Итак, бог всеведающий, всемогущий, всемилостивый, всепрощающий, вездесущий.
Таким он представляется во всех монотеистических религиях: иудаизм, христианство, ислам.
Отложим пока что всемилостивость и всепрощение. К этим качествам мы вернемся, когда
будем читать религиозные книги и увидим, что данными качествами бог вовсе не обладает.
Рассмотрим всеведение и всемогущество. То есть, попросту говоря, бог все знает и все может.
Но всеведение и всемогущество являются взаимоисключающими качествами. Если бог всезнающ,
то он уже знает о том, что вмешается в историю и, используя всемогущество, изменит ее ход.
Но из этого следует, что он не может передумать и не вмешиваться, а значит, он не всемогущ.
Яркий пример из христианства - второе пришествие Христа и страшный суд. Иисус сам
говорит своим ученикам, что это событие произойдет. То есть Бог-отец заранее знает о его
наступлении. Но может ли бог отменить это событие?
Мог ли бог сотворить людей так, чтобы они не поддались на искушения змея
в райском саду? Предвидел ли бог грехи Содома? Предвидел ли он потоп?
Мог ли после потопа воссоздать людей такими, чтобы они не грешили?
На все эти вопросы ответ один - да. Иначе он не всезнающий. А раз "да",
выходит, что бог знал обо всем, но исправить не захотел (или все-таки не мог?).
Тут говорят, что бог на самом деле обо всем знает, но он наделил людей
свободой воли и не вмешивается в ее проявления. Дал заповеди, а дальше как сам
знаешь. Хочешь - выполняй, не хочешь - не выполняй и греши. Только потом
не обижайся, что бог тебя в ад определит. А также получается, что при всем
богатстве своего выбора по сотворению нашего мира то, что получилось у бога в итоге -
лучший вариант. Он сам сказал, что "это хорошо".
Аналогично неправильно говорить, что бог дает всем шанс исправиться. Ведь он всезнающий.
Он вне времени. Ему, по словам верующих, открыто прошлое, настоящее и будущее. Значит, он наперед знает,
что произойдет с каждым человеком. Как он воспользуется своей свободой воли.
Исправится он или нет. Попадет в рай или в ад.
Ветхий завет. Бог сперва делает что-то (см. Бытие, сотворение мира), а потом видит то,
что он сотворил и говорит, что "это хорошо". То есть бог заранее не знал, хорошим
ли будет его творение. Более того, далее говорится: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле,
и восскорбел в сердце Своем" (Бытие 6:6). Выходит, что, создавая человека и наделяя его свободной волей,
бог не предвидел, к каким последствиям это приведет. Однако это сразу отменяет его всезнание.
Представление о вездесущности бога противоречит догмату о существовании "царства тьмы",
где господствует "царь тьмы" и его слуги - черти.
А еще бога полагается бояться. Так и сказано: "бойся [Господа] Бога твоего" (Левит 19:32).
И в Коране о том же говорится. Например, "Так бойтесь же Аллаха, и да будет вам известно, что Аллах суров в наказании" (сура Корова, аят 196) или
"Бойтесь же Аллаха, ибо Аллах, воистину, скор на расплату" (сура Трапеза, аят 4).
А верующие частенько говорят, что бояться бога не надо, ибо он всех любит и простит.
Не обольщайтесь, бог сам наказывал его бояться.
На одном форуме мне ответили: "Когда вы говорите, что бог по определению всезнающий,
вы обращаетесь к богу, придуманному людьми. То есть к чей-то его интерпретации".
Выходит, что "всезнательность" бога придумал кто-то из людей. Но тогда не является ли такой же
интерпретацией его всемогущество? А всемилостивость? А всепрощение? И такой вопрос можно
задать про любое качество, приписываемое богу.
А вот еще одна цитата: "У бога нет однозначных слов или поступков, каждое имеет несколько,
иногда очень различных толкований" (к сожалению, не помню автора). Тогда кто же тот бог,
который сказал: "да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого"
(Матфея 5,33-37)? Сам призывает к однозначности и сам же отступает от своих слов. Как понять
истинный смысл слов и поступков бога?
А раз так, то какие же качества есть у бога на самом деле?