Поселили нас в ту же комнату, как в прошлый раз. И это было весьма здорово.
Монастырь живет и развивается. Всю территорию огородили забором. Кроме коров появились козы. В трапезную провели
горячую и холодную воду и отделили часть, где стоят столы от части, откуда
подают еду. Появились клумбы и декоративный фонтан.
Декоративный фонтанКлумба
В церковной лавочке стали продавать монастырские поделки: плетеные шкатулочки, мешочки и платки.
Появились новые монашки, в том числе
молодые. Выросло общее число монашек, включая послушниц. Тем не менее, говорят,
что людей не хватает. Верю, т.к. хозяйство растет, а в монастыре немало пожилых
монашек, которым тяжелую работу выполнять просто не под силу.
В коровнике коровам, как и прежде, читают молитвы. После возвращения домой в интернете прочитал,
что это делают для того, чтобы корова стояла спокойно во время доения. Кто-то песни поет,
кто-то разговаривает с коровой, а в монастырях читают молитвы. Еще и над водой,
которой моют вымя перед доением, тоже читают молитву.
Из-за того, что часы больше не переводятся на летнее и зимнее время стало удобнее: время монастыря теперь
совпадает с московским. Не надо, как раньше, переводить часы.
Птенцы ласточки в гнезде
Разумеется, одним из первых вопросов ко мне был: почему я до сих пор не покрестился. Этот вопрос мне задали как минимум
3 человека. После чего шли традиционные разговоры о спасении души и о том, что
за меня нельзя молиться. Рассказали историю, как одна девушка пыталась подать
записку о молении за упокой своей матери, ей отказали на основании того, что
мать была некрещеная, так у девушки чуть ли не нервный срыв был. Ага, думаю,
вот до чего доводит людей религия. Была бы неверующей - жила бы себе спокойно,
приходила на могилу матери, поминала ее и никаких нервных срывов.
Как сказала одна из сестер, "все, кто к нам приезжает, рано или поздно крестятся".
На что я развел руками и ответил: должен же кто-то быть первым исключением.
Во время утренней службы, как обычно,
изучал представленную в лавочке литературу. Пролистал книгу "Этот плохой
хороший интернет". Порадовало то, что в книге, продаваемой в церкви, интернет
больше не называется злом. Составители книги говорят о том, что интернет может
быть даже полезен, что в нем, среди всего прочего, немало хороших и полезных
сайтов, но при этом он таит в себе немало опасностей. Это, конечно, вполне
соответствует истине. После чего рассказывается, как их избегать и как с ними
бороться. Правда, некоторые советы выглядят несколько наивными. Например, совет
не пускать детей одних в интернет, а ходить по сайтам вместе с ними.
По территории монастыря, как и в прошлые разы, бегают дети. Один из мальчишек произнес фразу:
"тут все-таки скучно, тут интересно только дышать свежим воздухом". Во время утренней службы прочитал монашкам
и мальчишкам 10-13 лет лекцию о нематериальности информации и необходимости
материального носителя для хранения и передачи информации, а затем о том, что
душа есть информационная составляющая человека, и ей, как любой информации,
необходим материальный носитель в виде мозга, но при этом следует неизбежный
вывод, что при разрушении этого носителя прекращает свое существование и информация, то есть душа.
После службы побывал на колокольне, понаблюдал, как работают звонари.
С колокольни открывается вид на всю территорию монастыря, а на горизонте виден город Владимир. Правда, на такой
высоте довольно сильно чувствовался ветер.
Вид купола с колокольниПтенцы ласточки в гнезде
Что любопытно. Была низкая облачность, и после колокольного звона начинал идти дождь. Это явление повторилось дважды.
Возможно, это было не совпадение, так как время от времени начинал идти дождь,
а результатом сотрясения звуковыми волнами капель воды, содержащихся в туче, после чего эти капли летели вниз.
Один момент меня неприятно удивил. Одна из монашек завела разговор про чипизацию. В частности о том, что Америка уже
вплотную подошла к реализации этого процесса. И проронила фразу, что один из
батюшек утверждал, будто миру необходима война. Именно так - необходима. Иначе
будет всеобщая чипизация. Ничего себе, думаю, уже и церковь призывает к войне?
