Сегодня
ХристианствоУ христиан: Петров пост
День рождения: Вайцзеккер Карл Фридрих

Вы здесь: Главная страницаДетские сказки по-взросломуЧему учат детей сказки

Чему учат детей сказки

Я-атеист Я-атеист

Разумному, доброму, вечному. Так казалось нам, когда мы были детьми. Так кажется нашим детям, когда мы читаем им сказки и показываем мультфильмы.

А с другой стороны...

Для разогрева начнем с самого, пожалуй, безобидного. "Малыш и Карлсон". Великовозрастный Карлсон, взрослый человек, остановившийся на уровне развития ребенка как физически, так и умственно, тащит с собой настоящего ребенка - Малыша, скучающего без внимания родителей, гулять по крышам. Не осознавая опасности, которой он подвергает ребенка. А на все происшествия учит Малыша отвечать "ничего, дело житейское". Т.е. учит не признавать свои ошибки и не отвечать за них. Ну, подумаешь, разбил банку с вареньем. Что здесь такого?

Малыш и карлсон

Вспомним Буратино, который прогуливает школу ради того, чтобы побывать в кукольном театре. И хулигана Тома Сойера. Вот так нашим детям показывают, что быть хулиганом - это ничего страшного. Оно и понятно: кому интересно читать о послушных детях?

Откроем мифы Древней Греции. Как известно, у Зевса была жена - богиня Гера. Кстати, она была далеко не первой его женой. Однако это не мешало Зевсу гулять направо-налево и заводить детей от других богинь и земных женщин, которые ему приглянулись. Это очень злило Геру, однако пойти открыто против своего мужа, верховного бога, она не решалась и вымещала свое негодование на его внебрачных детях.

Зевс

Все это аморально, но пока без уголовщины. Перейдем к более серьезным проступкам.

Возьмем диснеевский мультфильм "Феи. Потерянное сокровище". Динь-Динь отправляется в далекое путешествие и просит своего друга Теренса, который занимается раздачей волшебной пыльцы, дать ей с собой дополнительный запас. Однако пыльца выдается строго по расписанию и строго определенными порциями. Теренс знает эти правила и отказывает.

Однако во второй половине фильма тот же Теренс приносит пыльцу в далекие края, куда попадает Динь-Динь. Его желание помочь, конечно, похвально. Но на вопрос Динь-Динь откуда он взял пыльцу, Теренс отвечает так, что становится ясно: он ее просто украл. Не убедил своего начальника выдать внеочередную порцию, не отдал свою долю, не уговорил других фей скинуться частью своих долей. А украл.

Феи. Потерянное сокровище

То есть детям показывают, что ради дружбы можно нарушить правила. Например, украсть. Ведь победителей, да и вообще положительных героев, не судят.

Возникает мысль: а на что еще можно пойти ради друзей? Например, можно ли соврать ради друга? Или убить? Разумеется, если ты положительный герой. Отрицательным однозначно запрещено.

Идем дальше. Другой диснеевский мультфильм: "Аладдин". Оборванец Аладдин на базаре крадет хлеб и убегает с ним. На крики стражников "стой" он отвечает: "ведь я только хочу есть". Таким образом, детям показывают, что еду допускается добыть воровством, а не заработать честным путем. Но ведь... Аладдин положительный герой, ему такое прощается. Или все же нет?

Аладдин

Следующий мультфильм. Тоже дисневский. "Рапунцель: запутанная история". Кто один из главных положительных героев? Юджин, он же Флин - тоже вор, который украл из королевского дворца корону и которого теперь ловят все королевские гвардейцы.

Наш мультфильм с уголовным уклоном "Бременские музыканты". Трубадур и его группа переодеваются разбойниками, нападают на карету короля и похищают главу государства. Две статьи заработали: разбойное нападение и похищение человека. После трубадур переодевается в свою обычную одежу и инсценирует победу над "разбойниками", после чего "спасает" короля. Третье преступление: мошенничество. Причем все 3 совершены группой по предварительному сговору. Но... все это сделано ради большой и благородной цели: любви принцессы. Неужели нельзя простить эту небольшую шалость, которая тянет на много лет тюремного заключения? А еще этот мультфильм учит сбегать из родительского дома ради любви.

Бременские музыканты

Похожий мошеннический сюжет присутствует в сказке "Кот в сапогах". Кот бедного сына мельника обманом втирается в доверие к королю, представляясь слугой некоего "маркиза Карабаса", которого никогда не существовало на свете. Позже новоявленный "маркиз" (под личиной которого скрывается не кто иной, как сын мельника, хозяин кота) обманным путем будет представлен королю во время его прогулки с принцессой по берегу реки. Еще позже, при помощи угроз и обмана, кот представляет все так, будто земли, по которым едет король, принадлежат "маркизу".

