На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День смерти: Пьер Симон Лаплас

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаРелигия и обществоВ окопах нет атеистов
Я-атеист Я-атеист - -

В окопах нет атеистов

Опубликовано 25.02.2023. Последняя редакция 11.05.2023

"В окопах нет атеистов" -
не довод против атеизма, а довод против окопов.
(Джеймс Морроу, американский писатель-фантаст)

В окопах Сталинграда
Кадр из фильма "В окопах Сталинграда"

Знаете, что мне очень не нравится в современных фильмах о Великой Отечественной войне?

Вообще, конечно, много чего не нравится.

Например, то, что они больше стали напоминать приключенческие боевики. Нет масштабности сцен. Нет того эффекта присутствия, что присущ фильмам времен СССР. Так и хочется вспомнить Станиславского и воскликнуть "Не верю!"

А еще то, что фильмы зачастую не связаны с реальными историческими событиями. А если и связаны, то сами события отодвинуты на второй план, а на первый выходят второстепенные сюжеты типа любви между героями. Яркий пример – фильмы "Брестская крепость" и "Спасти Ленинград".

А еще в современных фильмах очень любят показывать, какие же негодяи НКВД-шники. Нет, бывают исключения, например, в сериале "Легавый" (хоть он и не про войну), где одним из положительных героев был полковник МГБ (правда, одним из отрицательных был МГБшный майор). Но все же общий тренд: сотрудник МГБ или НКВД - зло. Вспомним фильмы "Ржев" и уже упомянутый "Спасти Ленинград", где представитель НКВД больше похож на американского гангстера.

Нет, конечно, бывают и вполне удачные фильмы. Например, "28 панфиловцев" или "Девятаев". Или такие, хоть и оторванные от реальных событий, но все же вполне удачные "Звезда" и "Кукушка".

Однако я хотел сказать не об этом. Это то, что мне просто не нравится. А очень не нравится мне то, что в современных фильмах о войне обязательно присутствуют сцены, где наши советские солдаты в окопах крестятся перед боем. Причем крупным планом.

Нет, я не хочу сказать, что все поголовно советские солдаты были атеистами. Из воспоминания ветеранов той войны можно сделать вывод, что были всякие. Кто-то верил и крестился перед боем, кто-то верил втихаря и скрывал свою веру, кто-то категорически не верил.

Кого было больше? Трудно сказать точно, но думаю, что все-таки неверующих. Во-первых, неверующими были 18-27-летние бойцы, родившиеся непосредственно перед или сразу после революции и обучавшиеся в советских школах. Во-вторых, большинство мужчин среднего возраста, поскольку религия в России начала сдавать свои позиции задолго до революции (вспомним поговорку "гром не грянет – мужик не перекрестится" и другие).

Но зачем выносить это все на большой экран? Зачем акцентировать на этом внимание зрителя? Ведь к общему сюжету фильма это не относится. А раз так, то зачем вообще нужны эти сцены? Что хотел показать режиссер? Перекрестился и выжил, не перекрестился и погиб? Однако нет такой корреляции, иначе все выжившие были бы верующими. А я знаю как минимум одного атеиста, прошедшего войну. Это мой дед.

Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн на вечере памяти годовщины начала войны произнес речь, в которой заявил: "В начале Великой Отечественной войны погибали некрещеные солдаты Красной армии за то, что были безбожниками. В первые месяцы войны более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, были убиты. Это была жертва, которая была принесена за безбожие". Интересно, на чем основаны его слова? Может быть, есть статистические исследования в этой области?

Сызранский епископ Леонтий высказался так: "Преподобный Сергий Радонежский послал когда-то в помощь князю Дмитрию Донскому двух своих иноков на битву за веру и свободу Руси с татарами в мамаевском сражении, предсказав победу. Подобным образом и в годы Отечественной войны Русская православная церковь направила на борьбу с фашизмом два воинских подразделения. Хотя этот вклад и выглядит символическим по сравнению с невероятным количеством задействованной тогда с обеих сторон военной техники, но они были посланы от церкви как залог победы. Как в дни преподобного Сергия два воина не могли много прибавить силы русскому оружию, однако святой схимник Пересвет ценой своей жизни убил Кочубея в показательном поединке, укрепив общий боевой дух, так и вклад русской церкви в победу был решающим". Оказывается, решающий вкладом в победе над фашизмом внесли всего 2 подразделения, причем даже неясно, какой численности. Главное, что это были подразделения, состоящие из верующих. Эх, если бы все было так просто.

