На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

Христианство

У христиан: Великий пост

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаЗаписки атеиста1984
Я-атеист Я-атеист - -

1984

Последняя редакция 05.09.2022

1984

Если ты в меньшинстве -
и даже в единственном числе, -
это не значит, что ты безумен
Дж. Оруэлл, "1984"

Не так давно мне довелось прочитать книгу Дж. Оруэлла "1984".

Сюжет, вкратце, таков. Главный герой - Уинстон Смит - живёт в Лондоне, работает в министерстве правды и является членом Внешней Партии, во главе которой стоит некто по имени "Старший Брат".

Согласно официальной политике Партии, жизнь с каждым годом все улучшается, растет производство, улучшаются условия жизни, хотя вокруг сплошная нищета и разруха. Главная функция министерства правды - подделка всех фото-, видео- и письменных материалов, которые не соответствуют текущей политике Партии. При этом политика Партии то и дело меняется, поэтому работы в министерстве всегда хватает.

Уинстон не разделяет партийные лозунги и идеологию и в глубине души сильно сомневается в Партии. Однако на людях он старается притворяться приверженцем партийных идей, потому что самым опасным преступлением является мыслепреступление, т.е. неправильный (с точки зрения Партии) образ мыслей, который приводит к неправильным действиям. А тотальная слежка за каждым членом партии - дело обычное и никем не скрываемое.

Он опасается, что девушка Джулия, работающая в том же министерстве, шпионит за ним. В то же время он полагает, что высокопоставленный сотрудник их министерства, член Внутренней Партии некий О'Брайен также не разделяет мнения Партии и является подпольным революционером.

Но однажды Джулия передаёт ему записку, в которой признаётся ему в любви. У них завязывается роман, хотя свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной, являющимися членами Партии, запрещены. В конце концов Уинстон и Джулия идут к О'Брайену и просят, чтобы он принял их в подпольное Братство, хотя сами лишь предполагают, что он в нём состоит. О'Брайен их принимает и даёт им книгу, написанную врагом государства Голдстейном.

Через некоторое время их арестовывают. Главным палачом, к удивлению Уинстона, оказывается О'Брайен, который на самом деле является членом полиции мыслей, и он же, как оказывается, написал некоторые главы книги Голдстейна. Сначала Уинстон пытается бороться и не отрекаться от себя. Однако от постоянных физических и психических мучений он постепенно отрекается от себя, от своих взглядов. Он отрекается от всего, кроме своей любви к Джулии. Однако и эту любовь ломает О'Брайен. Уинстон отрекается и предаёт её.

Позже Уинстон, будучи выпущен на свободу, понимает, что он полностью излечился от былых революционных идей. Теперь он действительно любит Партию и Старшего Брата. Однако именно теперь он должен будет умереть. Причем умереть не как мученик, боровшийся против Партии, за которым могут пойти другие, а как приверженец всех ее идей, независимо от их смысла и логичности.

Книга написана в первые послевоенные годы и в первую очередь направлена против тоталитарных идеологий, в качестве которых выступают национал-социализм в Германии и коммунизм в СССР. Цель книги - показать, насколько нелогичны могут быть идеи тотальных режимов и как трудно бороться против них.

Однако если переложить идеи книги на религию, получается, что смысл полностью сохраняется.

Старший Брат - это бог, Голдстейн - дьявол. Никто их не видел, но партия приказывает любить одного и ненавидеть второго. Идет постоянная война бога и дьявола.

Внутренняя партия состоит из священников. Внешняя партия - из прихожан. Все остальные, т.е. неверующие или невыполняющие религиозные обряды - пролы.

Секс не запрещается, но считается нечистым и греховным процессом. Церковь призывает ненавидеть роскошь и смириться с нищетой. Идеи, изложенные в священных книгах, считаются неизменными и обязательными к принятию в том виде, каком есть, независимо от того, что они зачастую не проходят проверку логикой.

Самое главное стремление любой религии - не допустить свободомыслия. Поэтому священники внушают прихожанам, что бог постоянно следит за ними и знает о любом поступке.

Дабы не быть голословным, приведу ряд цитат из книги. Хотя, чтобы получить полное впечатление и понимание того, что любая религия является тоталитарной идеологией, лучше прочитать книгу целиком.

