На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня
День рождения: Дмитрий Иванович Писарев
День смерти: Эрнест Ренан

Вы здесь: Главная страницаДетские сказки по-взросломуДикие лебеди

Дикие лебеди

Я-атеист Я-атеист - -
Дикие лебеди

Сказка повествует о злой королеве-мачехе, которая, как водится, невзлюбила детей от предыдущей королевы и всячески старалась их извести. Она заколдовала принцев, превратив их в лебедей, а их младшую сестру, Элизу, вынудила уйти из дворца. Однако Элиза нашла способ избавить братьев от колдовства королевы, а заодно хорошо устроила свою жизнь, сама став королевой.

Оставим разбор личности королевы, которая не брезговала темной магией, чтобы расправиться с принцами и Элизой. То, что на пользовалась именно темной магией, несомненно. Хотя бы потому, что принцы обращались в людей только по ночам, а к Элизе она подослала отравленных жаб.

Но она герой отрицательный, следовательно, ей можно.

Обратимся лучше к образу героя положительного - Элизы.

В начале сказки про Элизу говорится, что она "была так набожна и невинна". Набожна. Крепко верила в бога. Она молится усердно за братьев, просит помощи у бога. И вот видит во сне старушку, которая советует ей, как разрушить колдовство королевы.

Но ведь, согласно учению церкви, снам нельзя верить, потому что через сны с человеком часто разговаривают бесы.

Конечно, в Библии есть примеры, когда бог во сне объявляет свою волю. Так, пророческие сновидения видели Авраам, Иаков, Иосиф и другие.

Как же понять, сон от бога или сон от бесов? Многие отцы церкви посвятили этому вопросы свои труды. Но все в итоге сошлись к одному мнению. Хотя они признавали, что бывают сны от бога, однако люди в духовном отношении несовершенны и отличить эти сны от дьявольских наваждений не могут. Поэтому святые единогласно и категорично призывают не верить снам и, тем более, не рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам. В частности, на сайте "Азбука веры" есть большая статья "Православное отношение к сну и сновидениям" с цитатами многих святых.

Что советует старушка Элизе? Обратимся к тексту:

Видишь, у меня в руках крапива? Такая крапива растёт здесь возле пещеры, и только она, да ещё та крапива, что растёт на кладбищах, может тебе пригодиться; заметь же её! Ты нарвёшь этой крапивы, хотя твои руки покроются волдырями от ожогов; потом разомнёшь её ногами, ссучишь из полученного волокна длинные нити, затем сплетёшь из них одиннадцать рубашек-панцирей с длинными рукавами и набросишь их на лебедей; тогда колдовство исчезнет. Но помни, что с той минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, хотя бы она длилась целые годы, ты не должна говорить ни слова. Первое же слово, которое сорвётся у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть будут в твоих руках.

Почему именно крапива? В древности верили в магические свойства этой травы. Она защищает от темных сил, усиливает храбрость, решительность, мужество и честность, настраивает на победу. Засушенные листья крапивы, особенно собранные в новолуние (т.е. в самую темную ночь), носили с собой как оберег. Пока вроде все чисто. Хотя...

Оказывается, что крапива нужного сорта растет только на кладбищах. Видимо, около пещеры тоже раньше было кладбище. Но кладбище всегда было неспокойным местом, где происходили разные темные события. Вспомним другие сказки, вспомним книгу "Загадка старого кладбища". Вспомним, наконец, "Путь некроманта" Ника Перумова, где в деталях описывается процесс упокоения оживших мертвецов на неупокоенных кладбищах...

Кстати, вот описание кладбища, куда потом ходила Элиза: "на широких могильных плитах сидели отвратительные ведьмы". На упокоенных кладбищах нежить из могил не вылезает. Именно этим занимался некромант в уже упомянутой книге: загонял вылезших мертвяков в могилы и делал так, чтобы больше они вылезти не могли. Значит, кладбище неупокоенное, где потусторонние силы имеют возможность творить свои злые дела.

