Вы здесь: ➤ Главная страница ➤ О верах и религиях ➤ Об информации Об информации![]() Что есть информация, материальна она или идеальна, объективна или субъективна? Согласно концепции одного из создателей математической теории информации Клода Шеннона, информация - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями. Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил, что информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств. А еще, что информация - это сигнал, которого ждут. Информация - это сведения, закодированные с помощью материи, определенным образом расположенной в пространстве. Как договоримся кодировать сведения, так и будем. Определенным образом организованная материя плюс ключ для ее прочтения - вот что такое информация, если быть точным. Информация появляется только тогда, когда есть объект (материя, несущая сообщение или образ) и субъект, который обладает знанием, как расшифровывается это сообщение (организованное расположение материи во времени и пространстве). Если сообщение послано, но никем не воспринято, оно так и пройдет по миру белым шумом. Исходя из этого, можно сказать, что информация с одной стороны идеальна, с другой - субъективна. Материальной информации как таковой вообще нет. Информация всегда имеет материальный носитель, сама таковым не являясь. Характерная намагниченность ленты в магнитофоне или диска в компьютере. Амплитудно- или частотно-модулированная радиоволна. Типографская краска, расположенная на бумаге в определенном порядке. Раскрашенные пикселы на экране монитора. Клиновидные риски на глиняной табличке древних шумеров. Это не информация. Это носители. Повторю еще раз, потому что важно понять это. Книга - это не информация, это вещь, предмет. Буквы в книге - всего лишь краска. Буквы на мониторе компьютера - последовательность пикселов разных цветов. Мысль в мозгу - совокупность электрохимических импульсов.
Точно так же речь, сказанная другому человеку, не будет воспринята, если этот человек не понимает язык, на котором к нему обратились. Или он глухой. Или просто не понимает, о чем идет речь. Когда два специалиста в какой-либо области ведут разговор о своей работе, окружающие могут не понимать их специальную терминологию. И тогда никакой информации для окружающих их слова не несут. Аналогично - рык животного для нас только звук. Колебания воздуха, т.е. материальная составляющая. Идеальной составляющей (информации) для нас в нем нет. А для сородичей этого животного - осознаваемый звук, т.е. информация. Причем само животное не знает ни про какие колебания, т.е. про материальную составляющую. Но это не отрицает ее наличия. С радиоволной еще сложнее. Ее нельзя воспринять непосредственно. Мы ее не видим, не слышим, не чувствуем. А если поймаем с помощью приборов, то она для нас только колебания определенной частоты, амплитуды и прочих характеристик. И только тогда, когда сможем правильно расшифровать эти характеристики (настроить приемник) и понять сообщение - тогда создастся информация. Наше отражение в зеркале. Это тоже идеальный образ (информация). И он не материален, ведь в зеркале нет нашей физической копии. Собственно, он становится нашим образом только в том случае, если мы осознаем, что это наш образ. Для маленького ребенка его отражение - не его образ. Отражение воспринимается им как другой человек. Которого ребенок пытается потрогать, поиграть с ним. Есть поставить перед 4-месячным ребенком зеркало, он будет пытаться трогать свое отражение. Точно так же, как пытается собирать звездочки, нарисованные на простыне. Вообще, довольно забавно наблюдать, как малыш пытается отковырять картинку с белья или одежды и недоумевает, почему ему это не удается. Месяцам к 8-10 ребенок осознает, что там в зеркале - он сам, и начинает рассматривать себя, рожицы корчить. Аналогичная ситуация у щенков и котят. Щенок может лаять на зеркало, думая, что там другая собака. Итак, информация нематериальна, всегда имеет материальный носитель и неотделима от него. Еще один важный момент. Одна и та же материальная составляющая может быть понята по-разному. Т.е. материальный компонент - один, а идеальных (информационных) может быть много. Например, один человек смотрит на небо и видит там только звезды, а другой - образы (созвездия). Один видит столб дыма, а другому в этом дыму мерещатся рога дьявола. Или образ бога в горящем кусте. Для одного Солнце вышло из-за тучки, а тот, кто только что прочел молитву, может это воспринять как знак, что его молитва принята. Двое читают одну и ту же книгу или смотрят одну передачу (воспринимают одни и те же зрительные и звуковые данные), но один считает правильными действия одних героев, а другой - других. Идет наложение таких идеальных составляющих, как воспитание, образование, мораль, общественные нормы, собственные взгляды. Поэтому информация всегда субъективна. Колумб открыл Америку. Существовала ли она до ее открытия? И да, и нет. Да - как материальный объект (континент). А нет - в идеальном (информационном) смысле. Что есть знание об Америке? В голове - это набор мыслей. А содержание мысли - идеально. Америка как материальный континент существовала. Но пока ее не открыли, информации о ней (идеальной составляющей) не было. Поэтому и говорят, что Америки не существовало, пока ее не открыли. Под открытием понимается в данном случае появление идеального (информационного) компонента.
Мысль хранится в мозгу с помощью материальных нервных клеток (нейронов) и электрохимических импульсов между ними. Мысль может быть передана другим людям через материальные носители: речь (звуковые колебания), письмо (бумага и чернила), электронные средства связи (электромагнитные колебания). Даже жестами - так общаются глухонемые или военные на задании. При этом передается не сама исходная мысль, поскольку ее невозможно отделить от источника, а совокупность специальным образом сформированных материальных составляющих. Принимающий субъект (другой человек) воспринимает эти составляющие, распознает их, понимает и в результате этого процесса в его мозгу формируется вторая мысль. Содержание которой, как было показано выше, может совпадать, а может и не совпадать с содержанием исходной мысли. А может ли нематериальная мысль воздействовать на материю? Да, может. Опосредованно, конечно. Через субъектов, которые являются носителями этой мысли и которые выполняют определенные действия для того, чтобы воплотить эту мысль в жизнь. Простой пример. У меня возникла мысль в отпуск поехать на море. Она идеальна и не может сама повлиять на мое местоположение в пространстве. Я начинаю совершать некие материальные действия: коплю деньги, покупаю билет, сажусь на поезд или в самолет - и вот я переместился на море в соответствии с исходной мыслью. Так моя мысль способствовала изменению моего места в пространстве. А как быть с душой? Что такое душа? Это информационная составляющая человека. Совокупность всего идеального (нематериального) в человеке. Его мысли, чувства, эмоции, подсознание. А теперь один вывод. Душа не бессмертна. Если разорвать книгу, информация, которая в ней содержалась, перестанет существовать. Если разбить диск, с информацией на нем произойдет то же самое. Если пропадает материальный носитель, пропадает и содержащаяся на нем информация. Вместе с распадом мозга теряется материальная структура, на которой писалась информация о личности. И личность пропадает, перестает существовать. Душа исчезает. Говорят: "Есть законы сохранения, согласно которым ничто не исчезает бесследно, а только лишь преобразовывается в другие формы и виды энергии! Значит, и мое Я бессмертно". Верно, есть такие законы. Только физика со своими законами сохранения относится к материальному миру. А информация, мысль - категории идеальные, В мире идей может все пропадать и исчезать совершенно бесследно.
Из всего вышеизложенного следуют следующие выводы:
|