На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

Христианство

У христиан: Великий пост

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаЗаписки атеистаТретье прибытие
Я-атеист Я-атеист - -

Спас-Купалище
Третье прибытие

Последняя редакция 27.10.2022

День 1 (четверг). Прибытие

Прошло еще 2 года. Наступил июнь 2014 года, и я опять оказался все в том же монастыре в Спас-Купалище, что стоит на слиянии рек Клязьма и Судогда во Владимирской области. Наконец-то сбылась моя давняя мечта, и в монастырь я приехал на своей машине. Дальняя дорога с непривычки далась нелегко, это был мой первый опыт подобного путешествия, но в целом добрались вполне успешно.

Приехали мы под вечер. Как и раньше, нас уже ждали и даже разрешили поставить машину на территории монастыря.

Весь тот день с утра до вечера то капал небольшой дождик, то светило солнце. Как раз в момент нашего прибытия из-за туч выглянуло вечернее солнце и осветило колокольню. И, как заметила кто-то из монашек, в момент нашего въезда в ворота на небе появилась большая радуга, что было истолковано, как добрый знак свыше. Здорово, конечно, и красиво, хотя ничего удивительного в этом не было. Имелись все необходимые составляющие для данного события: капли воды, висящие в воздухе, и солнечный свет.

Сразу по приезду нас пригласили на ужин. Ужинали в специальной трапезной для гостей, что расположена в сестринском доме. Вместе с нами ужинала настоятельница монастыря. В первый (но далеко не последний) раз я услышал, что мне надо срочно креститься. Получив мой отказ, она стала выяснять, во что же я верю, но я ушел от ответа, вспомнив, что в прошлый приезд беседа на эту тему затянулась на 2 с лишним часа. Зато сообщил, что поменял машину, следуя ее благословению.

После ужина постояли у могилки. Сестры обложили ее камешками, выложив на одной стороне белый крест. На одном камне была даже надпись. Хотели зайти в храм, но он оказался уже закрыт.

В этот раз нас разместили не в гостевом доме, а в доме, в котором обычно останавливаются приезжающие для проведения служб священники. На первом этаже расположена конюшня, а второй этаж - жилой из 2 комнат. Удобств явно стало больше. Во-первых, имелись нормальные туалет и умывальник. Во-вторых, в комнате висел кондиционер (правда, было не жарко, и мы им не пользовались). Разместились и благополучно завалились спать.

Дом для священников
Дом для священников
Комната, где мы жили
Комната, где мы жили

 

День 2 (пятница 13-е)

Хоть спится на свежем воздухе очень хорошо, почему-то я проснулся в 7 утра (6 по монастырскому времени). Пока остальные спали, взял ноутбук и стал перечитывать новые материалы, которые появились за последний год, памятуя, что днем придется идти в храм, а уж там точно пригодятся контраргументы против необходимости креститься, для объяснения всевозможных чудес и всего прочего. Так оно впоследствии и оказалось. Лучше было бы взять в храм ноутбук, но, если бы я так сделал, подозреваю, что выгнали бы пинками.

Как минимум 4 человека убеждали меня креститься. Говорили, что пусть я сам не буду верить, но за меня хотя бы можно будет молиться другим. Я, конечно, понимаю, что со своей точки зрения они мне желают добра. Но со своей позиции принять это не хочу и не могу.

А монастырь тем временем живет и развивается. Как оказалось, раньше он был, так сказать, филиалом Боголюбского монастыря, а теперь стал самостоятельной единицей. На территории ведутся какие-то строительные работы, лежат кучи стройматериалов. На одной из внешних стен храма появилась новая икона. Ночью храм подсвечивается, причем подсветка включается автоматически, когда становится темно. В стаде много телят. Увеличилось поголовье лошадей и, возможно, кроликов. Один крольчонок несколько раз убегал из клетки, и детишки всей толпой бросались ловить его. Ловили, возвращали в клетку, после чего начинали кормить все поголовье травой. Свежесорванная трава шла у зверушек явно лучше, чем сено.

Икона на стене храма
Икона на стене храма
Храм с подсветкой
Храм с подсветкой

Детишки, как оказалось, или приходились родственниками кому-то из сестер, или просто приехали к кому-то в гости.

А еще в монастыре много ласточек, которые гнездятся практически везде. Даже внутри храма на стенах я насчитал 4 гнезда. Птицы туда залетают через открытое окно.

Ласточка в гнезде
Ласточка в гнезде

Изменения коснулись и трапезной. В ней появились вилки. Кормят по-прежнему вкусно и по домашнему.

Днем я был привлечен к сельскохозяйственным работам по выкапыванию луковиц тюльпанов вдоль всего забора.

