Статья написана по материалам сайта ateism.ru.
Пройти мимо такой статьи и остаться равнодушным я просто не мог.
Глава Белгородской митрополии,
митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн на вечере памяти годовщины
начала войны произнес речь, в которой заявил: "В начале Великой Отечественной
войны погибали некрещеные солдаты Красной армии за то, что были безбожниками. В
первые месяцы войны более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов,
которые были рождены уже в безбожное время, были убиты. Это была жертва,
которая была принесена за безбожие". Интересно, на чем основаны его слова?
Может быть, есть статистические исследования в этой области?
Кроме того, по его словам, "войну выиграли крещеные люди", которые "были призваны" победить.
Странно, ведь немало мусульман и представителей других религий дошли до Берлина и вернулись домой.
Равно как и атеистов.
Конечно, РПЦ, как это обычно бывает, заявит, что это частное мнение отдельного священника,
которое не является официальной позицией церкви. А что ей еще остается сказать?
Но есть кое-что похуже. Мы помним, что
РПЦ оказывала всяческую поддержку белогвардейской армии.
Представители церкви прекрасно понимали, что в случае победы революции они останутся не у дел. Но революция
и гражданская война - это дела внутри страны. Совсем другое дело, когда враг наступает извне.
Некоторые православные иерархи ликовали после нападения Гитлера на Советский Союз и
обещали ему свою поддержку. Конечно, это тоже "частное мнение отдельных священников". Но все же.
Познакомимся с документами того времени.
Благодарственный Адрес митрополита Анастасия Адольфу Гитлеру. 12 июня 1938 г.
Когда мы взираем на наш Берлинский соборный
храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости
Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического
лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде
всего, к Вам, как к действительному его создателю.
Мы видим особое действие Божьего
Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные
святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и
создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм
укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не
наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот
вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно
тому, как Он послал Вас германскому народу.
Кроме молитв, возносимых постоянно за
главу государства, у нас в конце каждой Божественной Литургии произносится еще
и следующая молитва: "Господи, освяти любящих благолепие дому Твоего, Ты
тех воспрослави Божественною Твоею силою...". Сегодня мы особенно глубоко
чувствуем, что и Вы включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не
только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех
православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с
горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех
народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.
Мы знаем из достоверных источников, что
верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего
освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас,
руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский
народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и
образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за
свои национальные сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в
нашей Церкви свое освящение и увековечение.
Национальные ценности составляют честь и
славу каждого народа и посему находят место и в Вечном Божием Царстве. Мы
никогда не забываем слов Священного Писания о том, что цари земные принесут в
Небесный Божий Град славу и честь свою и славу своих народов (Откр. 21,24,26).
Таким образом, создание сего храма является укреплением нашей веры в Вашу историческую миссию.
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да
пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного
строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и
германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего
народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству
здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей,
Митрополит Анастасий. "Церковная жизнь". 1938. №5-6.
Из Воззвания к пастве архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.
Во Христе возлюбленные братья и сестры!
Карающий меч Божественного правосудия
обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников.
Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой
борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали - к освященной борьбе против
богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину
начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы...
Наконец-то наша вера оправдана!... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви
в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе,
ибо эта борьба и ваша борьба; это - продолжение той борьбы, которая была начата
еще в 1917 г., - но увы! - окончилась трагически, главным образом, вследствие
предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против
германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте.
"Спасение всех", о котором
Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше
спасение, - исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний
решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех
антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!
Листовка, отпечатанная в июне 1941г.
БЛИЗОК ЧАС
В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи.
Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной - войной исходит.
"Я тебя породил, я тебя и убью!" кричит сейчас война большевизму.
До каких дней желанных, и подсоветской,
и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободных
слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский
старец, праведный о. Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми,
автору сих строк близкими) слова: "Спасение России придет, когда немцы
возьмутся за оружие". И еще пророчествовал: "Надо будет русскому
народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры
для всего Мира". Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня
1941г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые
будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России.
Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие русские люди будут скоро отданы
России. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые - русской науке,
лучшие писатели - народу, отцы - детям своим, и дети - родителям, к женам
вернутся с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь
соединяться... Невозможно себе представить русских людей от новой гражданской
войны призывая иноземную силу исполнить свое предначертание.
Кровавая операция свержения третьего
интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому
хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого
народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые
интернационала рукою созданных и связанных на всех своих местах русских людей.
Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые
"христианские" правительства, которые в недавней испанской борьбе
были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры
и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские
люди были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей
в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено
сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские
люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе,
сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием
высшему зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и
экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует меч Господень.
Новая страница русской истории открылась
22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле
русской просиявших". Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того,
что событиями руководить Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский)
праздник, соединенный с днем воскресения, началось исчезновение демонских
криков "Интернационала" с земли русской...
Внутреннее воскресение зависит от сердца
человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша
исполнена до краев. "Великое землетрясение" начинает "колебать
основание темницы" и скоро "у всех узы ослабеют" (Деян. 16, стих
26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной
литературы. Мученики веры Христовой, и мученики любви к ближнему, и мученики
правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и освятятся
молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей
истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему
ответят безчисленные русские колокола.
Это будет "Пасха среди лета", о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного
духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.Лето пришло. Близка русская Пасха...
Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской) "Новое слово". №27 от 29.06.1941 г. Берлин.
Из Послания митрополита Серафима (Лукьянова). 1941г.
... Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом.
Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога...
"Церковная жизнь". 1942. №1.
Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А. Гитлеру. 1942г.
Первый в истории Всебелорусский
Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам,
господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от
московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность
свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской
Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию.
Архиепископ Филофей (Нарко)
Епископ Афанасий (Мартос)
Епископ Стефан (Севбо)
"Наука и религия". 1988. №5.
Напомню, что за годы фашистской оккупации в Белоруссии было уничтожено 3/4 населения,
а на ее территории действовал самый крупный в пределах оккупированной части СССР концлагерь.
К годовщине крестового похода, 1942г.
Прошел год, как поднят меч Правды на
самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал,
разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумный яд большевизма. И вот
ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого
врага и дезинфекцией европейских войск под руководством великого Вождя
германского народа обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже
не раздавался колокольный звон; там, где был безумно жестокий фронт против
Бога; там, где в святом святых царила "мерзость запустения" и где
славить Всевышнего считалось тяжким преступлением; где молитвы творились тайно
и украдкой осеняли себя знамением креста, - там теперь разносится малиновый
звон колоколов; открыто и безбоязненно, как 25 лет тому назад, с усугубленными
лишь чувствами и особым волнением при слезах радости несутся к престолу Царя
Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада буквально погибавшего русского народа.
Особая радость охватывает нас от
сознания, что мы наконец дождались того момента, которого так долго ждали в
муках и унижениях нашего эмигрантства. И нет слов, нет чувcтв, в которых можно
было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу
Гитлеру, восстановившему там свободу вероисповеданий, возвратившему верующим
отнятые у них храмы Божии и возвращающему им облик человеческий.
И теперь - накануне предстоящего великого наступления на восток, чтобы добить врага до конца,
хочется, чтобы и та, находящаяся еще в узах коммунизма, часть скорее приобщилась к освобожденной.
Идет страшная борьба. Весь мир
содрогается от нея. Усиливается она еще и тем, что, кроме усовершенствованных
орудий смерти, пущено в ход не менее опасное оружие - оружие лжи, пропаганды...
Ныне это оружие лжи, усиленное
радиопередачей, отравляет народы и толкает их на верную гибель. И как странно,
что это оружие лжи с неслыханным упорством применяется еврейскими властелинами
Москвы, Лондона и Нью-Йорка, оправдывая свое греховное происхождение,
оттененное Божественным Спасителем: "Ваш отец диавол, отец лжи" (Иоан. IV, 44).