Кот в сапогах

История заканчивается тем, что лже-маркиз женится на принцессе с согласия пьяного короля. Один обман на другом. Свалить всю вину на одного кота не получится - действия на реке и на королевской прогулке кот с хозяином должны были тщательно подготовить, чтобы сын мельника не раскрыл рот от удивления, когда король назвал его маркизом, а позже не удивлялся наличию у него богатых полей и лугов, вовремя поддакивал королю на его возгласы "какие богатые у вас угодья, маркиз" и вообще не прокололся на какой-нибудь мелочи. Значит, преступное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, что влечет за собой более строгое наказание.

Однако все вышеперечисленные сказки пока что обходились без крови. Но не все сказки столь миролюбивы.

Начнем с "Волшебника Изумрудного города". Для начала заметим, что сам волшебник Изумрудного города, некий Джеймс Гудвин, является самым настоящим мошенником, много лет пудрившим мозги доверчивым жителям Изумрудной страны. Причем он совершенно не скрывает фактов своего мошенничества, когда рассказывает о них Элли и ее друзьям. Впрочем, что тут скрывать, когда его самого раскрыли? Гудвин и на их неудовлетворенных чувствах сыграл мастерски, дав каждому то, чего каждый хотел, но при этом, фактически, обманув каждого. Ну какие мозги из иголок или смелость из газировки с сиропом? Ну ладно, ладно, просто помог каждому поверить в себя.

Волшебник Изумрудного города

Но я обещал море крови. И оно сейчас будет.

Для начала добрая фея Виллина идет на "мокрое дело" и убивает злую фею Гингему, сбросив ей на голову домик, в котором совершенно случайно оказались Элли с Тотошкой. Справедливости ради нужно сказать, что Гингема задумала истребить своим колдовством все человечество, поэтому ее убийство выглядит как благо для всех. Однако вот вам первый звонок: положительным героям можно убивать ради высоких целей.

Берем рассказ Железного дровосека о том, как он стал железным из обычного человека. Как заколдованный топор отрубил ему по очереди обе руки, потом обе ноги. А дровосек, непонятно каким образом избежавший потери крови, весь в крови, приходил (или приползал?) каждый раз к кузнецу, который менял отрубленные члены на железные. Потом топор отрубил ему голову, и кузнец заменил ее на железную. А потом топор и вовсе разрубил дровосека пополам (ух, кровища брызнула во все стороны), и кузнец вынужден был сделать железное тело. Этакий ужастик в стиле японского киберпанка.

Далее все тот же Железный дровосек убивает людоеда, разрубив его своим топором пополам. Представляете себе эту картину с разлетающимися в стороны кишками и хлещущей кровищей, заливающей каменный пол замка людоеда? Интересно, долго ли после этого отстирывали Страшилу, который находился в самом эпицентре событий, а именно - под ногами разрубленного людоеда. И сколько масла ушло на смазку Дровосека после того, как его тщательно отмыли от крови. И все это - на глазах у ребенка начального школьного возраста (Элли, которой было 7 лет). Правда, чуть раньше тот же самый людоед угрожал тому же самому ребенку съесть его и недвусмысленно готовился к сему мероприятию. В общем, встряска для детской нервной системы оказалась той еще. Но детская нервная система оказалась, судя по всему, весьма крепкой. Потому что уже в следующей главе вся компания, как ни в чем не бывало, шагала по дороге из желтого кирпича.

Красная шапочка Не менее кровавую сцену мы видим в конце сказки "Красная шапочка". Когда охотники разрезали убитому волку живот и извлекли из желудка бабушку с внучкой. Оставим пока вопрос о том, как они там поместились и как выжили, а также другие, возникающие при прочтении данной сказки (см. ссылку). Взглянем на обстановку в избушке. Красная шапочка и бабушка, все в волчьей крови, стоят около кровати, залитой все той же волчьей кровью, а на кровати лежит убитый волк с вывороченными наружу внутренностями.

А вот один из вариантов конца сказки "Волк и семеро козлят". Где волк падает в яму, на дне которой горит огонь, и заживо сгорает там. Детали представлять не предлагаю. Кому интересно - можете обратиться к книге "Ангелы и демоны". Там в конце есть сцена в деталях с самосожжением одного из героев. Но ведь с отрицательными героями можно так обращаться? Конечно, это не означает, что злодея не нужно наказать. Волк далеко не ангел и перед этим обманом ворвался в дом и съел козлят. Но зачем с таким садизмом?

Волк и семеро козлят

Причем эту сказку мы читаем детям в их самом раннем детстве.

