Сегодня
День смерти: Ферсман Александр Евгеньевич

Вы здесь: Главная страницаО верах и религияхО приметах, предсказаниях, пророчествахО приметах

О приметах

Я-атеист Я-атеист
О приметах

Сразу хочу заметить, что речь здесь не пойдет о приметах, связанных с погодой. Эти приметы проверены временем, длительными наблюдениями, поэтому в них сомневаться не приходится. И если они и не срабатывают, то, скорее всего, из-за изменений климата на нашей планете, к которому некоторое (но не абсолютное) отношение имеет и человек со своей промышленной деятельностью.

Во что же мы верим, когда верим в приметы?

В Большом Энциклопедическом словаре дается следующее определение:

"СУЕВЕРИЕ (буквально - суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения - всякая вера в сверхъестественные явления".

Слово "суеверие" означает суетная, пустая, ложная вера. С этой верой, доставшейся от языческого мироощущения, церковь борется не одну сотню лет. Святитель Иоанн Златоуст еще в 4 веке проповедовал: "Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь". Блаженный Августин (5 век) отзывался о суевериях еще жестче: "На мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие со злыми духами".

Почему люди вообще верят в приметы, цепляются за них, как за что-то важное? Видимо потому, что человек склонен искать самых простых ответов на вопросы и самых легких путей. Научное обоснование дается нелегко, для этого нужно образование, желание размышлять и искать причину. А суеверие легко подменяет в человеке истинное обоснование каким-то инстинктом зависимости "от высшей силы". Как, впрочем, и религии. Пусть приметы скажут нам, что нас ждет, а мы уж постараемся избежать грядущих неприятностей.

С точки зрения церкви вера в приметы, когда из незначительных происшествий выводятся предзнаменования о будущих событиях - грех против первой заповеди: "Я - твой Бог, да не будет у тебя богов иных." В книге "Православное исповедание веры" говорится, что "против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования".

Суеверный человек скажет, что приметы часто сбываются. Сбываются, потому что человек верит в них, верит в то, что с ним обязательно должно произойти то, на что указывает примета. Т.е. сам настраивает себя на что-то плохое. Опять приходим к идее глубокого самовнушения. "По вере вашей да будет вам", - говорит в Евангелии Христос. То же касается, например, гадалок-ворожей: они предупреждают людей, как правило, о плохих событиях, причем так, что никогда не докажешь, что гадалка была не права. Так что это опять же не что иное, как внушение и самовнушение, т.е. воздействие на психику человека. И ничего более.

Интересно было бы проследить историю возникновения распространенных суеверий и снять с них покров "тайны".


О приметах

 


Оглавление
О приметах, предсказаниях, пророчествах

Назад
О приметах, предсказаниях, пророчествах

Дальше
О пророчествах и предсказаниях

Яндекс.Метрика

0.022