На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День рождения: Александр Юрьевич Панчин

День смерти: Болеслав Прус

Христианство

У христиан: День жен-мироносиц (православный женский день)

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаРелигия и обществоРПЦ в Великой Отечественной войне
Я-атеист Я-атеист - -

РПЦ в Великой Отечественной войне

Последняя редакция 29.01.2024

Статья написана по материалам сайта ateism.ru. Пройти мимо такой статьи и остаться равнодушным я просто не мог.


Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн на вечере памяти годовщины начала войны произнес речь, в которой заявил: "В начале Великой Отечественной войны погибали некрещеные солдаты Красной армии за то, что были безбожниками. В первые месяцы войны более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, были убиты. Это была жертва, которая была принесена за безбожие". Интересно, на чем основаны его слова? Может быть, есть статистические исследования в этой области?

Кроме того, по его словам, "войну выиграли крещеные люди", которые "были призваны" победить. Странно, ведь немало мусульман и представителей других религий дошли до Берлина и вернулись домой. Равно как и атеистов.

Конечно, РПЦ, как это обычно бывает, заявит, что это частное мнение отдельного священника, которое не является официальной позицией церкви. А что ей еще остается сказать?

Но есть кое-что похуже. Мы помним, что РПЦ оказывала всяческую поддержку белогвардейской армии. Представители церкви прекрасно понимали, что в случае победы революции они останутся не у дел. Но революция и гражданская война - это дела внутри страны. Совсем другое дело, когда враг наступает извне.

Некоторые православные иерархи ликовали после нападения Гитлера на Советский Союз и обещали ему свою поддержку. Конечно, это тоже "частное мнение отдельных священников". Но все же.

Познакомимся с документами того времени.

 

Благодарственный Адрес митрополита Анастасия Адольфу Гитлеру. 12 июня 1938 г.

Из Воззвания к пастве архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.

Листовка, отпечатанная в июне 1941г.

Из Послания митрополита Серафима (Лукьянова). 1941г.

Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А. Гитлеру. 1942г.

К годовщине крестового похода, 1942г.

Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1942 г.

Можно сказать, что ничего особенного в этих документах нет. Было немало людей, которые предали свою Родину и стали служить врагу. Да, были такие. Но одно дело, когда предателем становится обычный человек и совсем другое, когда им становится высокопоставленный церковный иерарх, у которого есть возможность влиять на других людей, к которому прислушивается паства.

 

А вот что говорят современные священники.

Сызранский епископ Леонтий высказался так:

Преподобный Сергий Радонежский послал когда-то в помощь князю Дмитрию Донскому двух своих иноков на битву за веру и свободу Руси с татарами в мамаевском сражении, предсказав победу. Подобным образом и в годы Отечественной войны Русская православная церковь направила на борьбу с фашизмом два воинских подразделения. Хотя этот вклад и выглядит символическим по сравнению с невероятным количеством задействованной тогда с обеих сторон военной техники, но они были посланы от церкви как залог победы. Как в дни преподобного Сергия два воина не могли много прибавить силы русскому оружию, однако святой схимник Пересвет ценой своей жизни убил Кочубея в показательном поединке, укрепив общий боевой дух, так и вклад русской церкви в победу был решающим.

Оказывается, решающий вкладом в победе над фашизмом внесли всего 2 подразделения, причем даже неясно, какой численности. Главное, что это были подразделения, состоящие из верующих. Эх, если бы все было так просто.

Вот что думают священники о вечных огнях памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны (взято отсюда).

Из года в год, практически на всех памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, неизбежна церемония почитания т.н. "вечного огня" - шествия к нему, возложения цветов. Что обознает это название, что подразумевается под этим символом и имеется ли связь "вечного огня" с огнем вечным в христианском его понимании?

Понятие "вечный огонь" в православном мировоззрении означает ад, преисподнюю, геенну огненную. В Библии описаны картины раскаленного ада, исполненного неугасимым, нестерпимо палящим вечным огнем, и в страшных мучениях горят там души нераскаявшихся грешников.