Вечером была служба. Такое событие я пропустить не мог и зашел в храм. Стал рассматривать книги. Нашел одну с весьма оригинальным названием: "Грудное вскармливание в православной Руси: вчера и сегодня". Интересно, думаю, чем оно отличается в православной Руси, в католической Европе, на мусульманском Востоке, у буддистов в Индии и Китае, а также у нас, атеистов? Вспомнилась книжечка в церковной лавке на Казанском вокзале в Москве: "Мешают ли джинсы спасению?"

Сестра, заведующая церковной лавкой, пошла на повышение. Теперь она инокиня, в связи с чем сменила имя. Стал выяснять, зачем меняют имена. Выяснилось, что при каждой смене имени добавляется новый ангел-хранитель. Однако, думаю, язычеством попахивает. Например, в некоторых племенах Южной Америки был такой обычай: в случае смерти одного члена семьи все остальные меняют имена. Чтобы, когда в следующий раз придет смерть и спросит: где такой-то, ей можно было ответить: нет такого-то, иди отсюда. Ну а относительно ангелов-хранителей: почему бы тогда в христианстве не ввести обычай менять имя раз в год? Или раз в несколько лет? А то прямо как-то обидно становится: у всех по 1 хранителю, а у монашек - по несколько.

Одна из сестер (очень приятная и образованная женщина лет 55-60) убеждала меня в необходимости купить лампадного масла, чтобы около Сергия Радонежского, которого она очень любит, постоянно горела лампада. Но потом подключилась другая сестра (как раз заведующая лавочкой), и они стали обсуждать, можно ли принимать такой взнос от меня, некрещеного. К единому решению так и не пришли.

Далее спорили о благодатном огне и крещенской воде. Рассуждали об Иисусе, Евангелиях и Понтии Пилате. О том, почему связь Понтия Пилата с Иисусом не отражена в исторических документах того времени. Со стороны сестер было высказано предположение, что историю просто переписали, изъяв из нее подобные данные. Ну, хорошо, думаю, допустим. Бывает такое. Достаточно вспомнить, как немцами писалась история Руси при Екатерине II или как переписывалась история СССР в начале нынешнего века. Но почему же тогда аналогичные фрагменты не изъяли из Библии? Вряд ли те, кто этим занимался, не знал о Библии. А то, что состав Библии менялся и утверждался на Вселенских соборах - хорошо известный исторический факт.

По их словам, я вношу некоторое разнообразие в жизнь монастыря. Что ж, так оно, скорее всего, и есть. Все говорят об одном и том же: только о вере и боге, а я наоборот - все это опровергаю, да еще и доказываю состоятельность своих опровержений. Получается встряска для мозгов.

А вообще, все больше убеждаюсь, что большинство монашек попали в монастырь в результате каких-либо жизненных трудностей или неудач, либо просто оставшись в одиночестве. Каждая со своим характером, желаниями, амбициями. Кто-то просто хочет быть среди других людей, кто-то хочет сделать карьеру. В общем, как везде. Кстати, молодых монашек стало как-то мало. Что не так уж плохо.

 

День 3 (суббота)

С самого утра меня все-таки достали. Часов в 9 раздался стук в дверь, и меня разбудили с диким требованием. У меня в машине под зеркалом заднего вида висит плетеная фигурка. Когда я учился в начальной школе, мы с мальчишками часто оплетали шариковые ручки или делали подобные фигурки из медицинских трубок. Что-то типа домового. Но сплел ее не я сам, это подарок. Машина, как я уже писал, стояла на территории монастыря. Причем стояла уже третий день! И вот кто-то из монашек по пути в монастырь случайно заметил эту фигурку, узрел, разумеется (а как же иначе), в ней черта (хотя рогов у нее нет) и с квадратными от ужаса глазами доложил наверх по иерархии. Якобы дошло до самой настоятельницы (этого я точно не знаю) и от нее пришло распоряжение фигурку снять. Спросонья очень хотелось послать неудачливого вестника куда подальше. Что, впрочем, и было сделано после его ухода. Правда, все присутствующие начали зачем-то убеждать меня, что снять надо. Зачем так никто толком доказать и не смог. В общем, к машине шел с мыслью, что порву любого, кто осмелится мне что-нибудь сказать. Потому что территория машины - это моя территория, и я имею право размещать на ней все, что захочу. Кстати, по нормам международного законодательства на территории корабля или самолета, находящегося в пределах чужого государства, действуют законы того государства, к которому он приписан и не действуют законы государства, в котором он находится. Применяя к данной ситуации, можно сказать, что территория машины - это та территория, на которой действуют законы, устанавливаемые мной. К тому же, это моя частная собственность. Так что никто не может диктовать мне, что должно там находиться, если это не противозаконно.

В знак протеста я не пошел в храм, где с 7 утра шла служба, а пошел домой с мыслью, что обязательно прочитаю лекцию о вышеупомянутом международном праве, если кто-то рискнет упомянуть о том, что находится в моей машине. К счастью для всех окружающих (имеются в виду в первую очередь сестры-монашки), никто не заикнулся о произошедшем.

