На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

Христианство

У христиан: Великий пост

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаРелигия и обществоЦерковь и коронавирус covid-19
Я-атеист Я-атеист - -

Церковь и коронавирус covid-19

Последняя редакция 21.11.2022

Неждано, негадано, расползлась в конце 2019 - начале 2020 года по миру зараза новая, доселе неведомая. Пришла и в нашу страну та зараза заморская. Прозвали ту заразу по-научному covid-19, а по-нашему, по-простому, коронавирусом. Стал коронавирус по стране ходить, да людей на больничные койки укладывать. В какой день 8 тысяч человек уложит, в какой 9, а в иные дни и до 10 доходило.

Озаботилось министерство здравоохранения распространением заразы заморской. Закрыло в феврале 2020 года границу российскую, а вместе с тем все общественные места, да запретило все массовые мероприятия. И еще на всех маски одело, да велело соблюдать дистанцию не менее 1,5 метров. Президент ввел режим самоизоляции, велел всем дома оставаться, без нужды на улице не появляться. Потому как лекарства от заразы заморской пока что нет и когда будет - неведомо.

Вслед за Президентом озаботился той заразой Патриарх Всея Руси. Выпустил он в середине марта предписание, чтоб люди дома сидели, по церквям не ходили, а ежели кому невмоготу стало дома сидеть, а захотелось исповедаться, да причаститься - священникам пускать прихожан в масках, обеспечивать в храме дистанцию в указанные 1,5 метра, после каждого причащающегося омывать ложку в спирте, либо (на крайний случай) вытирать ложку платком, запивку подавать в одноразовых стаканчиках, целовать иконы, кресты и руки священникам запретить. И самим священникам на службе тоже про маски не забывать.

Вот полный список предписаний.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ю и 9-ю из последования ко Святому Причащению), с учётом при этом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий [1] - преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем её в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

2. Преподавать "запивку" только индивидуально - по отдельности каждому причастнику - в одноразовой посуде.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения Таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим Таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения Таинства Елеосвящения

8. При совершении "общих соборований", то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освящённых хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования, тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т. ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: "не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.

[1] - В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим её сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца - на правило VI.28).

Что тут началось. Ни словами сказать, ни пером описать. Однако все ж таки попробую.

Какие только аргументы не приводили люди верующие. Вот что довелось слышать мне самому:

  • Истинно верующему человеку ничего не страшно, ибо, как сказал Силуан Афонский, "Душа, познавшая господа, ничего не боится, кроме греха".
  • Верующим бояться нечего, потому что у нас есть Псалтырь, которая реально действует, если молиться по ней.
  • Как может какой-то вирус быть сильнее крови Христа в чаше?
  • Сама мысль о заражении при причастии - богохульна.
  • Всегда во времена эпидемий все прихожане причащались из одной чаши одной ложкой, а священники после причастия выпивали остатки и ничего с ними не случалось. (В том числе - приводились конкретные примеры конкретных священников, причащавших туберкулезных или холерных больных. Что ж, все логично - заразившиеся и умершие ничего рассказать не могли)
  • Выбрасывать одноразовые ложки с остатками вина из чаши, которая кровь христова - кощунство. (Ну вылижи ты эту ложку до блеска перед тем, как выбросить или себе оставь)
  • Окуривание ладаном уничтожает любые вирусы. (Если ладан натуральный, то, может быть, и так, но далеко не факт, что он натуральный)
  • Нам внушают даже в церкви видеть в каждом человеке не образ божий, а источник заразы.
  • Я врач и не понаслышке знаю, как распространяются болезни. Но когда священник стал дезинфицировать лжицу, я почувствовала нож в спине. (Если вы врач, то должны понимать, что можно заразиться, используя одну ложку)
  • Все эти меры - от антихриста. (Известное дело, от кого же еще)
  • Немедленно нужно бежать в церковь и каяться, каяться, каяться.
  • Разве можно идти в те храмы, где священники извращают таинства, низводя их до барбекю?
  • Архиереи и попы пойдут за это отступление и предательство Христа стройными рядами в ад. Так не последуем же за ними! А претерпевший до конца, по словам Господа, спасён будет.
  • Наших архипастырей не пугает, что они этими внешними вещами (спиртом) страшно оскорбляют святые дары? Ведь мы верим, что через преподание святых даров никто не заразится. Рекомендации Минздрава они боятся нарушить, а бога боятся?
  • Да что нам Патриарх с его указаниями!
  • Лучше умереть, но не разувериться.

