Понтий Пилат - пожалуй, самый известный римский наместник в Иудее. Его имя знает почти каждый. Если спросить, чем известен этот человек, практически любой ответит: при нем был распят Иисус.
Но так ли это на самом деле?
Понтий Пилат - реально существовавшая историческая личность. История Понтия Пилата написана его современниками, о нем и о его делах упоминают историки той эпохи. Известно, что он был римским всадником, что он был назначен в Иерусалим шестым по счету прокуратором Иудеи, что его предшественником был Валерий Грат, что на свой пост он вступил в одиннадцатом году правления императора Тиберия, то есть в 25 году нашей эры. Он был жестоким правителем, презрительно относящимся к иудеям. Семь лет спустя он безжалостно подавил религиозный бунт, вспыхнувший в Галилее. Затем, еще через два года, вспыхнуло новое, еще более массовое восстание, связанное со строительством нового акведука. Понтий Пилат хотел пустить на оплату строительства сокровища Иерусалимского храма, за что был обвинен в злоупотреблении властью и святотатстве. Через некоторое время жители Самарии, измученные поборами, обратились с жалобой к правителю Сирии Люцию Вителлию, который был непосредственным начальником Понтия Пилата. Люций Вителлий ее принял и отправил в Иерусалим своего ревизора Марулла, чтобы тот расследовал обстоятельства дела. Понтий Пилат вынужден был предстать перед судом Марулла, который был облечен всеми полномочиями Люцием Вителлием. Рапорт Марулла оказался неблагоприятным для Пилата, и прокуратору Иудеи пришлось отбыть в Рим, чтобы там отчитаться перед самим Тиберием. Но прежде, чем он прибыл в Италию, Тиберий умер. Пилат отчитывался перед Калигулой. Разжалованный новым императором, Пилат уже не вернулся в Иерусалим, где его заменил Марулл.
Вот и все. Ни слова об Иисуса и суде над ним. Если громкий процесс Иисуса в действительности имел место, почему о нем не говорится в исторических документах, в то время описываются такие события, как постройка акведука и два восстания?
Очень существенно то, что имя Понтия Пилата в связи с Иисусом и вообще с христианством упоминается лишь в христианской литературе, а не в иудейской и древнегреческой.
Конечно, можно возразить, что Иисус в те времена был простым проповедником, которых тогда немало ходило по иудейским
землям и что суд над им был рядовым событием, ничем не отличающимся от других
аналогичных судов. А они ходили, и их судили.
Историкам известно порядка дюжины пророков, проповедовавших приблизительно в одно время
с Иисусом и Иоанном Крестителем и сопоставимых с ними по популярности. Почти все они были
казнены римлянами как потенциальные вожди еврейского восстания. По рассказу Иосифа Флавия,
римляне как-то распяли в Иерусалиме за один раз две тысячи человек.
О том же говорится в самой же Библии: "незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за
кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но
он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно
народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались." (Деян. 5:36,37)
Так в чем же дело? Возможны три объяснения:
- об этом действительно не упоминают историки, потому что дело было рядовым и не особо примечательным
- Пилат не судил Иисуса
- Пилат и Иисус жили в разное время