На главную Карта сайта Поиск Написать автору

Сегодня

День смерти: Корлисс Ламонт

Христианство

У христиан: Великий пост

Новые статьи


Вы здесь: Главная страницаХристианствоДекларация русской идентичности
Я-атеист Я-атеист - -

Декларация русской идентичности

Последняя редакция 17.01.2022

Декларация русской идентичности была принята 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме "Единство истории, единство народа, единство России".

Вот ее текст.

Каждая нация - сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие.

Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения.

Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.

Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.

Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп ("русификации"), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода - великое множество в русской истории.

В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово "язык" - древний синоним слова "национальность"). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем, обратное утверждение - принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего - неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом-строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.

В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.

Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

В целом все верно сказано за исключением одного момента. А именно - религиозного.

В Декларации совершенно верно сказано: "принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим". Так почему русский человек должен признавать именно православие? Что мешает ему быть русским, не являясь при этом православным? Исключение критерия религиозной принадлежности из общего числа критериев принадлежности к русской нации не ослабит связи русского человека с русской нацией.

Сразу хочется отметить пару несоответствий.

Во-первых, в начале Декларации говорится: "принадлежность к нации невозможно описать с помощью узкого набора критериев". А в конце дается не такой уж большой перечень критериев принадлежности к русской идентичности. Как же так?

Во-вторых, в определении русской идентичности содержится логическая ошибка: определение через неизвестное: "русский - это человек, считающий себя русским". Возникает вопрос: а что значит считать себя русским?

Я говорю и думаю на русском языке. Не имею иных этнических предпочтений. Уважаю величие русского народа и его роль в мировой истории, несмотря на нынешнюю ситуацию в России. Согласен, что крещение Руси, Куликовская битва, одолением Смуты, победа над Наполеоном и Гитлером - это важные моменты русской истории. Но я не православный. Я атеист. Что же теперь, выходит, я не могу быть русским?

Между прочим, победа над Гитлером, во-первых, была одержана именно атеистическим Советским Союзом, во-вторых, вклад в эту победу внесли не только русские люди, но и представители многих других народов СССР. И в войне 1812 года участвовали не только русские. Да, факт победы сплачивает. Но не нужно забывать о вкладе в победы представителей других наций. Иначе можно получить то, что произошло на Украине, когда некоторые современные "историки" заговорили о том, что Украинский фронт был назван украинским потому, что там воевали одни только украинцы.

Есть и другие, не менее значимые, события в русской и российской истории. Например, Ледовое побоище. Или Октябрьская революция 1917 года - независимо от нашего отношения к ней, она сыграла очень большую роль в истории нашей страны. Или первый полет человека в космос - еще одно большое достижение атеистического Советского Союза.

То, что Русь была крещена князем Владимиром (вскользь напомню, что происходил этот процесс довольно долго и далеко не везде тихо и мирно), а также то, что православию на Руси уже больше 1000 лет, не может считаться показателем обязательности православия как части самосознания русского человека. Об этом в Декларации ясно сказано: "события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания". Не утратив! Как осознавали себя русскими, так ими и остались. Несмотря на то, что перестали быть православными.

Если бы православие не пришло на Русь, в формировании русской идентичности огромную роль сыграло бы славянское язычество. Впрочем, оно и играло до крещения Руси. Заповеди славянских богов Сварога и Перуна были ничуть не хуже библейских.

Утверждение о том, что "каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры" вовсе не является "оправданным и справедливым", а требует серьезного обоснования. Почему именно православие является основой национальной духовной культуры? Почему не древнее славянское язычество, например? А в атеистическое советское время СССР входил в число мировых лидеров по ориентации на духовные ценности (культура, литература, искусство). Так что не православием единым жива русская культура.

Подводя итог, из определения русской идентичности предлагается убрать слова "признающий православное христианство основой национальной духовной культуры" и изложить определение в следующем виде: русский - это человек, не имеющий иных этнических предпочтений, говорящий и думающий на русском языке, ощущающий солидарность с судьбой русского народа.


Оглавление
Христианство

Назад
Мы разучились быть рабами

Дальше
Ответ Даниилу Сысоеву

Яндекс.Метрика

0.023