Некоторые, особо рьяные, пытались доказать, что указания Патриарха и вовсе еретические. Причем не только рядовые прихожане, но и священники. Вот слова митрополита Иллариона: "Как может передаваться какая-то зараза, если после и перед каждым причастником лжица окунается в кровь Христову? Зачем спирт и одноразовые ложки? Опыт церкви показывает, что святые дары - это великая святыня! И любая зараза и нечистота, которая могла бы быть связана с многоразовым употреблением одной и той же ложечки для причастия, полностью исчезает, благодаря вот этому преображающему действию самих святых даров, которые являются телом и кровию воплотившегося Бога". А вот говорит протоиерей Игорь Зуев: "Опасности заражения от причащения от одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос".

На всякий случай напомню, что "кровь Христова" представляет собой обычное красное вино. Тем, кто не верит - рекомендую провести химический анализ. Медики говорят, что коронавирус убивается спиртом концентрацией не меньше 70%. То есть даже водка не подойдет, не говоря уже о вине.

К счастью, среди верующих нашлись люди, которые поддержали решение Патриарха и сказали, что не хотят рисковать своим и чужим здоровьем, что требование любви к ближнему заставляет их соблюдать меры предосторожности и молиться за других, что помолиться и приложиться к иконе можно и дома, что одноразовые ложки и стаканчики не могут поколебать их веру, что оскорблением для Христа является неверие, а не спирт. Да и вообще, незачем искушать бога. Приведу одну цитату: "На какой ложечке подадут, на такой и приму, хоть на одноразовой, мне важно что принимаю, а не ложечка. Если скажут принести свою, принесу свою, вылижу ее до блеска и буду хранить рядом с иконами. Если для того чтобы храмы были открыты, нужно соблюдать строгие санитарные правила, я готов их соблюдать, готов даже костюм химзащиты на себя одеть".

В начале апреля церковное руководство рекомендовало закрыть церкви. Часть священников подчинилась. Другая часть - наотрез отказалась исполнять их. Так, Андрей Ткачев в преддверии Пасхи сказал: "Если христиане из страха смерти откажутся праздновать победу Христа над смертью, то это будет конец христианства". Прокомментировал ограничение богослужений и представитель РПЦ при европейских международных организациях архимандрит Филипп (Рябых): "С одной стороны, страшно заболеть тяжёлым вирусом, который может привести к летальному исходу. Но, с другой стороны, страшнее, если мы в этих обстоятельствах лишимся святого причастия или лишимся литургии, этого великого дара божьего".

А потом наступило 19 апреля. А вместе с ним Пасха. И было вот что.

Святитель Алексий, митрополит Московский, заявил "Правоверные христиане, оставив все свои дела, стекайтесь на церковную молитву без лености и не говорите так: отпоем дома. Не может та молитва ничего успеть без церковной молитвы. Как дом не согреется дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, трепещущих словес Божиих. В ней же проповедуется Евангелие благовещения Царства Божия, и Деяния святых апостолов, и Соборные послания, и 14 Посланий святого нашего учителя апостола Павла, и почитаются семь святых Вселенских Соборов. В церкви престол Божией славы осеняют невидимо Херувимы и священническими руками приемлются Божественные Тело и Кровь и подаются верным людям на спасение и на очищение душ и тел. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением!" То есть открыто призвал не подчиняться рекомендациям Патриарха.

Прихожане, похоже, услышали его призыв. Потому что слышалось следующее:

  • Сегодня в Москве в храм рядом с домом потихоньку пускали людей на службу, люди причащались, исповедовались, хотя официально храм закрыт.
  • Я сегодня попал на вечерню и утреннюю. На храме написано, что все службы совершаются без прихожан, только духовенством. Но по факту, если прийти заранее, то можно и проникнуть. Я очень рад, что батюшки "творчески" подходят к запретам. Завтра хочу попасть на пасхальную службу в другой храм - он вообще очень серьезный и бескомпромиссный, там пару недель назад (когда я был там в последний раз) вообще все было как раньше, вообще без изменений: ни в причащении, ни в благословении, ни в чем.
  • Сейчас позвонила в свой храм Богоявления Господня. Ответили, что церковь открыта, началась вечерня. Также ждут всех прихожан и на службу Входа Господня в Иерусалим. Остальные церкви в городе для народа закрыты.