Но Правда побеждает, она и победит. И
недаром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения
этого общечеловеческого врага, который, помимо русского народа, угрожал в
следующем этапе непосредственно германскому народу. "Борьба с Германией, -
писал в 1934 г. вождь сионистов Владимир Жаботинский в январском номере журнала
"Наша Речь", - ведется целые месяцы всеми иудейскими религиозными
общинами, всеми еврейскими конференциями, всеми евреями по всему свету. Имеется
основание думать, что наше участие в этой борьбе принесет всем пользу. Мы
возбудим войну всего света против Германии, войну духовную и материальную...
наши еврейские интересы требуют, наоборот, полного уничтожения Германии"
(из "Мировой Службы"). Германский народ знает это и в этом залог, что
он в союзе с другими народами доведет с Божьей помощью борьбу до конечной
победы. И мы верим, что это будет так.
"О, радость моя, какое горе
постигнет Россию за ее грехи, какое великое горе! А смертность-то какая великая
будет в России! Ангелы не будут поспевать душ человеческих возносить на небо!
О, радость моя, горе великое покроет Россию!" Плача и рыдая повторял это
cв. Серафим Саровский ученикам своим, а затем в радости продолжал: "А
после этого горя на России настанет такая радость, великая, неописуемая радость,
среди лета "Христос Воскресе" запоют. Пасха среди лета будет" (Летопись Дивеевского монастыря).
Первая половина сего пророчества
исполнилась. Исполнится, верим, и вторая половина, т. к. по Божьей воле за
оружие взялись немцы. Почитаемый афонский старец о. Аристоклий, умирая в Москве
в начале большевизма, пред своей кончиною сказал своим почитателям:
"Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие. Надо будет
русскому народу пройти через многие унижения; но в конце он будет светильником веры для всего Мира".
Рушится великобританская империя; в
судоргах корчится ея союзник красный дракон; в бездействии мечется "князь
королевской тайны" - иудейская надежда Рузвельт. Вот три оплота общего
врага человечества и его двухтысячелетней христианской культуры. И нынешний
крестовый поход на заре второй годовщины должен уничтожить этот триумвират зла.
И Провидение Божие судит быть сему.
22 июня 1942 г., Е. Махароблидзе.
"Церковное обозрение". 1942. №4-6.
Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1942 г.
Настал день, ожидаемый им (русским
народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный
германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный
Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего.
Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела... "Христос Воскресе!"
"Церковная жизнь". 1942. №4.
Можно сказать, что ничего особенного в этих документах нет. Было немало людей,
которые предали свою Родину и стали служить врагу. Да, были такие. Но одно дело,
когда предателем становится обычный человек и совсем другое, когда им становится
высокопоставленный церковный иерарх, у которого есть возможность влиять на других людей,
к которому прислушивается паства.
А вот что говорят современные священники.
Сызранский епископ Леонтий высказался так:
Преподобный Сергий Радонежский послал когда-то в помощь
князю Дмитрию Донскому двух своих иноков на битву за веру и свободу Руси с татарами в мамаевском сражении,
предсказав победу. Подобным образом и в годы Отечественной войны Русская православная церковь направила
на борьбу с фашизмом два воинских подразделения. Хотя этот вклад и выглядит символическим по сравнению
с невероятным количеством задействованной тогда с обеих сторон военной техники, но они были посланы
от церкви как залог победы. Как в дни преподобного Сергия два воина не могли много прибавить силы
русскому оружию, однако святой схимник Пересвет ценой своей жизни убил Кочубея в показательном поединке,
укрепив общий боевой дух, так и вклад русской церкви в победу был решающим.
Оказывается, решающий вкладом в победе над фашизмом внесли всего 2 подразделения,
причем даже неясно, какой численности. Главное, что это были подразделения, состоящие
из верующих. Эх, если бы все было так просто.
Вот что думают священники о вечных огнях памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны
(взято отсюда).
Из года в год, практически на всех памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне,
неизбежна церемония почитания т.н. "вечного огня" - шествия к нему, возложения цветов. Что обознает
это название, что подразумевается под этим символом и имеется ли связь "вечного огня" с огнем вечным
в христианском его понимании?
Понятие "вечный огонь" в православном мировоззрении означает ад, преисподнюю, геенну огненную.
В Библии описаны картины раскаленного ада, исполненного неугасимым, нестерпимо палящим вечным огнем,
и в страшных мучениях горят там души нераскаявшихся грешников.