В очередной раз подумал о том, какое все-таки для меня благо, что я не крещеный. Потому что всем крещеным еще с вечера прошлого дня сообщили, что "матушка их благословила" (читай - приказала) быть на исповеди и причастии. Подумал: интересно, на каком основании она нами командует? А также пришла мысль: интересно, что бы здесь сказали, если бы вместо этой фигурки у меня в машине висел, скажем, мусульманский полумесяц со звездой или иудейская звезда Давида?

На завтраке попробовал весьма интересный продукт - шоколадный сыр. То есть при приготовлении сыра в молоко добавляется растопленный шоколад. Вкусно вообще-то.

Дома кончилась вода, поэтому после завтрака ходили на родник. За нами увязалась вся уже упомянутая толпа детишек.

Я ожидал увидеть обычный родничок, то есть небольшой водоем, где из-под земли идет вода, как тот, куда мы ходили в прошлый приезд. Оказалось, что родник оборудован по полной программе: небольшой каменный домик с лестницей к нему и деревянными лавочками вокруг. В домике 2 комнаты. В одной набирают воду, во второй - купель, и все желающие могут искупаться. Родник считается святым (почему - я так и не понял), и многие из окрестных деревень приезжают на машинах набирать воду.

Родник
Родник

Искупаться предлагали всем. Некоторые согласились, некоторые (в том числе и я) отказались. По простой причине - вода очень холодная. Тех, кто пошел купаться, предупредили, что необходимо окунуться 3 раза ("во имя отца, и сына, и святого духа"), при этом во время окунания из человека выходят бесы. Причем окунаться надо обязательно с головой, чтобы в ней бесы не остались и потом не расползлись обратно по всему телу. Бесы - не бесы, а для общей закалки, конечно, процедура полезная.

Ну а нам, оставшимся, предложили просто умыться родниковой водой. Ну, это всегда можно. Правда, как оказалось немного позже, в процесс умывания входило также целование иконы на стене и тройное поливание головы крест накрест (опять же "во имя отца, и сына, и святого духа"). Я честно предупредил сестру, которая занималась проведением водных процедур, что не крещеный. Это ее не смутило, но от целования иконы меня освободили. А вода была и в самом деле довольно холодная.

Та самая икона для целования
Та самая икона для целования

Вокруг родника растет много земляники, которую мы всей толпой потом собирали, пока ждали тех, кто пошел окунаться. Вместе с земляникой наелись щавеля.

По возвращению в монастырь наблюдал картину: несколько монашек сидели кружком и дружно чистили ведро картошки. Вспомнились военные сборы, где во время дежурства на кухне приходилось делать точно так же. В очередной раз подумал, что монастырь и армия во многом похожи.

Вечером опять была служба. Опять были философские беседы на тему веры и "зачем жить без веры". Вместе с заведующей лавочкой в храме читали книгу о Великой Отечественной войне, где описывалось, что победа советских войск под Москвой была чуть ли не исключительно из-за того, что немцам продемонстрировали какую-то "чудотворную" икону. Эх, думаю, если бы все было так просто, то чего бы сразу не пройтись с такой иконой до самого Берлина? И не надо было бы 5 лет воевать. Еще в этой же книге писалось о крепкой вере Сталина, и как одна бабушка напророчила ему победу. Но один абзац все-таки был абсолютно верный. В нем говорилось, что Сталин никогда не смог бы одержать победу над немцами, если бы не обладал железной волей и не держал в кулаке всех высших военачальников, не давая им расслабиться. Вот это действительно верно.

 

День 4 (воскресенье). Отъезд

Настал последний день нашего пребывания в монастыре. Как обычно, с утра была воскресная служба. Съехалась толпа прихожан. Женщины собрались вместе, и одна из монашек долго читала им о чем-то лекцию.

Были также исповедь и причастие для тех, кто не прошел эту процедуру в субботу. Наблюдая за причастием, вспомнил, как читал о какой-то секте, всерьез озаботившуюся вопросом: как долго после причастия нельзя ходить в туалет? Чтобы полученная благодать успела усвоиться. До чего только не доходят люди в вопросах веры.

Самую интересную для меня часть службы - проповедь - пришлось пропустить, потому что пора было собираться в обратный путь и грузить машину. Жалко, конечно. Зато уезжал под звон колоколов. На прощание настоятельница монастыря еще раз настоятельно рекомендовала мне креститься и даже перекрестила своим крестом.

Первое, что было сделано после выезда за монастырские ворота - возвращена на свое законное место под зеркало заднего вида снятая плетеная фигурка.

Обратная дорога далась на удивление легче. А при въезде в город на небе после дождя опять сияла радуга.


Оглавление
Записки атеиста

Назад
Полгода спустя

Дальше
Однодневное путешествие

Яндекс.Метрика

0.022