На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня
День рождения: Дмитрий Иванович Писарев
День смерти: Эрнест Ренан

Вы здесь: Главная страницаДетские сказки по-взросломуЛучший в мире летун или как летал Карлсон?

Лучший в мире летун или как летал Карлсон?

Я-атеист Я-атеист - -

Карлсон. По его собственным словам, лучший в мире... по чему угодно. На самом деле - лучший в мире манипулятор с бесконечно большим самомнением. Который ловко использует особенности неокрепшей детской психики для получения собственной выгоды. Он умеет заставить Малыша почувствовать себя виноватым, а его коронная фраза "я так не играю" позволяет ему добиться выполнения любой своей прихоти.

Но речь сейчас не о психологии. О методах манипуляции, применяемых Карлсоном, написаны неплохие статьи. Можете найти в интернете.

Сегодня поговорим о технической части. А именно: о том, как он летает.

Вот как описан Карлсон в книге:

Карлсон - это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, - конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной.

Итак, конструкция представляет собой моторчик с несущим винтом, который крепится на спине, и кнопку запуска, расположенную на животе.

 

1. Как Карлсон летел прямолинейно?

По расположению винта на спине, Карлсон, несомненно, относится к вертолетам. Однако у вертолетов с одним несущим винтом, как, например, вертолеты Миля (серия Ми), есть хвостовой винт, который предотвращает раскручивание машины в сторону, противоположную вращению несущего винта.

Вертолет Ми-8
Вертолет Ми-8 с несущим и хвостовым винтами

У Карлсона такого винта, например, на ноге, нет.

Возможно, у Карлсона была система соосных винтов, вращающихся на одной оси в разные стороны. Такая схема применяется на вертолетах Камова (серия Ка). В книге об этом явно не говорится, но в качестве рабочей гипотезы вполне подходит. Идею такой схемы предложил Ломоносов в 1754 году. Первый вертолет с соосной схемой, Ка-8, поднялся в воздух в 1947 году. Так что к моменту выхода книги в 1955 такая схема компоновки винтов была известна.

Вертолет Ка-52
Вертолет Ка-52 с двумя несущими винтами

Вот как в книге описан полет: "Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь". "Слегка покачиваясь" указывает на работу системы стабилизатора: или гироскопа, или соосного винта.

 

2. Как Карлсон взлетал?

Плоскость винтов Карлсона параллельна плоскости спины. Значит, тяга винта направлена перпендикулярно плоскости спины. То есть Карлсон не мог взлететь стоя. Ему потребовалось бы встать на четвереньки и только после этого запустить двигатель и подняться в воздух.

Вот как описан процесс взлета: "С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь". В начале книги говорится, что он ждет, пока винт раскрутится. Все правильно: винт должен набрать подъемную силу. Однако позже мы видим, как он нажимает кнопку запуска на животе и тут же взлетает. Несоответствие.

 

3. Где был расположен винт?

Еще раз обратимся к тексту: "у него за спиной начинает работать хитроумный моторчик".

Винт вертолета расположен по центру тяжести вертолета.

Судя по книге, двигатель и винт располагались за спиной. Не уточняя, конечно, в каком именно месте спины. Однако центр тяжести человека находится в районе таза - на поясе. Если бы летательный механизм надевался на плечи, как ранец, ноги неизменно перевешивали бы и не давали возможности лететь ровно.

Правда, Карлсона изображают с большой головой, толстой шеей, большим туловищем и короткими ногами. В этом случае его центр тяжести действительно мог быть смещен на середину спины.

На предыдущей картинке видно, что винт расположен не на спине, а как раз в районе пояса.

Надо также отметить, что с винтом за спиной Карлсон не мог бы лететь с Малышом, сидящим у него на шее. Винт на спине неизбежно задел бы Малыша.

 

4. Какова была подъемная сила винта?

Диаметр несущего винта вертолета Ми-8 составляет 21,3 метра при длине фюзеляжа 18,5 метров. Для Ка-52 диаметр винтов 16 метров при фюзеляже в 14,5 метров. То есть диаметр винта немного превосходит длину фюзеляжа.

Судя по всем картинкам и мультфильмам, размер лопастей винта Карлсона не превышает ширины его спины. Значит, практически весь воздушный поток попадает ему в спину и разлетается в стороны, и лишь незначительная его часть обходит спину и создает подъемную силу, направленную вниз. Как же он летал? Ведь, по идее, диаметр лопастей должен быть с него ростом.

Если предположить, что лопасти были складными и выдвигались (раскладывались) при запуске двигателя, то Карлсон не смог бы посадить себе на шею Малыша и лететь с ним. А также не смог бы влететь в окно и летать по комнате. И, наконец, банально не мог бы поднять голову и посмотреть вперед в полете без риска получить винтом по макушке (и остаться без головы).

Каким образом Карлсон мог летать, обернувшись со всех сторон простыней, когда изображал привидение, вообще непонятно. Во-первых, простыня неизбежно намоталась бы на винт. Во-вторых, нисходящий воздушный поток, который каким-то образом обогнул спину, уперся бы в нижнюю часть простыни и не мог бы создать подъемную силу.

Также стоить поднять вопрос о том, какой силы ветер поднимался винтом. Когда Карлсон запустил бы двигатель в комнате, ни одна бумажка, карандаш, игрушка и прочая легкая вещь не могла бы остаться на своем месте. Ее неизбежно бы сдуло.