К сожалению, правительство не решилось на решительные меры относительно церквей. Официально церкви, в отличие от других общественных заведений, никто не закрывал. Их было лишь рекомендовано закрыть. Правда, за неисполнение предписаний Патриарха некоторые священники были наказаны. Так, настоятель храма в городе Кулебаки Нижегородской области был временно отстранен от служения после того, как отказался исполнять рекомендации руководства о профилактике коронавируса. Священник не стал закрывать храм и отказался омывать лжицу для причастия в спирте. По его словам, он отказался выполнять рекомендации "потому что это кощунственно, это хула на бога".

Это у нас. В Молдавско-Кишиневской митрополии пошли еще дальше. Митрополиты обратилась к властям страны с требованием пересмотреть решение, запрещающее проведение служб с участием прихожан в помещении. В противном случае, пригрозили иерархи, "клир не будет упоминать руководство страны во время богослужений". Испугалось руководство страны такой угрозы или нет - не знаю.

Неизвестно, как отразилось присутствие прихожан на статистике заболеваемости коронавирусом, но аккурат в течение 2 недель после пасхи появилось множество сообщений о заболевших священниках. В частности, вспышка болезни произошла в знаменитой Киево-Печерской лавре. Некоторые из заболевших священников умерли.

Кстати. В июне 2020 года министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии отменило умру в марте и хадж в июле в Мекку для иностранных паломников. Большого недовольства среди мусульман это решение не вызвало.

Между тем, данная эпидемия в истории церкви далеко не первая. Посмотрим, какие меры принимались в разные исторические времена.

Отцы Двукратного (Трулльского) Собора ещё в конце 7 века приняли следующее правило "и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило".

В 1527 году во время бубонной чумы Мартин Лютер писал: "Помыслим следующим образом: хорошо, Бог допустил, чтобы враг послал нам яд и смертельную болезнь. Поэтому я буду просить Бога милостиво защитить нас. Также я буду обеззараживать, очищать воздух, назначать лекарства и принимать их. Я буду избегать мест и людей, где в моем присутствии нет необходимости с тем, чтобы не быть зараженным, случайно не заразить других и не вызвать их смерть в результате моей небрежности. Если Бог захочет взять меня, он всегда сможет найти меня. Я же сделал то, что он ждал от меня так, что я не повинен ни в собственной, ни в чужой смерти. Однако, если мой ближний нуждается во мне, я не буду избегать места или человека, но пойду свободно. Это и есть истинная, богобоязненная вера. Она не самонадеянная, не дерзкая и не искушает Бога".

В 1654 году во время эпидемии чумы за за старшего в Москве остался Патриарх Никон (царь с войском стоял под Смоленском). Он начал вводить карантины, и тогда многие говорили, что он предатель веры. А когда непослушные стали вымирать, началась паника. Патриарх карантинными мерами спас армию и царя, а также царскую семью, отрезал многие города от чумной Москвы, и постепенно эпидемия утихла. Несмотря на это, многие назвали его виновником эпидемии: мол, за его реформы в обрядах все пострадали от чумы. Многие называли Никона предтечею антихриста и ушли к Аввакуму в старообрядческий раскол.

1771 год. Еще одна эпидемия чумы в Москве. Екатерина Великая велела обеспечить принудительные карантины и изоляторы, дезинфекцию жилищ, закрытие внутригородских рынков и прекращение подвоза съестных припасов, запрещение въезда и выезда из города, закрытие бань, приостановку работ на фабриках, сжигание платья и пожитков, принадлежавших умершим, запрет на открытое церковное отпевание покойников, их обмывание и последнее целование.

Следуя указаниям царицы, архиепископ Амвросий запретил собираться возле икон, так как смертность была около 1000 человек в день. За это монастырь разграбили, а его самого убили.

1913 год. "Настольная книга священно-церковно-служителя" С. В. Булгакова. Глава "О причащении младенцев": "После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следует крепко вытирать покровцом святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь. В крайнем же случае, больных заразной болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения". Обратите внимание на выделенный текст.

В 1993 году книга была переиздана Издательством Московского патриархата по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Именно на эту книгу ссылается нынешний Патриарх Кирилл в своих предписаниях.

Что мы видим из этой краткой исторической справки? Во все времена как светская, так и церковная власти принимали меры защиты при эпидемиях. И во все времена, к сожалению, находились люди, которые считали эти меры кощунством по отношению к вере.

Товарищи верующие, может быть, пора сделать выводы и перестать искушать бога?


Оглавление
Религия и общество

Назад
Спасите наши клетки

Дальше
Церковь и коронавирус covid-19. Часть 2

Яндекс.Метрика

0.028