Конечно, есть еще и огонь свечи, лампады, горящий перед святыней. О нем Церковь учит, что это чистая жертва Богу, этот огонь благодатный, небесный, живой. Подобный тому, который Господь наш Иисус Христос ниспослал с небес на Апостолов в день Пятидесятницы. Знаем и чтим мы Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень накануне Православной Пасхи.

В православной дореволюционной России не могло быть памятников с вечным огнем. Первое такое устройство появилось в 1920 году в Париже, на Могиле неизвестного солдата - воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Через 30 с лишним лет вечный огонь запылал в Петербурге, на Марсовом поле, где построен мемориал павшим "героям революции".

Так, через годы безбожия понятие вечного огня получило иной смысл, противоположный изначальному. Вместо обозначения ада и безконечных мучений вечный огонь стал теперь лишь символом памяти, составной частью мемориальных захоронений.

Под властью невежд и богоборческих правителей выросли новые поколения, не просвещенные в Православной вере, не понимающие духовного смысла происходящих событий и новоустановленных праздников.

Так поползли по нашей земле зловещие огни. Вспыхнули их адские фитили в Волгограде, Севастополе, Керчи, Минске, Калининграде, Киеве, Белгороде, Одессе... В Волгограде, например, на Мамаевом кургане, в мемориальном комплексе, посвященном Сталинградской битве, сооружение "вечного огня" занимает одно из центральных мест: откуда-то из подземелья вылезает по локоть огромная, в несколько раз превышающая человеческий рост рука, сжимающая горящий факел. Откуда она тянется и где остальное тело этого гиганта, нетрудно догадаться. И разве можно признать это отталкивающее сооружение увековечением великого подвига нашего народа?

Мамаев курган

Кажется, нет уже ни одного города, где бы не горела мрачная пентаграмма "вечного огня". И вот в 1967 году заполыхало это пламя в самом центре страны - у стен Московского Кремля. Но и этого оказалось мало: кому-то понадобилось зажечь его рядом с величайшей национальной православной святыней - в Сергиевом Посаде, прямо у стен Троице-Сергиевой Лавры, где почивают мощи истинного заступника и игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

Очевидно, что за вероотступничество попустил Господь дьяволу затмить народу разум, предать глумлению величайший подвиг - служение Отечеству до смерти. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 12-13).

На Руси долгое время увековечивать память героев было принято не скульптурными памятниками и мемориальными комплексами, а строительством соборов, храмов, часовен, основанием монастырей - без пылающего пламени, но воспламеняющих любовь к Отечеству и Богу в душах и умах потомков.

Так, например, храм Христа Спасителя был возведен в честь победы над Наполеоном, Казанский собор на Красной площади стал памятником победы над поляками. В храмах совершалась молитва за погибших героев, приносилась Безкровная Жертва, и это было лучшим воздаянием их мужеству, самопожертвованию и любви.

И сегодня поминовение в храме на Божественной литургии остается лучшей наградой павшим на полях сражений давно бывших и современных войн. А в дни памяти славных Русских побед, вместо возложения цветов к вечному огню, лучше возжечь свечу в храме и помянуть положивших жизнь свою за наше Отечество.

Оставим на время вопрос о том, как могут гореть в огне нематериальные души грешников. Подумаем о том, что церковь призывает отказаться от поклонения памяти нашим предкам в местах воинской славы, где проходили бои, определившие исход Великой Отечественной войны, и где наши солдаты сложили свои головы, в местах, пропитанных кровью и духом великой победы. Вместо этого церковники зовут нас прийти в храм и зажечь свечу, т.е. все равно не обойтись без огня. Призывают нас променять духовный поступок возложения цветов к ногам солдат, боровшихся и победивших, на молитву в храме, не имеющем никакого отношения к великой победе. Призывают нас не посещать места, построенные в память о той войне и говорящие нам, потомкам, "чтобы помнили".


Оглавление
Религия и общество

Назад
РПЦ призывает женщин рожать много детей, смириться с бедностью и сравнивает аборты с Холокостом

Дальше
Сколько в России православных?

Яндекс.Метрика

0.023