого церковь считает авторитетами. То есть к святым. Вот какие объяснения 6 дням творения дают разные святые. Преподобный Иоанн Дамаскин: "От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и бысть утро, день един (Быт. 1, 5)". Но тот же Иоанн Дамаскин говорил: "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей". Преподобный Ефрем Сирин: "Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по Писанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не значащие, или означающие нечто иное". Крупнейший православный канонист Матфей Властарь: "Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, - ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновенье". То есть продолжительность всех "дней" была одинаковая. Священномученик Михаил Чельцов: "Стоило только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что Библия не дает оснований считать день творения за 24-часовой период времени, и рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно долгом периоде жизни Земли до появления человека". Блаженный Августин: "Вечер же и утро названы так не в смысле прошедшего и наступающего времени, а в смысле предела, которым указывается, до коих пор простираются свойственные такой или иной природе границы и откуда начинаются границы другой следующей природы: а может быть, надобно искать какого-нибудь другого еще смысла этих слов. Если бы в отношении к тому моменту, когда первоначально было создано все Словом Бога, мы стали прилагать естественные движения вещей и обыкновенные пространства дней, которые мы видим теперь, то потребовался бы не один, а многие дни". Святой Феофил Антиохийский: "Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его; хотя бы жил тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении". Василий Великий в своем труде "Шестоднев" пишет: "если ты скажешь день или век, то выразишь одно и то же понятие". Встречается и следующее толкование "дня": "У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8; Псал. 89, 5). Как мы видим, сами святые не дают однозначного определения "дня творения". Одни призывают толковать Библию буквально, другие говорят, что этого делать нельзя. В книге Бытия слову "день" соответствует слово "йом". Однако еврейское "йом" может означать как "день" в смысле суток, так и "достаточно длительный период времени". Таким образом, возможна неточность перевода, и "день" может означать и сутки, и 1000 лет, и миллион лет, и, с тем же успехом, миллиард лет. А может это вовсе метафора? Только как же в таком случае понимать Библию и верить ей?
|