Конечно, есть еще и огонь свечи, лампады, горящий перед святыней. О нем Церковь учит, что это
чистая жертва Богу, этот огонь благодатный, небесный, живой. Подобный тому, который Господь наш
Иисус Христос ниспослал с небес на Апостолов в день Пятидесятницы. Знаем и чтим мы Благодатный огонь,
сходящий на Гроб Господень накануне Православной Пасхи.
В православной дореволюционной России не могло быть памятников с вечным огнем. Первое такое устройство
появилось в 1920 году в Париже, на Могиле неизвестного солдата - воинов, погибших в годы Первой мировой войны.
Через 30 с лишним лет вечный огонь запылал в Петербурге, на Марсовом поле, где построен мемориал
павшим "героям революции".
Так, через годы безбожия понятие вечного огня получило иной смысл, противоположный изначальному.
Вместо обозначения ада и безконечных мучений вечный огонь стал теперь лишь символом памяти,
составной частью мемориальных захоронений.
Под властью невежд и богоборческих правителей выросли новые поколения, не просвещенные в Православной вере,
не понимающие духовного смысла происходящих событий и новоустановленных праздников.
Так поползли по нашей земле зловещие огни. Вспыхнули их адские фитили в Волгограде, Севастополе, Керчи,
Минске, Калининграде, Киеве, Белгороде, Одессе... В Волгограде, например, на Мамаевом кургане,
в мемориальном комплексе, посвященном Сталинградской битве, сооружение "вечного огня" занимает одно из
центральных мест: откуда-то из подземелья вылезает по локоть огромная, в несколько раз превышающая
человеческий рост рука, сжимающая горящий факел. Откуда она тянется и где остальное тело этого гиганта,
нетрудно догадаться. И разве можно признать это отталкивающее сооружение увековечением
великого подвига нашего народа?
Кажется, нет уже ни одного города, где бы не горела мрачная пентаграмма "вечного огня". И вот в
1967 году заполыхало это пламя в самом центре страны - у стен Московского Кремля. Но и этого оказалось мало:
кому-то понадобилось зажечь его рядом с величайшей национальной православной святыней - в Сергиевом Посаде,
прямо у стен Троице-Сергиевой Лавры, где почивают мощи истинного заступника и игумена Земли Русской
преподобного Сергия Радонежского.
Очевидно, что за вероотступничество попустил Господь дьяволу затмить народу разум, предать глумлению
величайший подвиг - служение Отечеству до смерти. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга,
как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 12-13).
На Руси долгое время увековечивать память героев было принято не скульптурными памятниками и
мемориальными комплексами, а строительством соборов, храмов, часовен, основанием монастырей -
без пылающего пламени, но воспламеняющих любовь к Отечеству и Богу в душах и умах потомков.
Так, например, храм Христа Спасителя был возведен в честь победы над Наполеоном, Казанский собор
на Красной площади стал памятником победы над поляками. В храмах совершалась молитва за погибших героев,
приносилась Безкровная Жертва, и это было лучшим воздаянием их мужеству, самопожертвованию и любви.
И сегодня поминовение в храме на Божественной литургии остается лучшей наградой павшим на полях
сражений давно бывших и современных войн. А в дни памяти славных Русских побед, вместо возложения
цветов к вечному огню, лучше возжечь свечу в храме и помянуть положивших жизнь свою за наше Отечество.
Оставим на время вопрос о том, как могут гореть в огне нематериальные души грешников. Подумаем о том,
что церковь призывает отказаться от поклонения памяти нашим предкам в местах воинской славы, где проходили
бои, определившие исход Великой Отечественной войны, и где наши солдаты сложили свои головы, в местах,
пропитанных кровью и духом великой победы. Вместо этого церковники зовут нас прийти в храм и зажечь свечу, т.е. все равно не обойтись без огня.
Призывают нас променять духовный поступок возложения цветов к ногам солдат, боровшихся и победивших,
на молитву в храме, не имеющем никакого отношения к великой победе. Призывают нас не посещать места,
построенные в память о той войне и говорящие нам, потомкам, "чтобы помнили".