 

5. На каком топливе работал двигатель?

Явно речь идет не о двигателе внутреннего сгорания. Потому что иначе в комнате Малыша нечем было бы дышать от выхлопа уже через пару десятков секунд после прилета Карлсона, который любил покружиться вокруг люстры. Не помогло бы даже открытое окно. Возможно, двигатель электрический, хотя в книге нигде не говорится о том, что Карлсон снимал с себя ранец с винтом и заряжал его. Правда, он временами наведывался в мастерскую, где двигатель проходил техобслуживание. Может быть, и заправку.

Где расположены топливные баки или аккумуляторы для двигателя - неизвестно. Скорее всего, в одном корпусе с самим двигателем.

Интересно было бы также оценить общую массу такой конструкции. Нет, конечно, есть емкие, но компактные аккумуляторы, применяемые в космических кораблях, где вес имеет решающее значение. Но и цены у них космические. Такой аккумулятор не купишь даже за чемодан 5-эревых монет. А в 1955 году, когда вышла книга, таких технологий, скорее всего, еще просто не было.

 

6. Как Карлсон мог летать вверх ногами?

Современные авиамодели вертолетов могут летать вверх ногами. Однако настоящие вертолеты так летать не могут. Кратковременно, делая "мертвую петлю" - могут. А продолжительное время - нет. И зависать в вертикальном положении или вниз винтом - тоже.

Кстати, первую мертвую петлю закрутил в мае 1949 года американский пилот Томпсон на вертолете Sikorsky S-52. Однако данный маневр представляется слишком опасным ввиду повышенной вероятности схлестывания лопастей несущих винтов для вертолетов соосной схемы или перерубания балки хвостового винта для вертолетов с одним несущим винтом.

Поэтому можно предположить, что вот такой трюк Карлсон сделать мог. Потому что постоянно находился в движении.

А вот такой - зависание в вертикальном положении во время жужжания над ухом "домомучительницы" - нет. Ведь поток воздуха от винта должен быть направлен вниз, чтобы создавать подъемную силу.

И вот такой - тоже нет.

Для этого должен поворачиваться сам винт. Наклона лопастей не хватит. Такой механизм реализован у конвертопланов, которые взлетают и садятся как вертолеты, а горизонтальным полет осуществляют как самолеты, пользуясь не только винтами, но и крыльями.

Конвертоплан
Конвертоплан

У Карлсона такого механизма не было. И не могло быть. Иначе он порубил бы лопастями самого себя.

 

7. Как насчет шума?

Несмотря на все усилия и самого Карлсона, и семейства Малыша, сохранить информацию о летающем человеке в тайне не удалось бы. Поднявшись в воздух, "лучший в мире летун" издал бы такой шум, что разбудил, как минимум, весь дом с 1 по 4 этаж, где жила семья Малыша. А при полете над городом неизбежно привлек бы к себе всеобщее внимание пешеходов.

Также из-за шума во время полета Малыш и Карлсон не смогли бы общаться.

Правда, у Карлсона имеется глушитель, который он включал, когда нужно было выполнить полет бесшумно. Только неясно, как он работает и почему включается не всегда.

 

8. Как Карлсон рулил?

Изменение направления полета вертолета осуществляется автоматом перекоса через изменение углов наклона лопастей несущего винта. Летчик управляет этим автоматом с помощью ручки из кабины вертолета.

А где органы управления винтом у Карлсона? Кроме кнопки запуска, никаких других управляющих механизмов не заявлено.

 

А может все было иначе?

Подводя итог, можно сказать, что летать описанным в книге способом Карлсон никак не мог. Если специалисты по аэродинамике могут опровергнуть этот вывод и обосновать возможность такого полета - буду рад.

А, может быть, Карлсон мог летать без пропеллера? Как, например, летал человек в рассказе Александра Беляева "Ариэль". Пропеллер просто вращался от потока воздуха и был нужен Карлсону, чтобы скрыть свои истинные свехспособности.

Возможен вариант, что в организме Карлсона вырабатывался газ легче воздуха, который поднимал его. Возможно, этот газ вырабатывается из сахара, поэтому Карлсон в огромных количествах поглощал варенье, пироги, плюшки, конфеты и прочие сладости. Он отнимал сладости у других не потому, что он жадный, а потому, что они ему жизненно необходимы. Крайне неприятно потерпеть аварию в воздухе из-за того, что в организме перестал выделяться летучий газ.

Наличие такого газа объяснило бы маленький размер винта: он нужен не для создания вертикальной подъемной силы, а только для полета, как на дирижабле. Также, благодаря такому газу, Карлсон мог бы летать вертикально.

Однако, эта гипотеза не выдерживает никакой критики. Во-первых, такой газ должен был вырабатываться достаточно быстро и в необходимом количестве по его желанию. Во-вторых, от необходимого количества газа Карлсон просто бы лопнул. 1 кубометр водорода поднимает 1,2 килограмма груза, а 1 кубометр гелия - 1 килограмм груза. Это самые легкие газы, следовательно, обладающие максимальной грузоподъемностью. Где хранить объем, требуемый для подъема "в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил"?

Одним словом, вопрос открытый.


Оглавление
Детские сказки по-взрослому

Назад
Дикие лебеди

Яндекс.Метрика

0.017