Короче говоря, нужна не простая крапива, а крапива, впитавшая силу мертвецов, с помощью которой можно разрушить темные чары королевы. Другим способом разрушить заклятие нельзя. Но использование магии мертвецов есть не что иное, как некромантия, раздел темной магии.

Дикие лебеди

При этом старушка запрещает Элизе говорить. То есть никто под страхом смерти не должен знать, чем она занимается. Почему так? Добрый бог никогда не требует от подданных скрывать свои намерения. Только дьявол действует тайно.

Как водится в сказках, с Элизой знакомится не кто-нибудь, а сам король. Естественно, молодой и красивый. И, разумеется, влюбляется в нее по самые свои королевские уши. И, конечно же, тут же решает на ней жениться. Ох уж эта вездесущая любовь с первого взгляда, которую так незаслуженно превозносят писатели и поэты. Ведь король совершенно ничего не знает о девушке. Кто она, откуда, кто ее родители? Но он влюблен и, следовательно, критически мыслить не может.

При этом короля совершенно не интересует, что думает по этому поводу сама Элиза. Вновь обратимся к тексту:

- Пойдём со мной! - сказал он. - Здесь тебе нельзя оставаться! Если ты так добра, как хороша, я наряжу тебя в шёлк и бархат, надену тебе на голову золотую корону, и ты будешь жить в моём великолепном дворце! - И он посадил её на седло перед собой; Элиза плакала и ломала себе руки, но король сказал: - Я хочу только твоего счастья. Когда-нибудь ты сама поблагодаришь меня!

Вот так. Хочу тебя осчастливить, несмотря на твои желания. Надеюсь, когда-нибудь поймешь. Впрочем, в те времена согласие девушек особо не спрашивали.

Единственным, кто раскусил замысел, стал архиепископ. Архиепископ в сказке представлен отрицательным героем, что показывает нелюбовь к служителям церкви. Но король, влюбившийся в Элизу, не слушает его. Очередное доказательство того, что у влюбленного - но не любящего - отсутствует критическое мышление в отношении объекта своей влюбленности. Свадьба состоялась, Элиза стала королевой.

Архиепископ следит за Элизой и находит доказательство ее занятия темной магией. Но король отказывается ему верить. Тогда архиепископ поступает очень просто: берет короля с собой, чтобы тот своими глазами увидел, как его жена по ночам посещает кладбище.

Подавленный горем, король снимает с себя ответственность за решение судьбы королевы и говорит: "пусть судит её народ". Мол, как толпа скажет - так и будет. А я не при чем. Народ, как водилось в те годы, признал в Элизе ведьму и присудил ее к сожжению на костре. Элизу из королевских покоев перевели в тюрьму.

Дикие лебеди

Но как переменчиво настроение толпы! И как при этом сильно было влияние церкви. Мы видим это всего в паре строк при описании сцены казни:

Как вдруг прилетели одиннадцать белых лебедей, сели по краям телеги и шумно захлопали своими могучими крыльями. Испуганная толпа отступила.

- Это знамение небесное! Она невинна, - шептали многие, но не смели сказать этого вслух.

То есть как осудить человека - так во всеуслышание. А как признать свою ошибку - так нет, вслух не скажем. Ибо, чего доброго, самому на костер можно попасть. Впрочем, ничего нового. Точно так же толпа громкими криками требовала распятия Христа.

Разумеется, лебеди были превращены в принцев, правда раскрылась, казнь не состоялась. Король вздохнул облегченно, и стали они жить счастливо.

Вот только использование темной магии набожной девушкой выглядит все-таки странно.

Или все-таки крапива была самая обычная, а это такая проверка на крепость веры со стороны бога? А не испугается ли она физической боли? А хватит ли у нее, невинной и набожной, смелости пойти ночью на кладбище? А сможет ли она молчать, пока не закончит работу?


Оглавление
Детские сказки по-взрослому

Назад
Три поросенка

Дальше
Лучший в мире летун или как летал Карлсон?

Яндекс.Метрика

0.016