Начнем со структуры общества. Вот как она представлена в книге:

Вершина пирамиды - Старший Брат. Старший Брат непогрешим и всемогущ. Каждое достижение, каждый успех, каждая победа, каждое научное открытие, все познания, вся мудрость, все счастье, вся доблесть - непосредственно проистекают из его руководства и им вдохновлены. Старшего Брата никто не видел. Его лицо - на плакатах, его голос - в телекране. Мы имеем все оснований полагать, что он никогда не умрет. Старший Брат - это образ, в котором партия должна предстать перед миром. Назначение его - служить фокусом для любви, страха и почитания, чувств, которые легче обратить на отдельное лицо, чем на организацию. Под Старшим Братом - внутренняя партия. Под внутренней партией - внешняя партия; если внутреннюю уподобить мозгу государства, то внешнюю можно назвать руками. Ниже - бессловесная масса, которую мы привычно именуем пролами.

Похоже на церковную иерархию? Вершина пирамиды - бог, всемогущее непогрешимое существо. Все, что происходит в мире - происходит не иначе как "по воле божьей". Бога никто никогда не видел, но во всех церквях изображен его лик. Бог существует вечно. Его положено любить, почитать и бояться. Земное представительство бога - церковь, членами которой являются священники - по представлению верующих, люди, являющиеся мозгом этой организации. Сами верующие составляют руки церкви. А остальные - это та масса людей, которая не хочет покаяться и будет однозначно гореть в аду.

Член партии с рождения до смерти живет на глазах у полиции мыслей. Даже оставшись один, он не может быть уверен, что он один. Где бы он ни был, спит он или бодрствует, работает или отдыхает, в ванне ли, в постели - за ним могут наблюдать, и он не будет знать, что за ним наблюдают. Небезразличен ни один его поступок. Его друзья, его развлечения, его обращение с женой и детьми, выражение лица, когда он наедине с собой, слова, которые он бормочет во сне, даже характерные движения тела - все это тщательно изучается. Не только поступок, но любое, пусть самое невинное чудачество, любая новая привычка и нервный жест, которые могут оказаться признаками внутренней неурядицы, непременно будут замечены. С другой стороны, его поведение не регламентируется законом или четкими нормами.

Опять совпадает. Верующий человек с рождения до смерти живет под наблюдением бога и священников. Бог знает обо всех его мыслях и поступках, а священники призывают регулярно приходить на исповедь и каяться в своих грехах. Практически любой поступок может быть истолкован как греховный. С другой стороны, четкого списка грехов не существует.

Чистки, аресты, посадки, пытки и распыления имеют целью не наказать преступника, а устранить тех, кто мог бы когда-нибудь в будущем стать преступником. У члена партии должны быть не только правильные воззрения, но и правильные инстинкты.

А это ведь про средневековую инквизицию, не так ли? Которая не только наказывала тех, кого считала еретиками, но еще стремилась к тому, чтобы держать в страхе остальных.

Партийцу не положено иметь никаких личных чувств и никаких перерывов в энтузиазме. Он должен жить в постоянном неистовстве - ненавидя внешних врагов и внутренних изменников, торжествуя очередную победу, преклоняясь перед могуществом и мудростью партии. Недовольство, порожденное скудной и безрадостной жизнью, планомерно направляют на внешние объекты и рассеивают при помощи таких приемов, как двухминутка ненависти, а мысли, которые могли бы привести к скептическому или мятежному расположению духа, убиваются в зародыше воспитанной сызмала внутренней дисциплиной.

Каково? Верующему не положено иметь личных чувств. Все от бога. Жить необходимо в нищете и самоунижении, полагается ненавидеть роскошь. Необходимо ненавидеть дьявола и тех, кто ему служит - именно на это направлены усилия священников. Все скептические мысли объявлены греховными. При их появлении необходимо немедленно избавляться от них. Например, следующим образом:

Первая и простейшая ступень дисциплины, которую могут усвоить даже дети, называется на новоязе самостоп. Самостоп означает как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли. Сюда входит способность не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший довод, если он враждебен ангсоцу, испытывать скуку и отвращение от хода мыслей, который может привести к ереси. От правоверного требуется такое же владение своими умственными процессами, как от человека-змеи в цирке - своим телом. В конечном счете строй зиждется на том убеждении, что Старший Брат всемогущ, а партия непогрешима.

Ничего не напоминает? Образ мысли верующего, например.

В философии, в религии, в этике, в политике дважды два может равняться пяти.

Лишь примирение противоречий позволяет удерживать власть неограниченно долго. Если человеческое равенство надо навсегда сделать невозможным, если высшие, как мы их называем, хотят сохранить свое место навеки, тогда господствующим душевным состоянием должно быть управляемое безумие.