Не менее садисткой выглядит выходка трех поросят, заживо сваривших волка в котле с кипящей водой. Остается только догадываться, что стало с волком потом, после того, как он выбрался из кипятка по печной трубе и убежал в лес. Наверное, не выжил. Но он отрицательный герой, поэтому с ним можно так поступать. Его не жалко.

Три поросенка

Можно было бы почитать в оригинале сказки европейских народов. Еще до того, как их облагородили Шарль Перро и братья Гримм так, как мы знаем их сейчас. "Золушку", например, а лучше "Спящую красавицу" в изложении Джамбаттисты Базиле. Был такой итальянский собиратель народных сказок в те времена, когда Шарль Перро пешком под стол ходил, а братья Гримм еще не родились. В таком виде эти сказки нашим детям, к счастью, неизвестны.

В качестве примера расскажу сюжет "Спящей красавицы". Сразу предупреждаю: в сказке присутствуют сцены "18+", поэтому, если вы еще не достигли этого возраста, пропустите несколько следующих абзацев.

У одного богатого человека была дочка. В 14 лет она заснула волшебным сном и спала в доме отца.

Прошло время. Спящую девушку обнаружил молодой король. Восхищенный ее красотой и соблазненный легкой доступностью, он... нет, не поцеловал, а поимел спящую красавицу по полной программе. После чего уехал в свой дворец.

Через 9 месяцев у девушки родилась двойня. Она родила во сне (роды принимали феи), проснулась (вовсе не от поцелуя принца) и стала жить вместе с детьми.

Между тем, король вспомнил о спящей красавице и решил воспользоваться ей еще раз (ни слова осуждения). Но каково было его удивление, когда он обнаружил совсем даже не спящую девушку, да еще с детьми. Однако девушка была рада, что нашелся отец ее детей, и король провел несколько дней (и ночей) в ее компании. После чего уехал во дворец к своей королеве.

Королева заподозрила неладное и, в конце концов, узнала о похождениях мужа. Она хитростью заманила девушку с детьми в замок и приказала сжечь ее, а детей сварить и подать на обед королю. Но королевский повар пожалел детей, спрятал их и приготовил на обед ягнят, которых подал на стол. Королева злорадно наблюдала, как король ест мясо, думая, что он ест своих детей.

Повар рассказал королю о приказе королевы. Король воспылал гневом к своей жене и приказал сжечь ее вместо девушки. Приказ был исполнен. После чего король женился на молодой красавице, и все, как полагается, "жили дружно и счастливо".

"Золушку" пересказывать не буду. Считайте это домашним заданием. И не читайте эти сказки в оригинальном виде детям.

Кстати, в английском оригинале сказки "Три поросенка" волк съедает первых двух поросят, падает в котел, сваривается там, после чего третий с удовольствием лакомится вареной волчатиной.

Вернемся к серии сказок об Изумрудном городе. В первой книге Элли нисколько не теряет присутствия духа, замочив (в прямом и переносном смысле этого слова) старую Бастинду. Конечно, она не знала, что вода так подействует на волшебницу. Но сам факт железного спокойствия Элли, на глазах которой в муках умирает человек, удивляет. Впрочем, мы уже выяснили, что нервная система у девочки крепкая, а на страдания отрицательных героев внимания не обращают.

В книге "Огненный бог марранов" 8-летний мальчик Тим невидимым пробирается в замок, чтобы вынести оттуда волшебный телевизор. Встретившись случайно во дворце с Урфином Джюсом, захватившем власть в Изумрудном городе, у мальчика возникает мысль убить захватчика, и он, ничуть не колеблясь, бьет Урфина телевизором по голове. Насмерть, правда, не получается, но готовность к убийству у мальчишки настораживает. Разумеется, сюжетная линия книги не осуждает его поведения.

Наконец, в последней книге серии, "Тайна заброшенного замка", все тот же мальчик Тим, повзрослевший на 2 года, готов пробраться на космический корабль инопланетян, чтобы заложить туда мину. Все бы ничего, но он с таким воодушевлением говорит о том, что нужно взять с собой взрывчатку и с таким рвением готов сам пойти и заложить мину, будто всю свою недолгую жизнь занимался диверсионной работой и убить несколько сотен инопланетян для него - плевое дело.

Давайте подведем итог. В некоторых сказках присутствуют сцены насилия, достойные фильмов ужасов. Но это не самое главное.

Главное: в сказках мы видим, что ради друзей можно воровать и убивать. С одним условием - нужно быть положительным героем. Ведь положительным героям прощается все.

А правильно ли это?


Оглавление
Детские сказки по-взрослому

Назад
Введение

Дальше
Мошенник Изумрудного города

Яндекс.Метрика

0.014