Вот так постепенно нам внушают, что в окопах Великой Отечественной войны атеистов не было. Что победа досталась исключительно из-за веры в бога, а не из-за силы наших воинов и веры в нашу победу. Не удивлюсь, если лет через 15-20 нам покажут фильм, где солдаты перед боем все, как один, читают молитву.

Пора прекратить включать религиозные сцены в фильмы про наше атеистическое советское прошлое. И не нужно оправдывать их фразами типа "режиссер так видит".

 

PS Американский фонд "Свобода от религии" города Мадисон, штат Висконсин, установил памятник в честь атеистов в окопах, таким образом выразив свое несогласие с фразой "В окопах не бывает атеистов". Надпись на постаменте гласит: "В память об атеистах в окопах и бесчисленных вольнодумцах, служивших нашей стране с честью и отличием. Национальный фонд "Свобода от религии" надеется, что в будущем человечество сможет научиться избегать любой войны".

 

Юрий Григорьевич Петраш PPS Хочу привести слова ветерана Великой Отечественной войны, участника Битвы за Москву, доктора философских наук и исламоведа Юрия Григорьевича Петраша.

Все больше и больше мы встречаемся, к сожалению, с разного рода писаниями, с разного рода выступлениями в печати и устно, будто бы атеизм - это зло, будто бы атеизм - это некое черное пятно на совести людей, будто бы без атеизма люди являются чище и так далее.

Возьмем хотя бы тот факт, когда говорят, что защитники Родины с молитвами являются более храбрыми, более ответственными, более патриотичными - это чистая неправда.

И здесь я буду свидетельствовать, как непосредственный участник Великой Отечественной войны, прошедший два фронта, прошедший Южный фронт в качестве сына полка, повидавший очень много и перед собственной совестью и народом я ответственно заявляю: это неправда, что в окопах атеистов не бывает.

Вот как раз наоборот, в окопах там и созревают очень стойкие представления о том, что никакая божественная сила не спасает людей ни от пули, ни от других фронтовых несчастий и невзгод.

В 1942 году вслед за батькой я со своим другом Генкой ушел на фронт, точнее не ушел, а убежал, как убегали туда многие подростки. И уже недавно, когда нас приглашал в гости героический Курск, нам сообщили, что более 300 тысяч подростков, девушек, девочек, мальчишек воевали на фронтах Отечественной войны.

В сущности, мы были лишены детства. Но мы, многое повидав, мы многое осознали, нам многое подсказали наши комиссары и командиры. И как же можно было поверить в некие божественные силы, когда мы видели тела, буквально растерзанные снарядами, минами. Когда груды тел здоровых мужчин, парней 16-ти и 17-ти, 20-летних, которые еще не знали поцелуя девушки, которые хотели, очень хотели жить, но война оборвала полезные ценные жизни этих молодых людей.

Как же можно было поверить в существование бога, в его лучшие эпитеты, в его защиту, в его благосклонность и любовь к людям, когда мы лицезрели совершенно страшные картины, эпизоды, когда растерзанные тела валялись или висели на ветках, когда ручьями лилась кровь, когда мы из под этих груд тел вытаскивали тяжелораненых и многие из них кричали: "Братцы, спасите! Я хочу жить, у меня дома дети, я не буду умирать, я не хочу умирать!"

И мы сами окровавленные, сами повидавшие эти ужасы, мы, зная будто бы бог видит все, спасает всех, помогает всем, мы буквально неистовствовали и кричали: "Спасите, спасите! Где ты, бог? Если ты милостивый, что же ты делаешь?"

И в это время контрастом было то, как гитлеровские вояки, засучив рукава со шмайссерами в руках, развернувшись в цепи наступали на нас. А нам было обороняться почти нечем, едва-едва мы стреляли из наших винтовок, отступали, убегали, прятались в лесах, в болотах. А эти немецкие тевтонцы с бляхами с надписью "Gott mit uns" - "с нами бог".

Естественно, у нас вставали вопросы. С вами бог? А почему он не с нами? Мы же защищаем свою родную землю. Мы защищаем свой кров. Мы защищаем свою независимость, чтобы не быть рабами тех, кто вероломно напал на нашу Родину. Вот эти мысли нас одолевали.


Оглавление
Религия и общество

Назад
Везде храмы закрываются

Дальше
О силе духа народа российского

Яндекс.Метрика

0.024