Я против чипизации, и в этом согласен с церковью. Не знаю, можно ли с помощью чипов управлять людьми, но, по крайней
мере, отслеживать точно можно. Правда, отслеживать можно и по сотовому
телефону, даже выключенному. Но телефон при желании можно выбросить, а чип
просто так не выбросишь. Да и кто знает - может быть можно влиять на работу
нервной системы, ведь сигналы по нервам передаются электрохимическими импульсами.
Но я также против войны. И, если призывы к войне идут со стороны священников, то есть людей, которых слушают во время
проповедей, к советам которых прислушиваются и которых уважают прихожане, то не
придем ли мы к очередным крестовым походам?
Вообще, иногда возникает впечатление, что в монашки идут люди одинокие или из неблагополучных семей. Первые - ищут
общения, поскольку человек существо социальное. Вторые - бегут от проблем в своих семьях.
Потом мне показали местное чудо. На стене монастыря якобы проявляется икона. Сама. Никто ее не обновляет. И
получили возможное объяснение. Раньше это был действующий монастырь. На стене
была написана икона, как это сделано сейчас на других стенах. Потом монастырь
был заброшен, а рядом располагался пионерский лагерь. Чтобы не смущать юных
пионеров, икону закрасили белой краской - под цвет стен. Теперь краска
постепенно облезает, и икона постепенно становится видна. Естественно, не в
столь ярких красках, как было ранее.
Проявляющаяся икона
Во время этих задушевных бесед подошел один мужчина и спросил, когда и какие службы здесь проводятся. Ему рассказали,
порекомендовав обязательно прийти в следующее воскресенье на исповедь со
списком своих грехов. Рекомендовали несколько раз и достаточно убедительно. На
верующего человека такие речи должны были произвести впечатление. Вот так и
заманивают людей в церковь. При этом я думаю, что рядовые монашки могут искренне
верить в то, что они говорят, в то, что они помогают людям. В них это заложили
церковной пропагандой. Потому что человеком, который не сомневается, легче
манипулировать, используя его веру.
Если на утренней службе было много народа, то на вечерней - довольно мало. Продолжил изучение литературы. В
частности, просмотрел детские книжки, посвященные библейским сюжетам. Как
обычно, все не очень приглядные моменты из них были исключены. Обсудил этот
момент с монашкой, заведующей лавочкой. По ее мнению исключенные моменты алибо
несущественны (как, например, случай с Авраамом, который выдавал свою жену Сару
за сестру), либо аморальны, и детям такое читать еще рано (как, например,
случай с дочерями Лота, который считается праведником). Но ведь тогда, говорю,
ребенок знакомится с искаженной версией книги, а во взрослом возрасте прочитает
(может быть) полную версию и поймет, что не все так красиво, как ему
преподносили раньше. А про себя думаю: он поймет, но уже будет сидеть на крючке веры.
Прочитали вместе с ней некоторые моменты из жизни отца Порфирия, которому якобы был дан с детства дар прозорливости и
предвидения. Некоторые эпизоды, где проявлялась его прозорливость, объяснить было
непросто, пока мы не прочитали, что хоть отец Порфирий и имел всего два класса
образования, но зато сам много читал и, благодаря самообразованию, стал одним
из самых образованных людей своего времени (это 1960-70-е годы). Он разбирался
в медицине, физике, астрономии и других науках. После прочтения этого абзаца
все стало на свои места. Умный, образованный (причем самообразованный,
стремящийся к познанию) человек, обладающий, судя по всему, отличной памятью и развитой
интуицией. Если бы пошел в науку, добился бы значительных успехов. Возможно,
стал бы вторым Ломоносовым, который выбился благодаря тяге к знаниям и усердию в учебе.
Последний эпизод был про то, как ему в монастырь позвонила женщина, поговорила, а на следующий день узнала,
что он уже 40 дней как умер. Чудо? Нет, говорю, не чудо. Возможных объяснений два. Либо
кто-то ответил, а она подумала, что говорит именно с Порфирием, поскольку
узнать голос при телефонном разговоре не всегда возможно из-за помех. Либо она
сама себя убедила, что разговаривала именно с тем человеком, которому звонила.
Перед самым отъездом зашли попрощаться к настоятельнице монастыря. Я получил очередной вопрос, когда же надумаю
креститься, а после этого - благословение на крещение.