![]() |
|
Сегодня | |||||
|
|
Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.
Христианство - крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Христианство возникло в 1 веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий оно приобрело множество последователей среди других народов. До 5 века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее влияния, в дальнейшем (в основном во второй половине первого тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к 12-14 в.) - также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
На сегодняшний день христианство среди других мировых религий (иудаизм, буддизм, ислам) насчитывает наибольшее число конфессий, каждая из которых претендует на истинность веры и понимания писания. Христианство имеет более тридцати тысяч всевозможных направлений, причем приверженцы каждого уверены, что истинное учение - именно их учение. Эти учения представлены в различных ветках баптистов, пятидесятников, кальвинистов, пресвитериан, англикан, лютеран, методистов, старообрядцев (которые сами делятся на множество направлений), обновленцев, анабаптистов, пятидесятников, адвентистов, реставрационистов, гуситов, беспоповцев, духоборцев, малеванцев, молоканцев, скопцов, имяславцев и других.
Основные крупные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в 4-15 веках.
Основой вероучения признаны Священное Писание (Библия) и священное предание (решения семи Вселенских Соборов 4-13 веков, а также труды отцов церкви, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст).
В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских Соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:
В первом члене говорится о Боге как Творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором - о вере в Сына Божия, Иисуса Христа.
Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.
Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый - о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.
В девятом - об отношении к церкви.
В десятом - о таинстве крещения.
В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене - о жизни вечной.
Важное место в православии занимают таинства, во время совершения которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в 3-5 веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи.
Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире.
Основой католического вероучения, также, как и православного, являются Священное Писание и священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов католической церкви, а кроме того - папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви - определяет доктрины по вопросам веры и морали. Сформировалось своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по католическому учению (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми.
Церковь имеет правораспоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище (промежуточном месте между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.
Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают. Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть следующие догматы: о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости папы. Последний был принят на 1 Ватиканском соборе в 1870 году, что привело привело к расколу в католической церкви, т.е. к образованию национальных старокатолических церквей которые вернулись к вероучению первых семи Вселенских соборов и нередко именуются православными западного обряда.
Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает.
Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом.
При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель.
Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 13 -16 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.
В отличие от православных священнослужителей, которые могут быть женатыми, у католиков безбрачие (целибат), обязательно для всего духовенства.
На 2 Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс обновления католической церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, разрешение проведения богослужений на любом языке, а не только на латыни, и активное миссионерское служение мирян.
История протестантизма начинается с Мартина Лютера, который, будучи профессором теологии в Виттенбергском университете, в 1517 году обнародовал 95 тезисов обосновавших необходимость реформ в католической церкви.
Эти тезисы исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенций, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
В ответ на обвинение его в ереси Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от католической церкви Протестанты отказались от признания верховенства римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка.
Суть протестантизма заключается в следующем: Божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.
Большинство протестантов отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей и общин, автономных в своей религиозной жизни. Признание единственным источником вероучения Священного Писания не могло не приводить к субъективизму в его толкованиях. Множественность протестанских движений не исключает их объединения на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноминации.
Вот в целом что представляет собой христианство. А теперь попробуем копнуть поглубже.
![]() Дальше Христианство на Руси |