Именно так и действует религия. Управляемое безумие - вот точная характеристика для тех, кто готов ради религиозных идей совершать террористические акты, подрывая самого себя ради уничтожения множества "неверных" и попадания в рай.

Подлинная власть, власть, за которую мы должны сражаться день и ночь, - это власть не над предметами, а над людьми. Как человек утверждает свою власть над другими? Заставляя его страдать. Послушания недостаточно. Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно.

Власть на людьми, над их душами - вот цель любой религии. Постоянное страдание и самоунижение - вот идеология верующего. Я - никто, я - ничтожество, от меня ничего не зависит, все от бога - вот как, по мнению религиозной верхушки, должен мыслить истинно верующий. Потому что:

То, что партия считает правдой, и есть правда. Тому, кто правит и намерен править дальше, необходимо умение искажать чувство реальности.

Правда - это не то, что есть на самом деле, а то, что считается правдой. Независимо от того, так ли это на самом деле.

В нашем мире не будет иных чувств, кроме страха, гнева, торжества и самоуничижения. Все остальные мы истребим. Мы искореняем прежние способы мышления - пережитки дореволюционных времен. Мы разорвали связи между родителем и ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен и друзей не будет. Новорожденных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки. Половое влечение вытравим. Размножение станет ежегодной формальностью, как возобновление продовольственной карточки. Не будет иной верности, кроме партийной верности. Не будет иной любви, кроме любви к Старшему Брату. Не будет иного смеха, кроме победного смеха над поверженным врагом. Не будет искусства, литературы, науки. Когда мы станем всесильными, мы обойдемся без науки.

Все в полном соответствии с писанием: "враги человеку домашние его", "я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее", "кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня". Процесс "размножения" считается греховным. Истинно верующему положено читать лишь так называемые священные книги, ему не нужны наука и искусство, т.к. они уводят его от мыслей о боге и не дают спасения (такие слова я слышал от некоторых верующих людей).

Но ведь от инстинктов никуда не денешься. Однако:

Половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю.

Вот вам и истоки религиозного фанатизма. А поддерживают его потому, что:

У партии две цели: завоевать весь земной шар и навсегда уничтожить возможность независимой мысли.

А также:

Партия стремится к власти исключительно ради нее самой. Нас не занимает чужое благо, нас занимает только власть. Ни богатство, ни роскошь, ни долгая жизнь, ни счастье - только власть, чистая власть.

Любая религия стремится к мировому господству. И это понятно. Потому что такая "чистая", ничем не ограниченная власть дает и роскошь, и богатство.

К чему же мы придем, если позволить религии вклиниться в нашу жизнь? И на этот вопрос в книге дается ответ.

Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека - вечно. Это будет мир террора - в такой же степени, как мир торжества. Чем могущественнее будет партия, тем она будет нетерпимее; чем слабее сопротивление, тем суровее деспотизм. Голдстейн и его ереси будут жить вечно. Каждый день, каждую минуту их будут громить, позорить, высмеивать, оплевывать - а они сохранятся. Эта драма будет разыгрываться снова и снова, и с каждым поколением - все изощреннее. У нас всегда найдется еретик - и будет здесь кричать от боли, сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины души, сам прижмется к нашим ногам. Вот какой мир мы построим.

Все верно. Искоренив одних еретиков, религиозные иерархи обязательно придумают других. Чтобы было, с кем бороться, против кого направлять толпы верующих, дабы эти толпы не направились против них самих.

Думаете так не бывает? Тогда приведу простой пример из недалекого прошлого. Феминистки сперва боролись за равноправие. Добились своего, получили равные с мужчинами права. Потом стали бороться против насильственных преступлений. Когда упал уровень насильственных преступлений, феминистки выдумали лозунг, что "изнасиловать можно словом". И стали бороться со словами. Дальше - больше. Уже не только слова стали оскорбительными, но и взгляды, присвистывания и даже (о, ужас) такие деяния, как открыть дверь или подать девушке пальто. Почему такое происходит? Потому что энергию куда-то надо девать, а делать это конструктивно не удается. И враг придумывается из ничего на пустом месте.

Из этого сравнения видно одно: религия является такой же тоталитарной идеологией, как другие. Нацелена она на полное подчинение себе человека, независимо от его желания.

А нам это нужно?


Оглавление
Записки атеиста

Назад
Библия-2013

Дальше
Мультфильм 'Сказ о Петре и Февронии'

Яндекс.Метрика

0.02