Израильский психолог Георгий Тамарин провел следующий эксперимент. Он
раздал тысяче израильских школьников в возрасте от восьми до четырнадцати лет
описание иерихонской битвы из Книги Иисуса Навина (6:15-23):
Иисус сказал народу:
воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все,
что в нем, Господу... и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут
святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню... И
предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов,
и овец, и ослов, [все истребили] мечом... город и все, что в нем, сожгли огнем;
только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня.
Затем Тамарин задал детям простой моральный вопрос: "Как вы думаете, правильно поступили Иисус и
сыны Израилевы или нет?" Они могли выбрать:
А - абсолютно правильно
В - в чем-то правильно
С - абсолютно неправильно.
Результаты разделились следующим образом: 66 процентов выбрали полную правоту, 26 процентов - полную
неправоту, а гораздо меньшее количество - 8 процентов - оправдали их поведение частично.
Вот три типичных ответа из группы полного оправдания (А):
1. Я считаю, что Иисус и сыны. Израилевы поступили хорошо по следующим
причинам: бог обещал им эту землю и разрешил ее покорить. Если бы они
действовали по-другому и никого бы не убили, то могло случиться, что сыны
Израилевы были бы ассимилированы гоями.
2. Я считаю, что Иисус поступил правильно, когда он это сделал, потому что бог велел ему истребить
людей, чтобы колена Израилевы не смешались с ними и не научились дурному.
3. Иисус поступил хорошо, потому что жившие на этих землях люди были другой религии, и когда Иисус их
убил, он стер эту религию с лица земли.
В каждом из этих ответов устроенный Иисусом геноцид оправдывается на религиозной основе.
Даже ответ С - абсолютное неодобрение - выбирался порой по скрытым религиозным
причинам. Вот, например, почему одна из девочек не одобряет покорение Иерихона
Иисусом: чтобы покорить землю, ему пришлось в нее войти:
Я считаю, что это плохо, потому что арабы - нечистые, и, входя в нечистую землю, человек тоже становится
нечистым и на него падает ее проклятье.
Двое других полностью не одобряют действия Иисуса, потому что он уничтожил все, включая здания и скот,
вместо того чтобы сохранить их для сынов Израилевых:
1. Я считаю, что Иисус поступил неверно, потому что они могли оставить животных себе.
2. Я считаю, что Иисус поступил неверно, потому что он мог не разрушать дома Иерихона; если бы он их
не разрушил, то они достались бы сынам Израилевым.
Вот она - жуткая по своей силе способность религии, и в особенности религиозного воспитания детей,
разделять людей на веками враждующие лагеря и поощрять многолетнюю кровную месть. Заметьте, что в двух из
приведенных типичных ответов группы А эксперимента Тамарина дети пишут о пагубности ассимиляции,
а в третьем - подчеркивается необходимость убивать людей для искоренения их религии.
В тамаринском эксперименте присутствовала также контрольная группа. Группе из 168
израильских школьников дали тот же самый текст из Книги Иисуса Навина, заменив
Иисуса на "генерала Лина", а Израиль - на "китайское царство 3000 лет назад".
На этот раз результаты эксперимента оказались прямо противоположными. Только 7
процентов участников одобрило поведение генерала Лина, тогда как 75 процентов
признали его абсолютно неправильным. Другими словами, стоило исключить из
формулы приверженность иудаизму - и большинство детей вернулось в рамки
нравственных ценностей, разделяемых основной массой современных людей. Действия
Иисуса представляют собой варварский акт геноцида. Но с религиозной точки
зрения все становится с ног на голову. И эта разница начинает проявляться в
самом раннем возрасте. Именно религия определила, порицали дети геноцид или оправдывали его.
Именно религия определила, порицали дети геноцид или оправдывали его.